Позитивных кадров. Хотя возможно-сти такого выразительного средства,
Видимо, весьма ограничены, а употребление его в некоторых фильмах французской "новой волны" выглядит в достаточной мере искусственным, Теоретически оно любопытно как наглядное свидетельство возможности Расширения списка элементов киноязыка. Кроме того, нельзя отри-цать, что В моменты высшего и превосходящего пре-делы возможности напряжения Действия переход на негативный кадр может произвести на зрителя Необхо-димое впечатление удара. Такой эффект достигается, например, в фильме "В прошлом году в Мариенбаде" (необходимая ритмическая инерция Достигается здесь еще и тем, что героиня появляется то в черном, то в Белом платье одинакового покроя, вырисовываясь.в кадрах общего и дальнего плана то как черное, то как белое пятно). Самый факт существования элементов маркирован-ного ряда (хотя бы Потенциально, в сознании зрите-лей) делает немаркированные элементы художест-венно активными. И наоборот. Тяготение режиссера к "условному" или "реальному" кинематографу опреде-ляет перенесение акцента на тот или Иной ряд. Но, (46) вычеркивая один, мы подавляем художественную Ак-тивность другого. В кинематографе создается своеобразная, в семиоти-ческом отношении, Ситуация: система, к которой при-менимо классическое определение языка, Должна об-ладать замкнутым количеством повторяющихся зна-ков, которые на Каждом уровне могут быть представ-лены как пучки еще более ограниченного Числа диф-ференциальных признаков. Утверждение, что знаки киноязыка и их Смыслоразличительные признаки могут образовываться ad hoc, противоречит
Этому правилу. Дновременно поняие кинознака наталкивается еще на одну трудность: если В некоторых фильмах (например, С. Эйзенштейна) лента отчетливо чле-нится На дискретные значимые единицы - знаки, то в других перед нами - Непрерывное изображение, чле-нение которого на дискретные единицы всегда Произ-водит впечатление искусственной операции. Но если нет дискретных Единиц, то нет и знаков. А может ли быть знаковая система без знаков? Сам вопрос кажется парадоксальным. Ответ на него нам придется дать не Прямо, а прибегнуть к некоторому обходному рассуждению, в результате Которого, возможно, будет уточнена самая постановка вопроса. (47) * Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., Соцэкгиз, 1933, стр. 125. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРИРОДА КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ Кинематограф по своей природе - рассказ, повест-вование. Далеко не Случайно на заре кинематографии, в 1894 году, ее идея была сформулирована в патенте Уильяма Пола и Г. Уэллса следующим образом: "Рас-сказывать истории при помощи демонстрации движу-щихся картин".(*) В основе всякого повествования лежит акт коммуникации. Он подразумевает: Передающего информацию (адресанта); 2. Принимающего инфор-мацию (адресата); 3. Канал связи между ними, в качестве которого могут Выступать все структуры, обеспечивающие коммуникацию, - от телефонного Провода до естественного языка, системы обычаев, норм искусства или Суммы культурных памятников; 4. Сообщение (текст). Классическая схема коммуни-кационного акта была дана Р. Якобсоном. (**) КОНТЕКСТ СООБЩЕНИЕ АДРЕСАНТ --------------------- АДРЕСАТ КОНТАКТ КОД Рассмотрим две ее разновидности: АДРЕСАНТ => ПИСЬМО => АДРЕСАТ; АДРЕСАНТ => КАРТИНА => АДРЕСАТ. В определенном смысле оба случая равнозначны: оба они представляют собой
Акт коммуникации, в обоих происходит передача информации, которая Кодируется отправителем некоторого текста и декодируется (48) Получателем. И письмо, и картина представляет собой текст, сообщение. Оба - явления заключают в себе не вещи, а замены вещей. Однако "письмо" как текст отчетливо членится на дискретные единицы - Знаки. При помощи специ-альных языковых механизмов знаки соединяются в Цепочки - синтагмы разных уровней. Текст строится как вневременная Структура на уровне языка и во временной протяженности - на уровне речи. Картина (для простоты задачи берем ее не как факт искусства, а лишь как нехудожественное иконическое сообщение, например, рекламный рисунок) не Делится на дискретные единицы. Знаковость возникает здесь в результате Некоторых правил проекции объекта на плоскость. Если мы хотим увеличить Сообщение по объему информации, то в первом случае мы прибавляем новые Знаки и группы знаков, увеличивая величину текста. Во втором случае мы Можем дорисовать что-либо на той же поверхности - мы усложняем или Трансфор-мируем текст, но не увеличиваем его количественно. Таким образом, хотя в обоих случаях перед нами - явно семиотическая Ситуация, отношение между такими фундаментальными понятиями, как знак и Текст, различно. В первом случае знак есть нечто первичное, Существующее до текста. Текст складывается из зна-ков. Во втором случае Первичен текст. Знак или отож-дествляется с текстом, или выделяется в Результате вторичной операции - аналогии с языковым сообще-нием. Таким Образом, в определенном отношении, зна-ковая система без знаков (оперирующая величинами более высокого порядка - текстами) - Представляет собой не парадокс, а реальность, один из двух возмож-ных Типов семиозиса. Однако, если в нехудожественной коммуникации дискретные и недискретные Сообщения противопостав-лены как две полярные тенденции передачи Сообщений, то в искусстве мы наблюдаем их сложное струк-турное Взаимодействие: так, в поэзии словесный текст, составленный из
Отдельных слов-знаков, начинает вести себя как неразделимый иконический
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|