9. Учёт денежных средств на расчетном счете
Кассир ____________ Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве 2 приходных кассовых ордеров и 0 расходных кассовых ордеров получил. Бухгалтер __________
Касса за 05 марта текущего года
Кассир ____________ Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве 1 приходных кассовых ордеров и 2 расходных кассовых ордеров получил. Бухгалтер __________
Журнал-ордер по кредиту счета 50 «Касса» за март текущего года
Ведомость по дебету счета 50 «Касса» за март текущего года
Сальдо конечное = сальдо начальное + оборот по дебету – оборот по кредиту.
Учетный регистр по счету «Касса»
Пример 13 . Открыть регистр по счету 50 «Касса». Подсчитать обороты и определить сальдо конечное. Сальдо начальное – 11 000 руб. В течение месяца были следующие хозяйственные операции: 1) получены денежные средства из банка по чеку – 300 000 руб.; 2) выдана заработная плата за сентябрь – 260 000 руб.; 3) выданы средства под отчет на командировочные расходы – 29 000 руб.; 4) оприходована наличная выручка от продажи товаров – 80 000 руб.; 5) сданы денежные средства в банк – 80 000 руб.; 6) выдан беспроцентный заем работнику – 20 000 руб.; 7) возвращены в кассу неиспользованные подотчетные средства – 8 000 руб.
Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 50 «Касса». С помощью счета 50 «Касса» можно получить всю информацию о наличных денежных средствах в организации, источниках их поступления и дальнейшего обращения. Сальдо счета показывает общую сумму наличных денежных средств в кассе организации на начало и конец месяца. Счет 50 «Касса» является активным, поэтому по дебету счета учитывается поступление, приход наличных средств в кассу. Выбытие денежных средств из кассы организации отражается по кредиту счета 50 «Касса» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от назначения расходов. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: - субсчет 50. 1 «Касса организации» предназначен для учёта денежных средств в кассе организации; - субсчет 50. 2 «Операционная касса» предназначен для учёта наличия и движения денежных средств в кассах товарных контор (пристаней), билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи;
- субсчет 50. 3 «Денежные документы» предназначен для учёта находящихся в кассе организации почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов; - субсчет 50. 4 «Валютная касса». Для обособленного учёта движения каждой наличной иностранной валюты, когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой. В таблице 6 представлены типовые бухгалтерские записи по учёту кассовых операций.
Таблица 6 Типовые бухгалтерские записи по учёту кассовых операций
9. Учёт денежных средств на расчетном счете Предприятия независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Открытие расчетного счета клиента в банке осуществляется на основании заключенного договора банковского счета и документов, определенных законодательством Российской Федерации. Номер расчетного счета клиента определяется банком в зависимости от вида основной деятельности и формы собственности предприятия и в соответствии с установленным Банком России порядком нумерации лицевых счетов. С 1998 года в РФ используется 20-значный банковский счёт. При этом номер банковского счёта не является номером в математическом смысле. Скорее это числовой код, в котором заключена информация о свойствах этого счёта.
Структура банковского счёта. Согласно регламенту, содержащемуся в положение Банка России от 27. 02. 2017 № 579-П «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», расчетный счет состоит из 20 знаков. Номер банковского счёта разбит на 5 групп. Первая и вторая группа цифр расчетного счета содержит в себе информацию о балансовых аккаунтах банка, которые утверждены Центробанком и означает специфику расчётов. Первая группа (1-3-я цифры) – номер балансового счёта первого порядка (таблица 1). Таблица 1
Вторая группа (4-5-я цифры) – номер балансового счёта второго порядка и отражает специфику деятельности, которую ведёт владелец счёта: - код 01 – финансовые организации; - код 02 – акционерные общества (коммерческие организации); - код 03 – некоммерческие объединения; - код 04 – средства, выделенные для проведения выборов или общественных собраний. Вторая группа состоит из 3 символов (6-8-я цифры) и указывает на валюту, в которой открыт счёт в соответствии с общероссийским классификатором валют (таблица 2). Таблица 2
Третья группа (9-я цифра) состоит из одного символа и содержит ключ счёта или контрольная цифра для выявления случайной ошибки в наборе номера счёта. Четвертая группа (10-13-я цифры) состоит из 4 разрядов и указывает банковское подразделение, в котором открыт счёт. Если банк не имеет филиалов, то эта группа содержит 0000. Пятая группа (14-20-я цифры) состоит из 7 цифр и содержит номер лицевого счёта – это порядковый регистр счёта в банке. Эта группа в свою очередь делится на подгруппы.
Пример 1. Расшифровать расчетный счет 40817810099910004312. Решение. 408 – это счёт физического лица, 17 – счёт резидента РФ, бессрочный, 810 – валюта рубли РФ, 0 – контрольная цифра, 9991 – код подразделения банка – филиал, 0004312 – номер счёта. Пример 2. Расшифровать расчетный счет 40702810400000123456. Решение. 40702 – счет открыт негосударственной коммерческой организацией, 810 – валюта рубли РФ, 4 – контрольная цифра, 0000 – головное отделение банка, 0123456 – номер счета. Денежные средства со счёта списываются по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счёта в случаях, предусмотренных законодательством. При недостаточности денежных средств на счёте – по расчетному счету организации заводится картотека – учёт расчётных документов на списание средств со счёта. Для оплаты расчётных документов, оказавшихся в картотеке средства списываются по мере их поступления в очерёдности, установленной законодательством (статья 855 Гражданского кодекса РФ) (таблица 3). Списание средств со счёта по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очерёдности поступления документов. Таблица 3 Очередность платежа в платежном поручении
Формы безналичных расчётов избираются клиентами кредитных организаций самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Статья 862 Гражданского кодекса РФ определяет следующие формы безналичных расчетов, которые оформляются денежно-расчётными документами установленной формы: - платежные поручения; - требования-поручения; - расчёты по инкассо; - аккредитивы; - чеки. Платежное поручение (английский payment order) (форма 0401060) – это поручение банку о перечислении определенной суммы со счёта предприятия на счёт получателя средств. Платежное требование (английский payment order) (форма 0401061) – это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку оплатить стоимость поставленной продукции (работ, услуг) на основании расчётных и отгрузочных документов. Поставщик направляет требование-поручение в банк покупателя минуя свой банк. Платежное требование может быть выставлено в двух формах: с акцептом, то есть с получением согласия плательщика, либо в безакцептном порядке, то есть без его распоряжения. Если платежное требование выставляется с акцептом, то в соответствующих полях делается пометка «С акцептом» и указывается срок для акцепта, исчисляемый в рабочих днях. Акцепт (от латинского аcceptus – принятый) пункт 1 статьи 438 Гражданского кодекса РФ – это гарантия оплаты или согласие на оплату денежных, товарных или расчётных документов во внутреннем и международном обороте. Банк выполняет платежное требование поставщика и снимает денежные средства со счета плательщика при его согласии (акцепте). Безакцептное списание допускается в таких случаях, как: - оплата за электро- и тепловую энергию, водоснабжение, почтовые, телеграфные, телефонные и иные услуги. При этом указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы или расчеты по ним; - штрафы и излишне полученные суммы по договорам поставки, провозной платы и штрафы в транспортных обязательствах; - при исполнении решения суда; -признание должником претензии на определенную сумму. Инкассовые поручения (английский collection, encashment; от итальянского incasso – поступление, получение) (форма 0401071) – посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя (ИФНС списывает пени и недоимки по налогам, по распоряжению службы судебных приставов). За выполнение инкассо банки взимают комиссионные. Аккредитив – это поручение банка, обслуживающего предприятие другому банку, обслуживающему поставщика, производить оплату счётов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в заявлении на открытие аккредитива. Чек (кассовый) – это поручение банку о выдаче со счёта предприятия указанной в чеке суммы наличных денежных средств. На обороте чека обязательно нужно указать назначение сумм снимаемых со счета средств. Денежные чеки являются документами строгой отчётности и выдаются учреждениями банка на основании заявления установленного образца. Форма чека законодательно не установлена, поэтому каждый банк вправе сам разработать собственную форму, сохранив при этом обязательные реквизиты. Обычно в чековой книжке содержится 25 или 50 страниц, каждая из которых состоит из двух частей: собственно чека, подлежащего сдаче в банк, и корешка, который остается в организации. Платёжный ордер (форма 0401066) – расчётный документ, формируемый банком для частичного выполнения распоряжения получателя денежных средств, по которому имеется частичный акцепт плательщика, при отсутствии достаточного количества денежных средств на банковском счете плательщика, который размещается в очереди не выполненных в срок распоряжений. Банковский ордер (форма 0401067) – распоряжение о переводе денежных средств. Мемориальный ордер (форма 0401108) – банковский документ для оформления бухгалтерской записи на основании данных первичного учётного документа. Расчётные документы действительны к предъявлению в обслуживающую кредитную организацию в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Операции по приёму наличных денежных средств от клиентов осуществляются в кредитной организации на основании объявления на взнос наличными (форма 0402001), представляющих собой комплект документов. Оно состоит из трех частей – первая часть (объявление) остаётся в банке, вторая часть – квитанция, выдаётся клиенту для приложения к первичным документам (к расходному кассовому ордеру), третья часть – ордер, выдается клиенту с отметкой банка (со штампом операциониста) для приложения к выписке банка. Форма документа утверждена положением Центрального банка Российской Федерации от 29 января 2018 года № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Для учёта операций по расчетному счету применяется активный счет 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту – их списание (перечисление, снятие). Обороты по кредиту этих счетов регистрируются на основании выписок банка в журнале-ордере № 2, а по дебету – в ведомости № 2. Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и ведомость по итогам. Дебетовое сальдо счета 51 означает наличие средств на расчетном счете на начало месяца, обороты по дебету – увеличение, то есть поступление средств, а по кредиту – уменьшение, то есть списание средств. Основанием для отражения операций по счету 51 «Расчетные счета» являются выписки банка. Выписка – это копия лицевого счета предприятия, открытого банком. Выписка содержит номер счета предприятия и даты, за которые производились операции по расчетному счету (текущая и предыдущая). Предприятие получает от банка выписку с приложенными копиями документов, на основании которых зачислены или списаны средства. Бухгалтер проверяет выписку и соответствие поступивших и списанных сумм по приложенным к ней документам. При обнаружении ошибки он сообщает об этом в банк. При обработке выписки банка, к ней в первую очередь подбирают все оправдательные документы, против каждой суммы проставляется корреспондирующий счет. Выписка банка вместе с прилагаемыми к ней денежно-расчётными документами служит основой для отражения в бухгалтерском учете операций по расчетному счету, то есть является регистром аналитического учета. В таблице 4 приведен перечень хозяйственных операций и соответствующих им бухгалтерских записей по учёту денежных средств на расчетном счете. Таблица 4 Бухгалтерские записи по учёту операций на расчетном счете
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|