Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная художественная культура: Учебник /Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000.




Народная художественная культура: Учебник /Под ред. Баклановой Т. И., Стрельцовой Е. Ю. – М.: МГУКИ, 2000.

Содержание

1. Народная художественная культура как предмет изучения………………………….. 1

2. Мифологическая школа в изучении НХК. Фольклористика…………………………. 7

3. Эволюционистский метод изучения НХК…………………………………………….. 12

4. Модернистские направления в изучении НХК (диффуционизм,

структурализм, функционализм, этнопсихология)……………………………………13

5. Виды и типы НХК………………………………………………………………………17

6. Жанры НХК…………………………………………………………………………….. 19

7. Мифологическая основа НХК…………………………………………………………. 19

8. Этнические традиции и дифференциация народного костюма…………………….... 28

9. Художественно-мифологическая основа семейной обрядности…………………….. 43

10. Художественно-мифологическая основа календарной обрядности………………... 56

11. Народный театр…………………………………………………………………………71

12. Этническая дифференциация народных игр…………………………………………. 73

13. Этническая специфика народных инструментов…………………………………….. 79

14. Этнодифференцирующие свойства народной хореографии…………………………86

15. Художественно-поэтические формы словесного фольклора………………………... 94

16. Жанры песенного музыкального фольклора…………………………………………. 100

17. Народное зодчество……………………………………………………………………. 120

18. Народная игрушка………………………………………………………………………129

19. Художественная обработка дерева в системе народного

декоративно-прикладного творчества……………………………………………………134

20. Художественная обработка глины в системе народного

декоративно-прикладного творчества……………………………………………………141

21. Художественная обработка нити в системе народного

декоративно-прикладного творчества……………………………………………………143

22. Художественная обработка металла в системе народного

декоративно-прикладного творчества……………………………………………………146

1. Народная художественная культура как предмет изучения.

Смотреть вопросы: 2, 3, 4

Теория НХК рассматривает другие науки как материал для своих выводов и обобщений и, одновременно, дает материалы для других наук.

Рассмотрим понятия, к которым все чаще обращаются в настоящее время исследователи народной художественной культуры.

Культура, ценности. Среди множества определений понятия «культура» наиболее распространенным является представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей.

Первым, кто дал определение понятию ценностей, был польский психолог Ф. Знанецкий. Произошло это в 1918 г. Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины – социальной психологии, которую он рассматривал как науку о том, как культурные основания проявляются в сознании человека.

Для большинства исследователей понятие «ценность» было производным от понятия «установка», которое, хотя и толковалось различными исследователями по-разному, в большинстве случаев обозначает иерархически расположенные и присущие индивиду (или, в иной трактовке, – приемлемые для него) мнения, чувства, а по мнению некоторых исследователей, – и намерения совершить определенное действие.

Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этнос культуры. Ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами – с другой.

Одним из первых определение понятию «ценность» дал К. Клакхон: «... ценности – это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия». Такое определение дало возможность М. Смиту рассматривать ценности как установки особого рода, «действующие в качестве стандартов, посредством которых оценивается выбор. Личностные ценности относятся к области желательного и предпочтительного; они скорее сопряжены с глаголом «должен», чем с глаголами «быть» и «хочу».

М. Рокич считал, что ценности – это устойчивая вера в то, что определенные формы поведения или состояния мира (state of existence) предпочтительнее для личности и общества, чем какие-либо иные. Ценности представляют собой как бы точку пересечения между индивидуумом и обществом, а ценностный подход в целом направлен на изучение и объяснение межкультурных вариаций.

Некоторые исследователи рассматривали ценности как квинтэссенцию личности. С такой трактовкой ценностей связано, в свою очередь, понятие ценностной ориентации (value orientation), которую К. Клакхон определил как «обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения человека к человеку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)».

Именно ценности, то есть то, что культивируется, особенно ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляет се главный смысл и предназначение Философская теория ценностей (аксиология) позволяет рассматривать культуру того или иного народа как систему его духовно -нравственных ценностей и идеалов, воплощенных не только в произведениях профессионального искусства и народного творчества, но также в различных сферах его жизни (праздниках, обрядах, бытовых традициях и т. д. ). Исследования показывают, что в культурах различных стран, эпох, цивилизаций доминирует, как правило, одна и та же система ценностей, но по-разному воплощенная в художественной сфере. Среди них – красота, истина, свобода, ценность родной земли, домашнего очага, родной природы, матери и материнства, опыта и культурного наследия предков и т. д. Особое место в культуре занимают образы-идеалы человека (героя, красавицы и т. д. ), на которые ориентировано развитие той или национально-культурной традиции. В разные эпохи и в разных цивилизациях эти образы-идеалы имели обычно яркую национальную окрашенность (сравним образы русских богатырей и таких звезд Голливуда, как, например, Рэмбо).

Еще одна составляющая любой культуры – те качества человека или народа, которые считаются в данном обществе наиболее значимыми, предстают как добродетели. Издревле в русской традиционной культуре, как и в культурах многих других народов, ценились доброта, милосердие, способность к состраданию, трудолюбие, нестяжательство (приоритет духовных ценностей над материальными) и т. д.

Утрата лих традиционных ценностей и идеалов, ярко воплощенных в традициях нашей народной художественной культуры, грозит российскому обществу духовной деградацией.

Художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Таким образом, художественная культура включает в себя искусство (как форму отражения действительности и художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цвета, композиции, и т. д. ), но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включаются также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей (книги, кинофильмы об искусстве, художественное образование, исследования и т. д. ).

Огромный вклад в исследование истории художественной культуры России внес академик Д. С. Лихачев. Он подчеркивал: «Искусство, созданное русским народом, – это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения».

Творчество – особый характер любой деятельности (художественной, научной, педагогической и т. д. ). Творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности композиторов, художников, актеров и т. д. ). Однако, помимо творческих проявлений, в искусстве имеют место тренаж, репродукция (копирование, воспроизведение образцов) и другие элементы, необходимые как в художественном образовании, так и в других сферах художественной жизни общества.

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н. А. Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, красоты, мистики и т. д.

Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализа­ции и развития ее творческого потенциала – одна из важнейших целей занятий искусством, народным художественным творчеством.

Особую ценность имеют те художественные произведения, в которых отражен неповторимый духовный мир их создателей (народных мастеров, музыкантов и др. ). Такие произведения отличаются самобытностью, своеобразием х­дожественных образов и средств художественной выразительности.

Принятая недавно программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» нацелена на то, чтобы выявить и зафиксировать в разных странах мира, включая Россию, уникальные образцы народного художественного творчества, поддержать их мастеров и передать будущим поколениям «секреты» их творчества.

Этнос. Академик Ю. В. Бромлей рассматривал этнос как социокультурное явление. Этническую общность он определял как исторически сложившуюся на территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)

Альтернативное понимание этноса как биологической единицы, «феномена биосферы», природной общности было выдвинуто Л. Н. Гумилевым и получило популярность в 80-е гг. XX в. Этнос, как считает Л. Н Гумилев, – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: в нем выделяются субэтносы, которые могут возникать и распадаться, причем, ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос. Этносы, по мнению Л. Н. Гумилева, составляют этносферу Земли как часть ее биосферы.

Значение, которое в итоге закрепилось за понятием «этнос», представляет собой нечто среднее между бромлеевским и гумилевским, и в принципе вполне синонимично слову «народ».

В западной науке слово «этнос» крайне редко употребляется. Одним из немногочисленных примеров этого является работа Д. Дереве «Этнопсихоанализ». Основа «этно» используется часто в значении «народный». В этом контексте предстают такие научные направления, как этномузыкознание, этнография, этнология и др.

Широкое распространение получили термины «этнический» (ethnic), «этничность», но и они имеют в западной науке в своем значении особый нюанс и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам. В русском языке термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос». А вот термин «этничность» пришел к нам с Запада и, как правило, сохраняет свое первоначальное значение. Культурологический словарь дает определение этничности как совокупности характерных культурных черт этнической группы, что соответствует англоязычному значению этого термина, когда этническая группа непременно понимается как часть более широкого социокультурного окружения.

Под действие закономерностей, обусловливающих существование и деятельность этноса, попадают общества, возникшие в результате ассимиляционных процессов, т. е. имеющие среди своих членов людей различного, если исхо­дить из вопросов «крови», происхождения. Таков, например, русский этнос и этнос американский. И в том, и в другом случае этносы имели некое ядро, соответственно, славянское и англосаксонское, но собирали вокруг себя, вбирая в себя, представителей других народов. Смешанные браки довершили дело, сцементировав обе эти общности в более или менее прочные целостности. Конечно, ни в России, ни в Америке процесс ассимиляции не дошел до конца, не собрал воедино всех представителей всех народов и племен, живущих еди­ным обществом. Поэтому американцы, долго сравнивавшие Америку с «плавильным котлом», уничтожающим все этнические различия, стали выражаться более осторожно и говорить о своем обществе как о «салате», т. е. беспорядочной смеси различных этнических групп и меньшинств. Однако и русские, и американцы представляют собой этносы, которые имеют тенденцию к расширению путем ассимиляции других.

Ту же тенденцию в большей или меньшей степени имеют все народы. Именно поэтому ученые полагают, что говорить об этносе как о биологической общности бессмысленно. С точки зрения современной этнологии, этнос обладает внутренними механизмами, обеспечивающими его устойчивость, и выражаются они в особом распределении культурных черт и характеристик между членами этноса. Этносу присущи определенные поведенческие и коммуникативные модели, которые типичны для всех членов этноса, поведенческие, коммуникативные, ценностные, социально-политические модели и культурные элементы, свойственные только определенным группам внутри этноса, и другие особенности. Надо подчеркнуть, что этнические процессы стихийны, бессознательны, они не зависят от желания и воли членов этноса.

В этом контексте современный российский этнолог С. В. Лурье дает следующее определение этноса: «Этнос – это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений». В этом значении С. В. Лурье рассматривает этнологическую культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада.

Понятие «традиция», так же как и «культура», имеет несколько значений, причем исключающих друг друга. Так, возможно понимание термина «традиция» в узком знамении, как наследие прошлого, которое принципиально не изменчиво, не гибко.

Можно рассматривать традицию как нечто, находящееся в процессе постоянного изменения. В традиции присутствуют в двуединстве креативная (творческая) и консервативная составляющие. Однако характер изменений в традиционном обществе не произволен. Он задан традицией изнутри.

Для объяснения своего понимания термина «традиция» С. Эйзенштадт прибегает к предложенной в начале 60-х гг. XX в. Э. Шилзом концепции «центральной зоны культуры» – неподвижного, неизменяющегося стержня культуры, во­круг которого сосредоточивается подвижная, изменчивая культурная «периферия».

Если исходить из этой трактовки, традиционная НХК может рассматриваться как устойчивое «ядро» художественной культуры общества, а этнос как носитель традиции. Таким образом, понятия «этнос» и «традиция» тесно сопряжены друг с другом.

По мнению Л. Н. Гумилева, этническая традиция включает в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности. Фундаментом этнической традиции служит стереотип поведения.

Понятие «менталитет». В последние годы в широкое употребление вошло слово «менталитет». Оно звучит в русской речи как иностранный термин, и большинство исследователей было вполне чистосердечно уверено, что это просто иностранное заимствование, и для того чтобы уточнить его значение, достаточно открыть любой иностранный словарь. Однако в зарубежной науке слово «менталитет» вообще не употребляется, а английское слово «mentality» не выступает в качестве термина и не имеет закрепленного за ним определения (или хотя бы различных вариантов определений).

Изредка в качестве термина употребляется французское слово «mentalite», однако и оно не имеет устоявшегося значения. «Словарь общественных наук» определяет менталитет следующим образом: «Термин имеет различные значения, близкие к понятиям установки, умственной функции и даже мышления (последнее – у Л. Брюля (1922 г. ). Только в 1994 г. российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину (который наконец-то был осознан как неологизм) адекватное наполнение. С точки зрения С. В. Лурье, использование слова «менталитет» в принципе может выступать в паре с понятием «традиция» постольку, поскольку подразумевает подвижность, соотнесенность как с прошлым, так и с настоящим, возможность сколь угодно глубоких внутренних противоречий. В этом смысле можно сказать, что традиция выражается в менталитете народа, или, точнее: менталитет нематериализуемая составляющая традиции.

Структуру менталитета, как считают некоторые исследователи, образуют «картина мира» и «кодекс поведения». Поле их пересечений, очевидно, и есть то, что называют «парадигмой сознания». Речь идет о присутствующем в сознании человека стержне, который может при разных внешних условиях выступать в разных обличиях, но который является еди­ным для всего этноса и служит как бы его внутри культурным интегратором.

Определение понятия «этнический менталитет» дает «Краткий этнологический словарь». Здесь этот термин определяется как «свойственный данному народу склад мышления; представляет собой устойчивый изоморфизм (постоянство, неизменность, инвариант), присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный, он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления. Знание этнического менталитета имеет, в частности, значение для определения пропорций между эмоциональным и рациональным уровнем сознания и принятия этнической группой (в лице тех или иных ее представителей) решений, о также меры в воспроизводстве ею дуальной оппозиции – противопостав­ления «мы» – «они», «свои» – «чужие».

Наиболее кратким является определение менталитета как совокупности сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией.

Понятие «этническая картина мира» является наиболее близким к понятию «менталитет». По определению С. В. Лурье, этническая картина мира представляет собой особым образом структурированное представление о мироздании, характерное для членов того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой – воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре данного народа. Этническая картина мира не тождественна этнической культуре или этнической традиции. Она меняется с течением времени более того, различным группам внутри этноса в один и тот же период могут быть присущи разные картины мира. Этническая картина мира представляет собой каждый раз как бы определенный ракурс этнической культуры и определенный вариант кристаллизации этнической традиции.

Понятие «национальный характер». Введение этого понятия в научный оборот связано с признанием того факта, что каждому народу присущ свой, отличный от других психологический склад. Художественная культура народа воплощает национальный характер в самобытных материальных и духовных формах. Особенности национального характера проявляются не только в произведениях народного творчества (песнях, ганцах, сказках, изделиях декоративно-прикладного творчества и т. д. ), но и в традиционных формах их бытования (календарных и семейных праздниках, обрядах, ритуалах и т. д. ).

Научная школа исследования «национального характера» зародилась в середине XX в. Однако современные исследования в области этнологии свидетельствуют, что попытки литературного описания характеров различных народов имели место еще в далекой древности. Описания жизни народов систематизировались даже в Римской империи. Они сделались базой «искусства управления народами», служили пособием для властей по вечно актуальному национальному вопросу. Традиция такого целенаправленного изучения из соображений политических была доведена до совершенства в Византии, в частности в труде императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (IX в. ). Внешняя политика Византии строилась, в первую очередь, как политика приграничная, а потому предполагала манипулирование массами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и «модели поведения», как сказал бы современный этнолог. Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах «варваров», об их военных силах, о торговых связях, об отношениях между ними, о междоусобицах, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия. Разумеется, поступала так не только одна Византия, и можно смело утверждать, что изучение национальных характеров проводилось на протяжении всей последующей истории.

Попытки определить понятие «национальный характер» заняли у ученых несколько десятилетий. Но и по сей день, как считает С. В. Лурье, оно порой кажется мифологемой. По его мнению, широко распространенное убежде­ние, что члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики, могло быть неоспо­римым, если бы между учеными существовало согласие в том, о каких собственно «некоторых психологических характеристиках» здесь идет речь. «Наблюдение, что народы различны, – общее место. Но без ответа остается вопрос: действительно ли эти различия являются национальными различиями, т. е. характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, т. е. разнятся ли они от одной нации к другой? » – задавали вопрос в 1960 г. антропологи X. Дайкер и Н. Фрейда. В конце же 60-х гг. А. Инкельс и Д. Левенсон делали уже вполне пессимистичный вывод: «При нашем нынешнем огра­ниченном состоянии познания и исследовательской технологии нельзя утверждать, что какая-либо нация имеет национальный характер». И сегодня состояние научных поисков в этой области большинство ученых характеризует как кризисное. Однако это вовсе не означает, что в ходе исследования психологических особенностей в поведении, стиле мышления, мировоззрении, особенностях восприятия и реакций членов различных этносов не было сделано никаких существенных открытий или было высказано мало плодотворных гипотез. Знание этих открытий и гипотез необходимо для понима­ния теоретических положений, составляющих основу исторической этнологии, а потому внимательно осмыслим историю поиска тех составляющих национального характера, которые можно было бы считать присущими всем членам этноса. (См. книгу Лурье С. В. Историческая этнология).

Ф. Боаса утверждал, что не только наш язык, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим.

Особенности русского национального характера раскрывались многими отечественными философами (Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, В. С. Соловьевым и другими). Среди современных трудов назовем книгу К. Касьяновой «О русском национальном характере». Автор раскрывает не только характерные черты русского национального характера в исторической динамике, но и сосредотачивается на актуальных проблемах развития национального самосознания русского народа.

Сущность НХК и НХТ. НХК является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой НХК является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражаю­щие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных национально-культурных и национально – художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

НХК – древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, прожи­вавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения НХТ (песни, сказки, танцы и т. д. ). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме («из уст в уста»), и поэтому все время изменялись (варьировались). До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

НХК складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций НХК важный вклад внесли в XIX – начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев.

НХК – более широкое понятие, чем НХТ. НХТ включает в себя совокупность художественных произведений различных ви­дов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты НХТ неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

НХК в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с НХТ.

В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.

Еще один важнейший исторический пласт отечествен­ной художественной культуры, неразрывно связанный с НХК – светская художественных культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т. д. ) и в связи с реформами Петра 1. В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т. д. ) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций НХК, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, художники В. Вас­нецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, НХК – сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т. д. ), НХК включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. НХК вклю­чает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

НХК имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества – мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...