Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.Модернистские направления в изучении НХК (диффузионизм, структурализм, функционализм, этнопсихология).




Зарождение теории диффузионизма связано с именем немецкого ученого, географа и этнолога Ф. Ратцеля. Основная его работа «Антропогеография» вышла в 1909 г. По мнению Ф. Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. В передвижениях народов Ф. Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Диффузионизм основывается на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространения их из одного или нескольких определенных центров.

С диффузионизмом связана теория культурных кругов (работа Л Фробениуса «Естественнонаучное учение о культуре» (1919), Ф. Гребнера «Метод этнологии» (1905), В Шмидта, В. Копперса «Настольная книга по методам куль­турно-исторической этнологии» (1937) Представители теории культурных кругов сводили все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количе­ством специфических культурных элементов. Они считали, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникавшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем отдельными элементами или, что наблюдалось чаще, целыми комплексами в другие области Земли. Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с определенными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений.

К 20-м гг. XX в диффузионистское направление стало терять популярность Его стала вытеснять теория функционализма.

Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Р. Турнвальдом и в Англии Б. Малиновским. Основные их книги соответственно «Человеческое общество в своем социологическом основании» (1931 г. ) и «Научная теория культуры» (1944 г. ). В этих работах внимание исследователей концентрировалось на изучении связей между различными сферами общественной жизни. При этом подчеркивалось, что исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны. Задачи же этнологии состоят в изучении функций культурных явлений их взаимосвязей    и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне связи ее с другими культурами. Культура, как считали представители данного направления, служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, в социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т. п. ). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей. Например, магия дает психологическую защиту от опасности, миф придаст исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим тому или иному обществу. Культура, согласно взглядам функционалистов, в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей. Культура также является системой объектов, действий и установок, в которой все со­ставляющие ее части являются средствами для некой цели.

С. В. Лурье рассматривает и другие этнологические кон­цепции, а также связь этнологии с антропологией.

Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, социальное, психологическое, структурное, символистское и т. п. ). Некоторые ученые считают, что практически никакой установившейся грани между терминами «этнология» и «антропология» в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем отмечается, что этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. В поле зрения антропологии никогда не попадали проблемы возникновения и развития этносов, расселения народов, демографических процессов. Поэтому антропологию предлагается условно рассматривать как часть этнологии, тем более, что изначально, в первой половине XIX в этнология включала в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе «Парижского общества этнологии», где к сфере этнологии относилось «изучение особенностей человеческих рас, специфики их физического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории». С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии «Общества антропологии, этнологии и предыстории» (1869), в Италии – «Итальянского общества антропологии и этнологии» (1871) и т. д. Эта позиция в определении соотношения между этнологией и антропологией была представлена и на Международном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках которого работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии. Наряду с этим со второй половины XIX в. сложилась и иная традиция – рассматривать этнологию в качестве составной социальной части антропологии (так, в Англии созданные «Этнологическое общество» (1863) и «Антропологическое общество» (1863) в 1871 г. были преобразованы в «Королевский Антропологический институт Великобритании и Ирландии»).

Развитие антропологических исследований и их философских основ нашло отражение в новой книге российского ученого Б. В. Маркова «Философская антропология» (издана в 1997 г. ).

Антропологические исследования помогают изучать народную художественную культуру через призму общих проблем человека и человеческого.

Этнография является в большей мере описательной наукой. Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утвари, одежды, орудий труда и т. д. ), традиций и обычаев. Способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала вырабатываются этнологией. В отличие от этнологии («теоретического народоведения») этнографию можно считать «практическим народоведением».

Богатый этнографический материал, касающийся русской традиционной культуры, содержится в трудах М. Забылина, И. Е. Забелина, Н. И. Костомарова, И. Панкеева, Б. А. Рыбакова, А. Терещенко и других авторов.

Этнографические исследования создают базу данных, предоставляют необходимые факты для осмысления художественных аспектов жизни и быта различных народов, выявления и сохранения самобытных форм народного творчества, отслеживания тенденций развития народной художественной культуры в различных регионах.

Этническая история рассматривает исторические формы развития тех или иных этносов, их роль и место в истории различных стран, эпох, цивилизаций. Особое место в исследованиях этнической истории занимают труды Л Н. Гумилева «Этносфера: История людей и история природы», «От Руси до России», «Этногенез и биосфера Земли».

Л. Н. Гумилев выдвинул концепцию этногенеза. Ее сущность сводится к тому, что люди – это организмы, живущие в коллективах, возникающих и исчезающих в историческом времени. Эти коллективы – этносы, а процесс от их возник­новения до распада – этногенез. У всякого этноса есть начало и конец. Как и любой человек, этнос рождается, взрослеет, стареет и умирает. Обычно к истории прилагают две формы движения – вращательную, породившую теорию циклизма, и поступательную, характеристика которой сопровождается оценками «выше – ниже», «лучше – хуже», «прогрессивнее–регрессивнее». Попытка их объединить породила образ спирали. Но есть и третья форма движения – колебательная. Именно эта форма вибрирующего движения, затухающая подобно звучанию струны, отвечает параметрам этнической истории. Каждый этнос или скопление этносов (суперэтнос) возникает вследствие микромутации, изменяющей бытующий стереотип поведения на новый, более жизнеспособный. Возникающий этнос проходит стадии подъема, перегрева и медленного спада за 1200 - 1500 лет, после чего либо распадается, либо сохраняется как реликт – состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо...

Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева в определенной мере объясняет и механизмы пробуждения, активизации и угасания творческой энергии народа на разных стадиях его развития. Археологические материалы и исторические сведения по истории древнеславянских племен, их мифологических воззрениях и отдельных проявлениях художественного творчества содержатся в широко известных трудах Б. А. Рыбакова..

Исследования в области истории этносов помогают раскрыть общее и особенное в художественных традициях различных народов, исторические корни и динамику развития взаимосвязей и взаимовлияний различных национально-художественных культур.

Этнопсихология, являясь одной из отраслей психологической науки, исследует психологические особенности различных народов; историческую динамику и закономерности развития этнического сознания, национальные образы мира; этнические модели и стереотипы поведения в природной и социальной среде.

Важную роль в развитии отечественных этнопсихологиче­ских исследований сыграла книга Г. Г. Шпета «Введение в этническую психологию». Интерес представляют этнопсихологические аспекты в трудах другого российского ученого - Г. Гачева («На­циональные образы мира», «Наука и национальные культуры» и др. ). Широко известна книга французского психолога Г. Лебона «Психология народов и масс».

Определенный вклад в понимание этнопсихологических аспектов культуры внесли труды К. Г. Юнга «Душа и миф: шесть архетипов», «Психология бессознательного», «Феномен духа в искусстве и науке», «Психологические типы».

Этнопсихология создает научную базу для выявления глубинных значений и смыслов народных художественных традиций, образов и языка народного искусства, определяемых менталитетом того или иного народа, его психологией и представлениями о мире.

Этнопедагогика, сложившаяся как отрасль педагоги­ческих исследований, выявляет: системы воспитания у разных народов; национальные традиции семейного воспитания, современные формы и методы воспитания и обучения на основе национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценно­стей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного отношения к родной земле, природе, семье, матери и материнству, к своему народу, педагогические условия развития ин­тереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.

Этнопедагогические идеи были воплощены в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Розанова и других замечательных русских просветителей. В современной России получили признание несколько концепций национального воспитания и образования. Среди них выделяется концепция русской национальной школы профессора И Ф. Гончарова (Санкт-Петербург).

На основе концепции «Русская традиционная культура в преемственной системе «Дошкольное учреждение – школа – вуз», разработанной автором данного раздела, построена деятельность нескольких экспериментальных площадок г. Москвы. На основе экспериментальной работы изданы сборники интегрированных программ по русской традиционной художественной культуре для дошкольников и младших школьников.

Этнопедагогические исследования часто базируются на материале народной художественной культуры, помогая выявлять и реализовывать ее педагогический потенциал в различных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детского и юношеского творчества, в школах искусств и т. д. ). Важное место занимают этнопедагогические исследования и в подготовке специалистов в области народной художественной культуры, которая ведется в средних и высших специальных учебных заведениях (прежде всего – в вузах культуры и искусств).

Этнолингвистика изучает особенности языка того или иного народа, исследует местные диалекты в их взаимосвязи с национальным характером и образом жизни. Такие исследования помогают лучше понять региональные особенности устного народного творчества, народных песенных традиций, фольклорного театра и других видов народного творчества, связанных со словесными формами.

Этнокультурология. развивающаяся в настоящее время как самостоятельная отрасль культурологической науки, призвана исследовать: сущность и структуру этнической культуры, взаимосвязи и взаимозависимости различных ее компонентов; духовно-нравственные ценности и идеалы народа как основу этнической культуры; комплексы культурных черт различных народов; динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения), становление и развитие национально-культурных традиций; проблемы национально-культурной политики и межнационального культурного сотрудничества. Многие из этнических процессов могут быть представлены в культурологических понятиях. Так, этнические процессы часто описываются с помощью понятия «традиция». Для культурологов важно увидеть ее проявления и модификации, в том числе – в сфере народной художественной культуры. Культурологические концепции позволяют углубить представления о народной художественной культуре как неотъемлемой части этнической культуры, а также разрабатывать механизмы сохранения художественно­го наследия разных народов в современном культурном пространстве.

Особую роль в становлении отечественной этнокультурологии сыграли труды блистательных русских философов Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, Н. О. Лосского, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина и некоторых дру­гих. Так, Н. А. Бердяев много размышлял о «душе России» и путях национальной культуры. И. А. Ильин в 30-е годы XX века разработал целую программу обновления русской культуры. Он верил в то, что русскому народу удастся «вновь обрести свой национальный духовный лик». В этом особую роль он отводил семье как «лаборатории человеческих судеб». Он подчеркивал, что «каждый народ вынашивает и осуществляет духовные акты особого, национального строения и потому творит культуру по-своему».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...