5.Виды и типы НХК. Народное декоративно-прикладное творчество. Народное зодчество. Народное песенное творчество
5. Виды и типы НХК. Народное декоративно-прикладное творчество Народное декоративно-прикладное творчество – сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал. Как отмечает известный исследователь народного творчества М. А. Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».
Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов. Народное зодчество Понятиенародное зодчествов русской художественной культуре, прежде всего, связано с деревянным зодчеством. Основываясь всецело на традициях народного искусства, русское деревянное зодчество достигло высокого совершенства и в значительной мере повлияло на все развитие русской архитектуры. В нем проявились все основные черты народного искусства как особого типа творчества. В архитектурных сооружениях, и в архитектурном декоре сохранялось и передавалось прежде всего то, что составляло духовные ценности народа. В этом проявилась родовая сущность зодчества как области народного искусства. Природосообразность народного зодчества выразилась, во-первых, в виртуозном использовании возможностей и свойств дерева как строительного материала, во-вторых, в органической связи архитектурных форм и декора с формами живой природы (в том числе и антропоморфных), в-третьих, в умении сделать сооружения неотъемлемой и органичной частью природной среды. Традиция в народном зодчестве означала прежде всего единство конструктивных и художественных принципов и идейно-образного содержания, передававшееся из поколения в поколение. Наличие самобытных региональных особенностей и многообразие форм деревянной архитектуры связано с понятием вариативности в народном искусстве. Кроме того, народное зодчество имело свою художественно-образную систему, в которой отразились космологические и эстетические идеалы народа. Если мы говорим об ансамблевом характере народного искусства, то народное зодчество во многом выполняет ансамблеобразующую роль, организует духовно-пространственную среду жизни этноса.
Народное песенное творчество Главным отличительным признаком человека считают то, что он существо, владеющее членораздельной речью. Музыканты добавляют к этому: человек — существо, не только говорящее, но и поющее, поющее к тому же по-особому. Ведь истоки человеческого пения уходят в ту же незапамятную даль, что и истоки речи. Возможно, речь и пение появились одновременно. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, начинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т. е. совершать магические обряды, зарождались разные искусства. Вероятно, многие тысячелетия пенис, пляска, игра на примитивных инструментах существовали и развивались нераздельно — именно это и называют «первобытным синкретизмом» искусств. Однако в той же древности появились и зародыши самостоятельных искусств: музыка (инструментальные наигрыши), поэзия (различные предания), скульптура, роспись стен (наскальная живопись) — все это чаще всего имело ритуальное значение. Народная песня — сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом — оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества; она существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни также любима людьми, так же нужна им, как и их далеким предкам. Ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к происходящим историческим событиям. Само понятие «народное музыкальное творчество» охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями трудового народа: крестьянами, рабочими, ремесленниками, отходниками на промыслы, солдатами и матросами, отчасти также представителями интеллигенции. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором. Слово фольклор в переводе с английского языка означает породная мудрость. В отечественной фольклористике под этим понятием подразумевается искусство устной, бесписьменной традиции, сложившееся в многовековой творческой практике того или иного этноса. Что же такое устное народное музыкальное творчество. Т. И. Попова в хрестоматии «Русское народное музыкальное творчество» трактует устное народное музыкальное творчество как первооснову всей музыкальной культуры. Устная традиция воспроизведения и распространения свойственна произведениям народного творчества и исторически связана с теми далекими временами, когда письменность еще не существовала. Поэтому издавна музыкально-поэтические произведения распространялись исключительно изустным путем, переходя из поколения в поколение, из одной местности в другую. В процессе изустной передачи народной песни огромную роль сыграла коллективность творческого процесса Ведь песню иной раз складывают двое и даже несколько певцов. Однако в своем первоначальном виде песня может быть создана и одним лицом. Складывая напев, певец использовал привычные песенные интонации и попевки, характерные для данной певческой традиции приемы ладового и мелодического развития. Иными словами, при сочинении мелодии слагатель песни широко пользуется веками накопленным коллективным творческим опытом народа Удачные песни подхватывались другими певцами — это отразилось на дальнейшем развитии песни Видоизменялись напев и слова песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов и текстов, что привело к многовариантности песни. Например, песенные сюжеты («Как по морю, морю синему», «Аи во поле липонька», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка») бытуют с различными, ярко своеобразными напевами. Такое обилие мелодических вариантов свидетельствует о творческой одаренности русского народа в области музыки, его неисчерпаемой способности к созданию все новых и новых мелодий. Песня неизбежно становилась такою же разнообразной, как и сама жизнь, воплощаясь в различных жанрах, отличающихся бытовым предназначением и напевами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|