Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.Виды и типы НХК. Народное декоративно-прикладное творчество. Народное зодчество. Народное песенное творчество




5. Виды и типы НХК.

Народное декоративно-прикладное творчество

Народное декоративно-прикладное творчество – слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М. А. Некрасова, в современных условиях «возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного ис­кусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Народное зодчество

Понятиенародное зодчествов русской художествен­ной культуре, прежде всего, связано с деревянным зодчест­вом. Основываясь всецело на традициях народного искусст­ва, русское деревянное зодчество достигло высокого совер­шенства и в значительной мере повлияло на все развитие рус­ской архитектуры. В нем проявились все основные черты на­родного искусства как особого типа творчества. В архитек­турных сооружениях, и в архитектурном декоре сохранялось и передавалось прежде всего то, что составляло духовные цен­ности народа.

В этом проявилась родовая сущность зодчества как области народного искусства. Природосообразность народ­ного зодчества выразилась, во-первых, в виртуозном исполь­зовании возможностей и свойств дерева как строительного материала, во-вторых, в органической связи архитектурных форм и декора с формами живой природы (в том числе и ан­тропоморфных), в-третьих, в умении сделать сооружения не­отъемлемой и органичной частью природной среды. Традиция в народном зодчестве означала прежде всего единство конструктивных и художественных принципов и идейно-образного содержания, передававшееся из поколения в поко­ление. Наличие самобытных региональных особенностей и многообразие форм деревянной архитектуры связано с поня­тием вариативности в народном искусстве. Кроме того, на­родное зодчество имело свою художественно-образную сис­тему, в которой отразились космологические и эстетические идеалы народа. Если мы говорим об ансамблевом характере народного искусства, то народное зодчество во многом вы­полняет ансамблеобразующую роль, организует духовно-пространственную среду жизни этноса.

Народное песенное творчество

Главным отличительным признаком человека считают то, что он существо, владеющее членораздельной речью. Му­зыканты добавляют к этому: человек — существо, не только говорящее, но и поющее, поющее к тому же по-особому. Ведь истоки человеческого пения уходят в ту же незапамятную даль, что и истоки речи. Возможно, речь и пение появились одновременно. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, на­чинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т. е. совер­шать магические обряды, зарождались разные искусства. Ве­роятно, многие тысячелетия пенис, пляска, игра на прими­тивных инструментах существовали и развивались нераз­дельно — именно это и называют «первобытным синкретиз­мом» искусств. Однако в той же древности появились и заро­дыши самостоятельных искусств: музыка (инструментальные наигрыши), поэзия (различные предания), скульптура, рос­пись стен (наскальная живопись) — все это чаще всего имело ритуальное значение. Народная песня — сочетание двух ис­кусств: музыки и поэзии, созданной народом — оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчест­ва; она существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни также любима людьми, так же нужна им, как и их дале­ким предкам. Ведь песенное творчество отражает черты на­ционального характера народа, отношение людей к окру­жающей действительности, к родной природе, семье, к про­исходящим историческим событиям. Само понятие «народ­ное музыкальное творчество» охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музы­кальные и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями тру­дового народа: крестьянами, рабочими, ремесленниками, от­ходниками на промыслы, солдатами и матросами, отчасти также представителями интеллигенции. Однако исконно на­родную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором. Слово фольклор в переводе с английского язы­ка означает породная мудрость. В отечественной фольклори­стике под этим понятием подразумевается искусство устной, бесписьменной традиции, сложившееся в многовековой твор­ческой практике того или иного этноса. Что же такое устное народное музыкальное творчество. Т. И. Попова в хрестома­тии «Русское народное музыкальное творчество» трактует устное народное музыкальное творчество как первооснову всей музыкальной культуры. Устная традиция воспроизведе­ния и распространения свойственна произведениям народно­го творчества и исторически связана с теми далекими време­нами, когда письменность еще не существовала. Поэтому из­давна музыкально-поэтические произведения распространя­лись исключительно изустным путем, переходя из поколения в поколение, из одной местности в другую. В процессе изуст­ной передачи народной песни огромную роль сыграла кол­лективность творческого процесса Ведь песню иной раз складывают двое и даже несколько певцов. Однако в своем первоначальном виде песня может быть создана и одним ли­цом. Складывая напев, певец использовал привычные песен­ные интонации и попевки, характерные для данной певческой традиции приемы ладового и мелодического развития. Ины­ми словами, при сочинении мелодии слагатель песни широко пользуется веками накопленным коллективным творческим опытом народа Удачные песни подхватывались другими певцами — это отразилось на дальнейшем развитии песни Видоизменялись напев и слова песен, так как народным пев­цам присуще творческое отношение к тому, что они испол­няют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напе­вов и текстов, что привело к многовариантности песни. На­пример, песенные сюжеты («Как по морю, морю синему», «Аи во поле липонька», «Не шуми, мати, зеленая дубравуш­ка») бытуют с различными, ярко своеобразными напевами. Такое обилие мелодических вариантов свидетельствует о творческой одаренности русского народа в области музыки, его неисчерпаемой способности к созданию все новых и новых мелодий. Песня неизбежно становилась такою же разно­образной, как и сама жизнь, воплощаясь в различных жанрах, отличающихся бытовым предназначением и напевами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...