Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.Эволюционистский метод изучения НХК.




Народная художественная культура, то есть художественная культура того или иного народа (этноса) интересует представителей самых различных отраслей науки. Теория НХК развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них – этнология, антропология, этнография, этнопсихология, этнопедагогика и др.

Этнология – сравнительная дисциплина; ее цель – описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий. Термин «этнология» происходит от греческого слова «этнос» – народ, связанный общими обычаями, нация. Основным предметом изучения этнологии считается находящаяся в постоянном развитии теория этноса. Вот почему иногда этнологию называют «теоретическим народоведением».

Этнология считается наиболее широкой, интегративной сферой исследований всех аспектов жизни этносов. Она изучает такие проблемы, как: сущность и основные закономерности возникновения, развития и распада этносов, расселение народов, демографические процессы, происходящие в различных этносах, социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти и т п. ); ритуалы, обычаи, верования различных народов, системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптацию к природной среде, системы родства у различных народов; системы родственных кланов; экономическое поведение членов того или иного этноса и т. д. Проблемное поле этнологии очень широко. С ним пересекаются многие предметные области, изучаемые и другими науками.

Этнологические концепции позволяют рассматривать народную художественную культуру в самом контексте всех сфер развития этносов.

Интересный материал для размышлений о роли и месте НХК в истории человечества дает книга С. В. Лурье «Историческая этнология» В ней рас­крывается сущность нескольких этнологических теорий. Сре­ди них – теория эволюционизма – первая теоретически значимая школа в этнологии, которая зародилась в конце XVIII в и получила широкое распространение на протяжении XIX и XX вв. Эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур. В рамках этой теории были разработаны и опубликованы различные подходы к проблеме происхождения и развития человека и человечества. Среди них:

- идеи Ж. Ламарка, предположившего, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде, и эти свойства передаются последующим поколениям путем наследования;

- теория эволюции и естественного отбора, изложенная Ч. Дарвином в книге «Происхождение видов», вышедшей в свет в 1859 г.;

- периодизация общеисторического процесса, представленная Г. Клеммом, который опубликовал в 1843-1847 гг. свою пятитомную «Общую историю культуры человечества»;

- исследование брака в его культурно-историческом развитии, предпринятое австрийским юристом и этнологом И. Унгером, который опубликовал в 1850 г. свой основной труд «Брак и его всемирно-историческое развитие»;

- идеи Т. Вайца, опубликовавшего в 1859 г. свою «Антропологию диких народов», где предпринята попытка объединить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения в исследовании догосударственного периода;

- эволюционистские концепции английских этнологов Э. Тайлора, Дж. Мак-Леннана и Дж. Лаббока (в 1871 г. вышли в свет работы Э. Тайлора «Первобытная культура» и Дж. Мак-Леннана «Теория патриархата», а годом ранее «Происхождение цивилизаций» Дж. Лаббока);

- теория пережитков, выдвинутая русским ученым К. Д. Кавелиным, который на десятилетие раньше Э. Тайлора сформулировал свою концепцию первобытных форм культуры,

- проблемы формирования и развития патриархальной общины, отраженные в трудах М. М. Ковалевского;

- исследование американского ученого Л. Моргана «Системы родства и свойства» (1858) и его монография «Древнее общество» (1878), в которой он подразделил развитие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов – на три ступени.

С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе представлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире. История культуры представлялась как непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.

В рамках эволюционизма была создана модель первобытного общества, тесно связанная с дарвинизмом. Первобытное общество, с точки зрения этнологов-эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические основы.

Однако фактические материалы во многих случаях не согласовывались с эволюционистскими схемами. Начались поиски новых путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...