4. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: содержание, задачи, методы.
4. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: содержание, задачи, методы.
Сенсорное воспитание– целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению; формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Основы сенсорного воспитания. Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фрёбелем, значительное место отводится задачам воспитания восприятия. Фрёбель полагал, что свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Развернутая система сенсорного воспитания являлась основной частью и дошкольной дидактики М. Монтессори. Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели: развитию органов чувств. По мнению М. Монтессори, воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением. Попытка реализовать задачи сенсорного воспитания была сделана и в педагогической работе Ж. О. Декроли, который создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В отличие от Фрёбеля, он использовал в играх детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира. Декроли разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др. ), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (получая множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме). Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их.
Задачи сенсорного воспитания: -формировать у детей разнообразные обследовательские действия; -формировать у детей знание систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; -побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов; -развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности. Условия и методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Условием сенсорного воспитания является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая ему освоить эти предметы. Методика сенсорного воспитания. 1 этап. Привлечение внимания к сенсорному признаку. Воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. 2 этап Обучение перцептивным (восприятие) действиям. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затем он предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.
3 этап Формирование представлений об эталонах. В старшем дошкольном возрасте. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т. д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие. 4 этап создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Современные системы сенсорного воспитания В программе «От рождения до школы»( Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. ) сенсорное развитие реализуется в области развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Вместе с сенсорным развитием происходит развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. В программе «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина)сенсорному развитию также уделяется внимание. В данной программе присутствует сенсорный и интеллектуальный тренинг система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др. ), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр. ). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|