28. Организация работы по развитию изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в ДОО
28. Организация работы по развитию изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в ДОО
«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей. Созданное детьми изображение остается, его можно рассматривать, оценивать, сравнивать, совершенствовать. В детских дошкольных учреждениях видами изобразительной деятельности являются: 1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. 2. Лепка – является разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. 3. Аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. 4. Конструирование – этот вид деятельности больше других связан с игрой. Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения: 1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; 4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу. Т. С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностьювторого этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т. п. ). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т. п. ). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени. 29. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста Особенности эстетического восприятия дошкольниками произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно–прикладного искусства, дизайна. Основные требования к отбору произведений искусства: · доступность возрасту, учёт возрастных психофизических и индивидуальных особенностей; · разнообразие стилевой манеры; · доступность содержания для детского восприятия; · художественная ценность; разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т. д. ) · положительное-эмоциональное воздействие на ребёнка; · содержание должно носить воспитывающий характер.
Условия восприятия произведения графики: 1. Наличие у детей интереса на воспринимаемые графические образы. 2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми 3. Яркая выразительность образов, составляющих произведение. 4. Соответствие содержательной стороны произведений возрастным и индивидуальным особенностям восприятия. 5. Профессионализм педагога. 6. Эстетическое оформление. 7. Соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообразности, природосообразности, преемственности) Эффективность усвоения дошкольниками в процессе ознакомления с графикой зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководства, и правильного отбора произведений. · произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения; · художественные образы картин должны быть понятны детям, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес; · картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Формы работы: экскурсия, занятия, занятия - виртуальные экскурсии (слайд-шоу, видеофильма, слайдов), занятия-беседы с использованием репродукций, занятие-развлечение (для закрепления материала), игра («Мастерская» - дети делятся на художников и экспертов; «Галерея» - дети выполняют по очереди роли экскурсовода и посетителей. Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями живописи была разработана Р. М. Чумичевой, Н. А. Курочкиной. Ознакомление дошкольников с живописью происходит в 3 этапа: 1этап: искусствоведческий рассказ педагога. 2 этап: постановка вопросов более обобщённого характера. 3 этап: Задачи: сравнение изображённого с личным опытом; развитие разнообразных ассоциаций, эмоций чувств. метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образцов, игровые приёмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|