Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

33. Теоретические основы управления дошкольной образовательной организацией




33. Теоретические основы управления дошкольной образовательной организацией

Современные исследователи определяют управление следующим образом:

— специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А. В. Тихонов);

— деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В. Ю. Крачевский).

Управление в ДОУ - особая деятельность, в которой ее субъекты по средством планирования организации и контроля обеспечивают достижение целей ДОУ, а также согласованность современного труда сотрудников в решении задач развития, обучения и воспитания детей дошк возраста.

Принципы управления: принцип научности в управлении, объективность и конкретности, гибкости, главного звена, оптимальности, стимулирования, опережающей инициативы руководителя, плановости, коллегиальности и единоначалия, соц ориентированности, гуманности.

Методы управления: система способов воздействия субъектов управления на объекты для достиж результатов: Общие (экономические, организац-распорядит, соц-психологические) и Частные.

Содержание управленческой деятельности: управленческий цикл - это совокупность управленческих функций, которые осущ-ся одновременно, либо в некоторой последовательности и имеют ограниченные временные рамки. Функции: Планирования, Контроля, Анализа

Принятие решений как основа управления (виды решений): интуитивные; решения, основанные на прошлом опыте; рационально-логические.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий. Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд. Результат есть реализованная цель. Необходимо выделить уровни управления по результатам:

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг. Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей. Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями.

Формирование организационной структуры управления:

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Структура этих отношений такова: детский сад — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчиненный; педагог — педагог; педагог — родители; педагог — дети; ребенок — ребенок.

 

34. Заведующий в системе управления дошкольной образовательной организацией.

Под руководством дошкольной организации необходимо создавать направленную работу, обеспечивающую согласованность всей работы работников в решении вопросов воспитания и обучения ребенка в системе современных условий. Современные образовательные организации становятся всё более сложной системой. Этой системе приходится действовать в динамическом современном мире, который предъявляет к ней всё более возрастающие требования. Одновременно с этим и внутри её появляются педагогические управленческие новшества, создающие возможности для качественного изменения способов и результатов работы. Все это приводит к осложнению управления и порождает в новых научных способах их решения. Управление — это явление объективно обусловлено, вызванное к жизни, закономерности и взаимосвязи функциональной системы. Цель управления дошкольной организацией — гарантировать наилучшее функционирование всех концепций, значительно эффективной воспитательно-просветительной деятельности с ребенком при минимальных затратах времени и сил. Важную роль в постановлении данных вопросов занимает «демократизация управления дошкольной организацией, то что подразумевает: – педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду; – компетентность всех участников в вопросах управления; – новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка, гуманизация отношений); – педагогическое сотрудничество с родителями и школой; – создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей); – заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах; – обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы)». Управляющий, как администратор использует собственные возможности «с целью предоставления функционирования дошкольной организации в согласовании с действующими нормативными актами: – совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику (комплектует штаты, осуществляет подбор, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию); – устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников дошкольного учреждения; – обеспечивает выполнение законодательства о труде, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности; – организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди родителей, направляет работу родительского комитета; – действует от имени дошкольного учреждения, представляя его во всех государственных, кооперативных предприятиях, учреждениях, организациях; является распорядителем кредитов и имущества дошкольного учреждения, решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб при нем; – в пределах компетенции дошкольного учреждения заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения; – отчитывается о работе учреждения перед коллективом и отделом народного образования. Организаторская работа заведующего обязана являться ориентированной на обеспечение многостороннего воспитания и формирования личности каждого ребёнка. Относительно для неё возможно отметить: разумно-проектировочный, коммуникативный, непосредственно организаторский и гностический элементы. Конструктивно-проектировочный компонент содержит составление плана организационной и педагогической работы всего коллектива. К ней относится планирование содержания работы детского сада: составление смет и других планово-финансовых документов, тарификационных списков и т. д., распределение работы во времени и между членами коллектива (с учетом уровня квалификации, опыта, психологического климата); создание условий для взаимодействия их в процессе работы. Сюда же можно отнести планирование деятельности и самого заведующего по руководству коллективом (стиль руководства, система организационно-воспитательных воздействий на коллектив, самовоспитание). Непосредственно организаторская работа управляющего — это способность отыскать разнообразные типы взаимодействия сотрудников детского сада между собой так, чтобы результаты их совместной деятельности соответствовали целям и задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. Заведующий совместно с педагогами осуществляет выбор программы работы с детьми, обеспечивает, контролирует работу воспитателя и медицинских работников по ее выполнению, организует педагогический всеобуч родителей, повышение квалификации педагогов и др.. Коммуникативная работа заведующего ориентирована на формирование правильных отношений среди членов коллектива с учетом их личных и возрастных отличительных черт. При этом он должен сопоставлять собственную работу с требованиями, какие предъявляются к руководителю. Гностический элемент содержит изучение нахождения и методов влияния на других людей с учетом возрастных, личных отличительных черт работников, особенностей воспитательно-просветительного хода и итогов своей деятельности, её плюсов и недочетов. В данной фазе совершенствуется корректирование и усовершенствование работы управляющего. На 2-ой степени руководство осуществляют педагог-методист, заместитель заведующего по АХЧ, старшая мед. сестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. В данной степени заведующий осуществляет прямую и опосредованную реализацию административных решений посредством распределения обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольной организации. Методист реализовывает руководство воспитательно-просветительной работой дошкольной организации. Заведующий хозяйством отвечает «за сохранность сооружения дошкольного хозяйства и собственности, организует чистоту и порядок в помещениях детского сада и на участке, противопожарную охрану и организацию труда обслуживающего персоналаСогласованная работа абсолютно всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления гарантирует большой результат в достижении поставленных перед работниками дошкольного учреждения целей. Только основываясь на поддержку собственных заместителей и социальные организации, руководствуясь принципом делегирования ответственности и централизации контролирования, взаимодействия абсолютно всех ступеней управления, отчетливо устанавливая области воздействия абсолютно всех руководящих организаций, их возможности, заведующий способен достичь эффективного общения всех членов группы согласно вертикали и горизонтали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...