32. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
32. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
Технология ТРИЗ как средство речевого творчества детей дошкольного возраста. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а на учить мыслить системно , с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы: Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Особенности работы с загадкой. На основе учёта характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к их применению в целях развития словаря:
• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; • загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»); • обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов); • отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; • придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок; • загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме. Технологии развития связной диалогической речи. Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр. В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников. Технологии речевого развития: 1)проектная деятельность; 2)исследовательская деятельность; 3)игровые технологии; 4)информационно-коммуникационные технологии; 5)технология проблемного обучения. 1. Метод проектов В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт? », «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время? », Проекты для детей старшего дошк возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь... », «Добрые слова в день рождения», «Как открыть книжный гипермаркет.
2. Технология исследовательской деятельности На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации. 3. Игровые технологии Мнемотехника: Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Моделирование: Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой.
Артикуляционные и речевые упражнения, Игры на формирование фонематического восприятия, Коммуникативные игры, Пальчиковые игры Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д. ); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала). Театрализованная игра 4. Информационно – коммуникационные технологии Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. 5. Технология проблемного обучения Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. ОД. Примеры проблемных вопросов в разделе «Подготовка к обучению грамоте»: -Из чего состоит слово, если мы его произносим? -Из чего состоит слово, если мы его пишем? -Может ли слово состоять только из гласных звуков? -Может ли слово состоять только из согласных звуков?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|