Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 4. Тема: «Декларация прав человека и гражданина». Вопросы, выносимые на обсуждение. Методические рекомендации




Практическое занятие № 4

Тема: «Декларация прав человека и гражданина»

Цель: сформировать навыки работы с историческими документами нового времени (конституциями, декларациями прав, программами политических партий)

Организационная форма занятия: семинар - дискуссия

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Права и свободы естественные.

2. Права и свободы политические.

3. Принципы судопроизводства, т. е. юридическая защита прав и свобод.

4. Основные принципы государственного устройства.

5. Историческое значение «Декларации прав и свобод человека и гражданина». Идеи «Декларации» и современность.

Методические рекомендации

Подготовку к занятию нужно начать с выяснения конкретно-исторической обстановки во Франции: начало революции, первые преобразования Учредительного собрания, расстановка политических сил.

Чтобы раскрыть 2 вопрос, нужно выяснить: какие идеи английского и французского Просвещения были положены в основу Декларации прав человека и гражданина? Каким образом авторы Декларации использовали опыт Американской революции (Декларация независимости, Билль о правах)? Ответы нужно обосновать текстом Декларации прав человека и гражданина.

При анализе содержания Декларации прав человека и гражданина нужно разделить все статьи на 4 группы в соответствии с пунктами плана семинарского занятия. Нужно охарактеризовать все статьи из каждой группы. В этом помогут монографии, указанные в списке литературы.

Историческое значение Декларации прав хорошо раскрыто в журнальных статьях, посвященных 200-летию революции.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

Составьте хронологическую таблицу «Великая французская буржуазная революция: основные события и преобразования»

этап революции, партия у власти, лидеры главные события основные преобразования
     
     
     
     

 

Таблица должна содержать ключевую информацию по основным событиям четырех этапов Великой французской буржуазной революции XVIII в.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Гладышев А. В. Французская революция: взгляд из XXI века // Вопросы истории. – 2007. – № 10.

2. Гордон А. В. Великая французская революция в советской историографии. – М., 2009.

3. Практикум по новой истории стран Европы и Америки \ Сост. Пантюхина Т. В. – Ставрополь, 2006. – С. 78-102.

4. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. – М., 2007.

Дополнительная:

1. Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю. История Франции. – М., 2005.

2. Бовыкин Д. Ю. Либеральные ценности и опыт революции // Французский либерализм в прошлом и настоящем. – М., 2001. – С. 58-79.

Источники:

1. История Европы в 8-и томах. Т. 4. – М., 1994. – С. 298-320.

2. Рождение французской политико-правовой системы. – Л., 1990. – С. 40-64, 65-67, 178-183.

3. Даниленко В. Н. Декларация прав и реальность. – М., 1989.

4. Декларация прав человека и гражданина // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. – М., 1990. – С. 103-105.

5. Декларация прав человека и гражданина 1789 года: история и современность. //Советское государство и право. – 1989. – №7. – С. 44-54.

6. Смирнов В. Великая Французская революция и современность // Мировая экономика и международные отношения. – 1989. – №7. – С. 55-65.

Интернет ресурсы:

1. Сайт Великая французская революция < http: //vive-liberta. narod. ru> - статьи и монографии о революции, документы: письма, свидетельства современников, публицистика. Есть ссылки по персоналиям, биографические справки.

2. http: //www. hrono. ru/1789fr. php хронологическая таблица основных событий Великой французской революции

 

Практическое занятие №5

Тема: Конституции 1791 г. и 1793 г.

Цель: сформировать навыки работы с историческими документами нового времени (конституциями, декларациями прав, программами политических партий)

Организационная форма занятия: семинар-дискуссия

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Конституция 1791 г.

•форма государственного правления

•структура органов власти

•полномочия короля, полномочия Национального собрания

•избирательное право

2. Конституция 1793 г. в сравнении с конституцией 1791 г.

• «Декларация прав» 1793 г.: в чем выражался ее более демократический характер по сравнению с «Декларацией прав» 1789 г.?

•форма правления по конституции 1793 г.

•структура органов власти

•избирательное право

•в чем выражается более демократический характер конституции 1793 г. по сравнению с конституцией 1789 г.?

3. Историческое значение конституций 1791 г. и 1793 г.

Методические рекомендации

Подготовку к занятию следует начать с изучения конкретно-исторической обстановки создания обеих конституций.

При анализе Конституции 1791г. (документ № 24) нужно проследить, каким образом принципы, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина, реализованы в конституции. Как реализованы принцип народного суверенитета, конституционализма, представительного правления, разделения властей, справедливого судопроизводства и др. В каком вопросе конституция противоречит Декларации прав? Выясните, насколько была ограничена королевская власть: существенно или незначительно.

Конституция 1793 года (документ № 25). Начать подготовку нужно со сравнительного анализа Деклараций прав 1793 и 1789 гг. В чем якобинская декларация демократичнее декларации 1789 года (расширение перечня прав и свобод, более развернутая характеристика народного суверенитета и его гарантии)?

Анализ Конституции 1793 г. нужно проводить в сравнении с конституцией 1791 г. по всем пунктам плана, обращая внимание на более демократический характер конституции 1793 г.

Подумайте над вопросом: почему Конституция 1793 г. так никогда и не была введена в действие?

При ответе на вопрос об историческом значении обеих конституций акцентируйте внимание на позитивных моментах, докажите их прогрессивное значение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...