Практическое занятие № 4. Тема: «Декларация прав человека и гражданина». Вопросы, выносимые на обсуждение. Методические рекомендации
Практическое занятие № 4 Тема: «Декларация прав человека и гражданина» Цель: сформировать навыки работы с историческими документами нового времени (конституциями, декларациями прав, программами политических партий) Организационная форма занятия: семинар - дискуссия Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Права и свободы естественные. 2. Права и свободы политические. 3. Принципы судопроизводства, т. е. юридическая защита прав и свобод. 4. Основные принципы государственного устройства. 5. Историческое значение «Декларации прав и свобод человека и гражданина». Идеи «Декларации» и современность. Методические рекомендации Подготовку к занятию нужно начать с выяснения конкретно-исторической обстановки во Франции: начало революции, первые преобразования Учредительного собрания, расстановка политических сил. Чтобы раскрыть 2 вопрос, нужно выяснить: какие идеи английского и французского Просвещения были положены в основу Декларации прав человека и гражданина? Каким образом авторы Декларации использовали опыт Американской революции (Декларация независимости, Билль о правах)? Ответы нужно обосновать текстом Декларации прав человека и гражданина. При анализе содержания Декларации прав человека и гражданина нужно разделить все статьи на 4 группы в соответствии с пунктами плана семинарского занятия. Нужно охарактеризовать все статьи из каждой группы. В этом помогут монографии, указанные в списке литературы. Историческое значение Декларации прав хорошо раскрыто в журнальных статьях, посвященных 200-летию революции. Задания для развития и контроля владения компетенциями
Составьте хронологическую таблицу «Великая французская буржуазная революция: основные события и преобразования»
Таблица должна содержать ключевую информацию по основным событиям четырех этапов Великой французской буржуазной революции XVIII в. Рекомендуемая литература: Основная: 1. Гладышев А. В. Французская революция: взгляд из XXI века // Вопросы истории. – 2007. – № 10. 2. Гордон А. В. Великая французская революция в советской историографии. – М., 2009. 3. Практикум по новой истории стран Европы и Америки \ Сост. Пантюхина Т. В. – Ставрополь, 2006. – С. 78-102. 4. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. – М., 2007. Дополнительная: 1. Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю. История Франции. – М., 2005. 2. Бовыкин Д. Ю. Либеральные ценности и опыт революции // Французский либерализм в прошлом и настоящем. – М., 2001. – С. 58-79. Источники: 1. История Европы в 8-и томах. Т. 4. – М., 1994. – С. 298-320. 2. Рождение французской политико-правовой системы. – Л., 1990. – С. 40-64, 65-67, 178-183. 3. Даниленко В. Н. Декларация прав и реальность. – М., 1989. 4. Декларация прав человека и гражданина // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. – М., 1990. – С. 103-105. 5. Декларация прав человека и гражданина 1789 года: история и современность. //Советское государство и право. – 1989. – №7. – С. 44-54. 6. Смирнов В. Великая Французская революция и современность // Мировая экономика и международные отношения. – 1989. – №7. – С. 55-65. Интернет ресурсы: 1. Сайт Великая французская революция < http: //vive-liberta. narod. ru> - статьи и монографии о революции, документы: письма, свидетельства современников, публицистика. Есть ссылки по персоналиям, биографические справки. 2. http: //www. hrono. ru/1789fr. php хронологическая таблица основных событий Великой французской революции
Практическое занятие №5 Тема: Конституции 1791 г. и 1793 г. Цель: сформировать навыки работы с историческими документами нового времени (конституциями, декларациями прав, программами политических партий) Организационная форма занятия: семинар-дискуссия Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Конституция 1791 г. •форма государственного правления •структура органов власти •полномочия короля, полномочия Национального собрания •избирательное право 2. Конституция 1793 г. в сравнении с конституцией 1791 г. • «Декларация прав» 1793 г.: в чем выражался ее более демократический характер по сравнению с «Декларацией прав» 1789 г.? •форма правления по конституции 1793 г. •структура органов власти •избирательное право •в чем выражается более демократический характер конституции 1793 г. по сравнению с конституцией 1789 г.? 3. Историческое значение конституций 1791 г. и 1793 г. Методические рекомендации Подготовку к занятию следует начать с изучения конкретно-исторической обстановки создания обеих конституций. При анализе Конституции 1791г. (документ № 24) нужно проследить, каким образом принципы, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина, реализованы в конституции. Как реализованы принцип народного суверенитета, конституционализма, представительного правления, разделения властей, справедливого судопроизводства и др. В каком вопросе конституция противоречит Декларации прав? Выясните, насколько была ограничена королевская власть: существенно или незначительно. Конституция 1793 года (документ № 25). Начать подготовку нужно со сравнительного анализа Деклараций прав 1793 и 1789 гг. В чем якобинская декларация демократичнее декларации 1789 года (расширение перечня прав и свобод, более развернутая характеристика народного суверенитета и его гарантии)? Анализ Конституции 1793 г. нужно проводить в сравнении с конституцией 1791 г. по всем пунктам плана, обращая внимание на более демократический характер конституции 1793 г. Подумайте над вопросом: почему Конституция 1793 г. так никогда и не была введена в действие? При ответе на вопрос об историческом значении обеих конституций акцентируйте внимание на позитивных моментах, докажите их прогрессивное значение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|