Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управления современными предприятиями туриндустрии.




Управление разного рода деятельностью и организациями существовало с тех пор, как появилось производство, однако, появление науки управления в ее современном понимании обычно относят к началу 20-го века. В это время, как ответ на потребности практики, почти одновременно в разных странах появились первые исследования в области менеджмента и сформировались наиболее известные теоретические школы.

К так называемым классическим школам относят три основных теоретических подхода к управлению, появившихся в начале 20 века, – теории научного управления, бихевиористские и организационные теории.

Основателем теории научного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915гг.) - американец, практик – работал в сталелитейной компании и прошел путь от рабочего до главного инженера. Его книги по управлению «Управление фабрикой», «Принципы научного управления» (1911 г.) получили широкую известность. Фактически Тейлор был менеджером, но в то время менеджмент еще не рассматривался как самостоятельный вид деятельности.

Чтобы повысить эффективность, Тейлор пытался внедрять технические приспособления, но убедился, что все упирается в незаинтересованность и лень рабочих, с одной стороны, и плохое управление – с другой. Тогда он пришел к выводу, что повышение производительности труда невозможно без рационализации трудовых операций на базе научной организации трудовой деятельности.

При разработке своих подходов к научной организации труда Тейлор исходил из того, что, для того, чтобы мотивировать работника к производительному труду, надо, во-первых, предложить ему совершенно четкую, детально расписанную программу действий и, во-вторых, материально стимулировать результаты.

За основу научного управления Тейлором принимались производственные задачи, требующие выполнения. Для этого весь производственный процесс делился на операции, для каждой из которых на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п. разрабатывались оптимальные методы работы и соответствующие стандарты и нормы. На основе этих норм измерялись затраты труда и строилась их оплата.

Тейлор разработал основные принципы научного управления:

1. Научный отбор рабочего. Для каждого вида работы должен быть подобран рабочий с необходимыми способностями.

2. Научное изучение затрат времени, движений, усилий и обучение рабочего.

3. Специализация работы. Производство разделено на составные части и рабочие должны быть специалистами в определенном виде работ.

4. Стимулирование оплатой труда. Работники получают зарплату за выполнение нормы и премию за ее перевыполнение.

5. Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эффективность производства требует дружеской кооперации между трудом и управлением.

Теория Тейлора нашла очень широкое применение на практике и действительно обеспечивала значительное повышение производительности труда. В то же время, научное управление (тейлоризм) называли «системой выжимания пота» критиковали за то, что оно превращает человека в рабочую машину. Тем не менее, и нормирование, и материальное стимулирование труда получили дальнейшее развитие и остаются актуальными до сих пор для любой сферы деятельности, и предприятия туриндустрии не являются исключением.

В 20—30-е годы прошлого века начинает активно развиваться и другое направление в менеджменте, в центре внимания которого не производственные задачи, а сами работники, так называемый человеческий фактор. Появление этого направления связывают с получившим широкую известность Хоторнским экспериментом. Суть его в том, что в одной из американских компаний (Вестерн Электрик Хоторн Компани) проводилось исследование с целью выяснить влияние освещения на производительность труда рабочих одного из цехов. Группу из нескольких рабочих разделили на две части и разместили в разные помещения. В одном освещение улучшили, в другом – нет. Производительность действительно повысилась, но не в том помещении, где улучшили освещение, как можно было ожидать, а в обоих. Администрация была настолько озадачена результатом, что не остановилась на этом и пригласила профессора Школы бизнеса Гарвардского университета Элтона Мэйо (1880-1949гг.). Возглавляемая профессором группа исследователей в течение многих лет проводила исследование влияния различных факторов на производительность труда. В результате появилась теория, в центре внимания которой находилась система отношений на производстве. В отличие от Тейлора, Мэйо рассматривал работника в первую очередь как социальное существо, он утверждал, что человек не ленив по природе и склонен работать с интересом, если создать для этого соответствующие отношения в группе, между работниками и менеджерами.

Теория Э.Мэйо легла в основу так называемой «школы человеческих отношений» и получила продолжение и развитие в других бихевиористских, поведенческих, социальных теориях. К данному направлению относятся теории лидерства, мотивации и другие теории, в которых рассматриваются разные стороны социальных и трудовых отношений с позиции не только менеджмента, но и психологии, социологии и других наук.

Для управления предприятиями туриндустрии данное направление имеет особое значение. С одной стороны, от мотивированной качественной работы персонала в сфере услуг полностью зависит успех организации. С другой стороны, производитель услуг постоянно работает в непосредственном контакте с потребителем, что обусловливает необходимость знания и учета различных аспектов человеческих отношений.

Различие и даже противопоставление теории научного управления и бихевиористских концепций нашло отражение в теории, разработанной Дугласом Мак-Грегором (1906-1964гг.), в соответствии с которой выделяются два типа управления, условно обозначенных им Х и У.

Для теорий типа Х характерны следующие предпосылки:

§ для обычного человека характерна нелюбовь к работе и стремление ее избежать;

§ большинство людей могут быть побуждены к выполнению действий и затрате усилий, необходимых для достижения целей организации, только путем принуждения, при помощи приказов, контроля у гроз наказания;

§ средний человек предпочитает, чтобы им управляли, избегает ответственности, имеет относительно низкие амбиции и предпочитает быть в безопасной ситуации.

Для теорий типа Y характерны следующие предпосылки:

§ проявление на работе физических и эмоциональных усилий для человека так же естественно, как и во время игры или отдыха;

§ нежелание работать не является врожденным свойством человека. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от конкретных условий;

§ внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения работников к деятельности для достижения целей организации. Люди могут осуществлять самоконтроль и деятельность в интересах организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отношению к организации;

§ такая ответственность и обязательства зависят от вознаграждения за результаты труда. Наиболее важным является вознаграждение, связанное с удовлетворением потребности в самовыражении и самоактуализации;

§ обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.

Мак Грегор считал управление типа Y более эффективным и рекомендовал создавать такие условия, при которых работник мог бы, работая в интересах организации, наилучшим образом достигать и собственных целей. Он подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и способности в решении проблем организации, но современное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека.

Еще одно направление, которое относят к классическим, – это

административный управленческий подход.

Основоположником этого направления считается Анри Файоль (1841-1925гг. – французский экономист и предприниматель). Файоль работал в компании по переработке угля и железной руды. Если Тейлор, будучи инженером, исследовал организацию труда рабочих на рабочей месте и в масштабах цеха, то Файоль занимался организацией именно управленческой деятельности и связывал ее эффективность с созданием четкой системы управления в масштабах предприятия в целом.

А. Файоль рассматривал предприятие как единый организм, которому присущи шесть видов деятельности (или функций):

§ техническая деятельность (производство);

§ коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен);

§ финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование

капитала);

§ деятельность безопасности (защита собственности);

§ экаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

§ управление (планирование, организация, распорядительство,

координация, контроль).

Таким образом, именно А. Файоль впервые выделил управление как особый вид деятельности и определил 5 основных функций, присущих управлению, независимо от размеров и типа организации: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

Кроме того, Файоль разработал 14 принципов управления, которые он также считал универсальными, но указывал, что использовать их надо гибко.

1. Разделение труда.

2. Власть (право отдавать приказы и нести ответственность за результаты).

3. Дисциплина (базирующаяся на четких и ясных правилах и договоренностях,

существующих в организации и уважении к ним).

4. Единство распорядительства (распоряжения и подотчетность одному

руководителю).

5. Единство руководства (один руководитель и единый план действий)

6. Подчинение индивидуальных и групповых интересов более общим.

7. Вознаграждение персонала (стимулирование).

8. Централизация (соотношение централизации и децентрализации должно

соответствовать ситуации и обеспечивать наилучшие результаты).

9. Цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд

от руководства к подчиненным).

10. Порядок (каждый должен знать свое место, обязанности и т.д.).

11. Равенство (справедливое и благожелательное отношение к рабочим).

12. Стабильность персонала.

13. Инициатива (поощрение идей).

14. Корпоративный дух (создавать атмосферу единства, развивать бригадные

формы работы).

Практически А. Файоль сформулировал те основные принципы, которые потом развивались и дополнялись другими учеными.

К тому же направлению относится так называемая теория бюрократического построения организации. Наиболее известным представителем этой теории является Макс Вебер (1864-1920гг.) – немецкий юрист и социолог, разработавший бюрократическую систему управления.

Макс Вебер пытался разработать такую систему управления, при которой организация работала бы как машина, путем разработки прав и обязанностей работников, а также правил и процедур поведения для любой ситуации. Личность, индивидуальность при этой концепции управления практически исключаются, взаимодействуют должности, функциональные единицы. Вебер считал, что такая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость в управлении.

Основные элементы и принципы управления, обеспечивающие, по мнению Вебера, эти качества:

§ разделение труда на базе функциональной специализации;

§ строго определенная иерархическая система распределения власти;

§ система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;

§ система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;

§ отсутствие личностного начала в отношениях;

§ прием в организацию на основе компетентности и потребностей

организации;

§ продвижение в организации на основе компетентности и знаний,

приобретаемых с выслугой лет;

§ стратегия к пожизненному найму;

§ четкая система карьеры. обеспечивающая продвижение для

квалифицированных работников;

§ управление административной деятельностью состоит в разработке

и установлении доскональных письменных инструкций по

внутриорганизационным действиям.

 

Многие методы, разработанные в рамках административного направления, успешно используются предприятиями туриндустрии. Например, выделение менеджмента, как отдельного вида деятельности, разработка должностных инструкций и т.д. В то же время, необходимо учитывать и определенные ограничения для использования бюрократической системы управления в туриндустрии. Так называемая «веберовская» организация – это организация механистического типа, которая не обладает достаточной гибкостью, адаптивностью и не может быть эффективной в условиях сложной, динамичной внешней среды, характерной для предприятий туриндустрии.

В середине 20-го века появляются так называемые «синтетические» теории управления. В отличие от классических теорий, которые называют «одномерными», поскольку они концентрирующихся на одном из факторов управления – производственных задачах, человеке или администрировании, при «синтетическом» подходе управление рассматривается как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренней и внешней средой организации.

Одним из наиболее известных современных ученых в области управления и представителей синтетического направления является американский профессор Питер Друкер (1909-2005 гг.). П. Друкер считается создателем менеджмента как систематизированного учения об управлении и учебной дисциплины, которую стали изучать в учебных заведениях. Кроме того идеи Друкера имели большое практическое значение и воплощались в экономической политике крупнейших компаний и целых стран (например, с его именем связывают послевоенный подъем экономики в Японии).

В 50-х годах 20-го века П. Друкер выдвинул концепцию управления по целям (МВО). Тогда это была революционная идея, поскольку во главу угла ставились не внутренние проблемы организации, а выработка внешних целей, в соответствии с которыми затем должна выстраиваться вся система взаимосвязей внутри организации.

Такой подход к управлению организацией является единственно возможным для предприятий туриндустрии, которые множеством связей связаны с внешней средой и ориентированы в первую очередь на достижение внешних целей – расширение рынков, укрепление конкурентных позиций, использование разного рода внешних ресурсов и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...