Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятием туриндустрии.




Появление стратегического менеджмента и его широкое распространение относят к последней четверти 20-го века, когда развитие производства привело к развитию рынков, существенному усложнению внешней и внутренней среды организаций и усилению конкуренции.

Существует много определений, акцентирующих внимание на целях, условиях, методах реализации стратегического менеджмента. Если исходить из того, что менеджмент – это управление организацией в условиях рыночной экономики, стратегический менеджмент можно определить как современный подход к управлению организацией, учитывающий влияние сложной и динамичной внутренней и внешней среды и обеспечивающий конкурентоспособность и достижение целей организации путем разработки и реализации эффективных стратегий.

По мнению специалистов, сущность стратегического менеджмента заключается в том, что он должен ответить на три вопроса:

В каком положении находится предприятие в настоящее время?

В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 лет?

Каким способом достигнуть желаемого положения?

К основным этапам стратегического менеджмента относят последовательное определение следующих основных элементов.

1. Видение и сфера бизнеса. На первом этапе формируется образ возможного и желаемого будущего организации, определяется вид деятельности, отрасль или отрасли, в которых будет работать организация;

2. Миссия – концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Миссия обозначает общественно значимую роль организации, ее философию и основную цель. Миссия должна ответить на вопрос, на что нацелена компания не с точки зрения производства, а с точки зрения рынка, удовлетворения потребностей.

Миссия обращена как к общественному мнению, к потенциальным потребителям, так и к персоналу организации. Поэтому она должна быть сформулирована ясно и доходчиво, быть реалистичной, конкретной, основываться на специфических особенностях и возможностях фирмы, привлекать потребителей и мотивировать работников к качественной и эффективной работе.

3. Стратегические цели. На каждом уровне управления миссия компании должна быть преобразована в конкретные стратегические цели. Основными характеристиками целей являются их конкретность и измеримость, точное определение во времени, достижимость, непротиворечивость. Цели организации могут касаться производства и реализации продукции, достижения определенных финансовых результатов, организационной структуры, кадрового потенциала, внедрения инноваций и др. При этом каждый менеджер должен знать свои задачи и отвечать за их выполнение.

4. Стратегия – должна ответить на вопрос, как, каким образом реализовать миссию организации, представить модель действий для достижения целей организации. Известный американский исследователь автор книг «Стратегическое управление» и «Новая корпоративная стратегия» Игорь Ансофф считает, что стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегия нужна как для компании в целом, так и для структурных подразделений и основных направлений деятельности (производство, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы, и т.д.). Совокупность стратегий организации называется стратегической пирамидой.

Стратегическая пирамида включает четыре вида стратегий, разрабатываемых на разных уровнях управления.

Корпоративная стратегия – это общий план управления, охватывающий все направления деятельности диверсифицированной (то есть работающей одновременно в нескольких отраслях) компании. Она состоит из действий, направленных на укрепление позиций компании в различных отраслях.

Деловая стратегия (бизнес – стратегия) – разрабатывается для каждого вида деятельности; состоит из подходов, которые используются для достижения наилучших показателей, укрепления конкурентоспособности фирмы в одной конкретной сфере деятельности.

Функциональная стратегия – разрабатывается для каждого функционального направления деятельности – производства, маркетинга, финансов и т.д.

Операционная стратегия – разрабатывается для основных структурных единиц – предприятий, региональных отделений, служб, отделов и т.п.

5. Программы и планы – система мер по реализации стратегии.

Стратегическое планирование – это система общего планирования, ориентированная на достижение перспективных стратегических целей компании, которое является основой, фундаментом для более конкретного планирования (по частным проблемам). Стратегическое планирование подразумевает не только стратегический план, но и годовые и долгосрочные и среднесрочные планы.

В стратегическом менеджменте очень важную роль играет анализ, который проводится на всех этапах разработки миссии, стратегий и планов и их реализации. По результатам анализа вносятся коррективы не только в действия по их реализации планов, но и, если это целесообразно, в сами планы и стратегии. За время существования стратегического менеджмента появилось много методов анализа, которые внимательно изучаются и используются компаниями во всем мире. Одним из наиболее известных методов является SWOT- анализ.

SWOT- анализ – анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз. При этом под слабыми и сильными сторонами понимаются характеристики внутренней среды организации, а возможности и угрозы рассматриваются применительно к внешней среде.

У каждой компании свои сильные и слабые стороны, свои возможности и угрозы. Анализ начинается с рассмотрения возможностей, которые компания может использовать для своего развития. Для предприятий туриндустрии это может быть освоение новых продуктов, увеличение своей доли рынка, выход в новые сегменты рынка, использование новых технико-технологических возможностей и т.д. Менеджеры анализируют все возможности с точки зрения их соответствия целям и ресурсам компании, определяют, соизмерима ли предполагаемая прибыль от реализации той или иной возможности с потенциальным риском и т.д.

При анализе угроз обращают внимание на: активность конкурентов, ситуацию на рынке – появление новых предложений, изменение экономической ситуации, природные, политические факторы. Угрозы также анализируются с точки зрения их реальной опасности для фирмы, разрабатываются меры по их нейтрализации.

После того, как определены те возможности, на реализацию которых компания будет направлять свои усилия, проанализированы возможные угрозы с точки зрения их реальной опасности для фирмы и вероятности реализации, компания должна проанализировать свои сильные и слабые стороны с позиции их влияния на реализацию возможностей.

Применительно к SWOT- анализу под сильными и слабыми сторонами компании подразумевается не их полный перечень, а только те, которые относят к т.н. «ключевым (критическим) факторам успеха», оказывающим наибольшее влияние на успех организации.

Сильные и слабые стороны - понятие всегда относительное, и определяется оно либо в сравнении с конкурентами, либо относительно уровня, необходимого для реализации определенных планов. Сильная сторона превращается в слабую, если конкурент превосходит. Финансовое состояние компании или квалификация персонала могут оцениваться как сильные стороны, пока она работает на старых освоенных рынках, со старыми продуктами, но может оказаться слабой стороной, если компания решит освоить новые продукты и выйти в новые сегменты рынка.

Поэтому сильные и слабые стороны анализируются в сопоставлении с возможностями и угрозами и вырабатывается позиция и стратегия компании. Чем больше у фирмы сильных сторон, тем больше шансов справляться с угрозами или даже превращать их в возможности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...