Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические методы




Два основных направления воздействия на поведение работников

1. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами. Руководитель при этом выступает в роли не диктатора, а «отца семейства».

2. Максимальное раскрытие способностей каждого работника, предоставление возможностей самореализации, развитие конкуренции между сотрудниками и за счет этого достижение и использование эффективности труда.

Кроме этих основных методов каждое направление менеджмента имеет свои особые подходы и инструменты, отвечающие современным требованиям. В качестве примера можно привести методы стратегического менеджмента – методы анализа, планирования. К современным методам организации можно отнести матричную, дивизиональную, предпринимательскую, эдхократическую организационные структуры управления. В туриндустрии широкое распространение получили такие методы управления как управление по контракту, франчайзинг, аутсорсинг и другие методы, позволяющие предприятиям повысить эффективность своей деятельности в условиях высокой конкуренции.

 

1.4. Применение основных подходов к управлению (процессного,

системного, ситуационного) предприятиями туриндустрии.

Существует три основных подхода к изучению и организации управления: процессный, системный и ситуационный.

1. Процессный подход к управлению.

Система управления организуется по основным процессам управления, к которым обычно относят четыре основные взаимосвязанные функции процесса управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование. В процессе планирования оценивается положение организации (финансы, производство, маркетинг и др.), определяются цели, пути их достижения и задачи персонала в этой связи.

Организация. Структурирование работы, персонала, полномочий; создание организационной структуры управления и организация взаимодействия между всеми уровнями управления.

Мотивация. Создание у работников внутреннего побуждения к добросовестному и качественному выполнению возложенных на них обязанностей путем определения потребностей работников и предоставления им различных возможностей их удовлетворения при условии хорошей работы.

Контроль. Инструмент обеспечения реализации целей организации путем установления стандартов (норм, показателей и т.д.); измерения достигнутых результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о корректирующих мерах. Контроль нужен как для исправления ошибок и недостатков, предотвращения кризисных ситуаций, так и для поддержки успешных действий. Контроль позволяет получить информацию для дальнейшего планирования.

Кроме основных в практике управления используются так называемые

связующие процессы, необходимые для выполнения всех функций менеджмента. К связующим процессам относят принятие решений и коммуникации.

Принятие решений.

Решение – это выбор одной из нескольких альтернативных возможностей. Решения приходится принимать и в области планирования, и организации, мотивации, контроля. Основным условием принятия эффективного решения является наличие необходимой информации.

Коммуникация – процесс обмена информацией. От того, насколько полную, точную, адекватную информацию получает работник, зависит его способность к выполнению работы, мотивация и т.д.

2. Системный подход к управлению.

Организация рассматривается как открытая социотехническая система, в которой люди, как социальные компоненты, и техника используются для выполнения определенной работы и реализации определенных целей.

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. В качестве основных элементов (подсистем) организации обычно выделяются структуры, цели и задачи, технологии, люди. Все элементы системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение одного элемента требует соответствующих изменений в остальных. Например, изменение целей организации, как правило, требует организационных, кадровых, технологических изменений.

Организация, как открытая система, получает из окружающей среды необходимые ресурсы: материальные, финансовые, информационные, трудовые. Эти компоненты называются входами. В процессе своей деятельности организация преобразует эти входы в товары или иные продукты, которые являются выходами организации. Выходами организации считаются также прибыль, объем продаж, рост организации, удовлетворение работников, увеличение доли рынка и другие результаты.

3. Ситуационный подход к управлению.

Теория систем показывает элементы организации в их взаимосвязи, но не рассматривает влияние на управление различных переменных.

Суть так называемых «ситуационных теорий» состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий могут существенно различаться в зависимости от ситуации. Поэтому такие теории рассматривают управленческую деятельность применительно к конкретным ситуациям.

В соответствии с ситуационным подходом для эффективного управления необходимо: уметь выбрать адекватный подход к управлению; анализировать ситуацию; иметь необходимый потенциал и гибкость, чтобы перейти к новому стилю управления, отвечающему ситуации; своевременно производить необходимые изменения. Ситуационные теории практически отрицают возможность универсальных подходов и придают большое значение искусству менеджеров и их способности реагировать на ситуации.

Эффективность применения того или иного подхода в управлении предприятиями туриндустрии зависит от совокупности объективных и субъективных причин: вида деятельности, размеров предприятия, его размещения, формы собственности, организационной структуры управления, целей и применяемых стратегий их достижения и т.д.

Можно сказать, что в настоящее время в управлении предприятиями туриндустрии используются все подходы в различных сочетаниях. Например, процессный подход, когда основные управленческие функции распределены между соответствующими отделами и службами, дополняется системным подходом, когда определенные подразделения управляют движением определенных ресурсов. При этом учитываются взаимосвязи между элементами системы. Учитывая сложность и динамичность внешней среды предприятий туриндустрии, широко используются принципы ситуационного подхода к управлению

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...