Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У НАС ДЕНЬ ПОЭЗИИ




Конкретная работа в любой области требует системы. Приведённые выше примеры дают, как надеемся, представление о конкретных возможных вариантах создания условий для более эффективного восприятия литературного текста, а стало быть и более сильного воздействия словом произведения. Но это примеры только единичных вечеров, разовых условий, когда в подготовке и проведении подобных мероприятий организаторы рассчитывают прежде всего на неожиданность, оригинальность ситуации.

Работа клуба любителей поэзии «Прометей» в Калининградском университете являла собою пример создания стабильной установки на восприятие поэзии как таковой, отношения к ней, на восприятие поэтического слова, а стало быть установки, способствующей более эффективному воздействию словом поэтического произведения.

В неделю два раза любители поэзии собирались по вечерам и знакомились с новыми подборками стихов в журналах, с новыми поэтическими сборниками, обсуждали их и лучшие отбирали в свою чтецкую программу и работали над ними. Каждый член клуба имел свой репертуар, а клуб в целом - несколько чтецких программ. Часто клуб в полном составе выезжал в школы, рабочие общежития, колхозы, на заводы и т. д. с рассказами о поэзии.

На видном месте вестибюля университета однажды появилось яркое пятно: три полосы разного рисунка и цвета обоев, вертикальными колоннами свисающих по стене. На каждом из них сверху - крупно написано имя поэта и его Фамилия, чуть ниже - название сборника, ещё ниже /на уровне, на котором удобно читать/ - на аккуратных листах белой бумаги, приклеенных к обоям, тексты стихов из указанного выше сборника - пять - семь стихов. Здесь же краткая аннотация к этому сборнику, написанная кем-нибудь из членов клуба.

С этого момента постоянно у поэтических бюллетеней, меняющихся один раз в две недели, кто-нибудь стоял - читал или переписывал для себя стихи.

Авторитет бюллетеней поддерживался тем, что он являлся самым отзывчивым печатным органом, отражающим новости поэзии в стране. Читатель мог узнать, какие поэтические сборники пришли в книжные магазины города в минувшую неделю, познакомиться со стихами из этих сборников и с новыми именами в поэзии.

Так внешне выглядела работа с бюллетенями. Это, так сказать, взгляд со стороны. Для членов же клуба эта работа была более кропотливой, тонкой, многообразно полезной.

Для данных стихов данного поэта подбирался бюллетень определённого цвета и рисунка. Для того, чтобы написать аннотацию, необходимо внимательно прочитать весь сборник, а некоторые стихи перечитать несколько раз, чтобы выбрать такие, которые наиболее представительны для данного поэта. В клубе считалось, что только после такой работы человек имеет право аннотировать сборник.

Вся эта работа, проводилась студентами самостоятельно. Естествен, в процессе такой работы у студентов формировалось критерий оценки поэтического творчества, определялись свои симпатии, пристрастия, развивалась восприимчивость к поэтическому слову, искусству вообще, формировался вкус.

О вкусах не спорят - гласит поговорка. В клубе считалось: о вкусах не спорят, - их воспитывают. Работа вокруг бюллетеней вместе с другими формами клубной жизни способствовали формированию, развитию, воспитанию вкуса у любителей поэзии – и членов клуба, и читателей поэтических бюллетеней.

«Ко Дню поэзии» - под такой шапкой вышли однажды поэтические бюллетени. В разных рубриках напечатаны стихи, программа Дня поэзии, вопросы к диспуту. Здесь же было объявление о том, что библиотека подготовила выставку поэтических сборников.

Накануне дня поэзии, когда университет опустел, все члены клуба начали подготовку к атаке поэзией.

И вот наступил день, которого ждали с интересом и любопытством, с нетерпением и настороженностью.

Торопясь на занятия, студенты от неожиданности останавливались у выхода из общежития: над дверью висел яркий - не возможно не заметить - плакат: «Стой! Захвати деньги - сегодня работает большой поэтический киоск». На двери учебного корпуса приглашение:

«У нас день поэзии - входите, пожалуйста». Вторая дверь учебного корпуса оформлена в виде обложки поэтического сборника. Открываешь дверь-обложку - входишь в мир поэзии. Повсюду поэтические бюллетени за весь год работы клуба - это своеобразный отчёт и способ дать возможность любителям поэзии ещё раз посмотреть и прочитать понравившиеся стихи. В «Липовой аллее» можно посмотреть галерею шаржевых портретов известных поэтов и почитать стихотворные дружеские шаржи на них и пародии. Вдоль перил по обеим сторонам лестницы, ведущей с первого на второй этаж, на полосах обоев крупно написаны тексты: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзии. Н. А. Некрасов»; «Мне борьба поможет стать поэтом. Мне стихи помогут быть борцом». С. Чекмарёв».

А на центральной лестничной площадке второго этажа уже работает большой поэтический киоск, которому может позавидовать любой книжный магазин. Здесь не пробиться. Каждый покупатель стремится захватить такое, что могут разобрать, раскупить прежде всего. Преподаватели кафедры литературы работают здесь консультантами - что следует купить и почему. Работники киоска - члены клуба - готовы дать рекомендации любому, имеющемуся на прилавке сборнику. В течение месяца члены клуба работали во всех книжных магазинах города, отбирая для нашего киоска литературу. И вот сейчас на прилавках дня поэзии собрана вся значительная поэзия из всех книжных торговых точек города. В киоске литература о поэтах, о поэзии, методические пособия, сама поэзия.

К киоску подходит пожилая женщина - представительница административно-хозяйственной части университета.

- Доченька, выбери мне какую-нибудь книжечку.

- А вы любите стихи?

- Да не то, что люблю. Я их даже ненавижу. Но больно уж красиво... все покупают... народу много...

- А у Вас внуки есть?

- Да как не быть, есть. Внучка есть. В школу пойдёт. Вот ей и подбери.

Обеспечивающие бегут в книжный магазин - через полчаса в киоске создаётся новый отдел - поэзия для детей.

Кто-то, купив сборник, обращается к членам клуба, работающим в киоске:

- Братцы, оставьте на память о Дне поэзии автограф. В книжке появляются подписи всех членов клуба, поздравления, пожелания. Через головы тянутся ещё десятки сборников: «На память напишите... » И так на каждой перемене.

Перед большой переменой киоск почти сворачивает свою работу. Только беспроигрышная поэтическая лотерея ещё шумит, начав свою работу по второму кругу. Все волнуются и ждут звонка. Рая Одушева - студентка с сильным голосом - стоит у подножия «памятника» Владимиру Маяковскому /огромный памятник поэту нарисован на всю высоту стены/. Киоскёры подбадривают Раю: «Не волнуйся, всё будет хорошо».

Но вот звонок. Аудитории быстро пустеют - студенты и преподаватели заполняют лестницы, коридоры. «На большой перемене - открывается поэтическая трибуна у памятника Маяковскому» - так сообщалось в программе Дня поэзии.

Рая читает стихи Маяковского /клуб сделал традицией открывать поэтическую трибуну гражданскими стихами/. За Раей выходят к подножию памятника поэту предусмотренные и непредусмотренные чтецы - студенты и преподаватели. Звучат стихи советских поэтов, русская классика, зарубежная лирика. Появление на трибуне преподавателей встречается с особым энтузиазмом. Рядом со стихами А. Пушкина, А. Блока, Е. Евтушенко, Н. А. Некрасова, Б. Пастернака звучат поэтические пробы студентов, прочитанные самими начинающими авторами. Внимания публики к аплодисментов хватает всем.

Некстати звенит звонок. Преподаватели и особенно студенты неохотно покидают трибуну, лестницы, коридоры. Недовольный ропот замолкает вместе с уходящими студентами.

Киоскёры подсчитывают сумму, вырученную в течение трёх перемен. В книжном магазине паника: «Это же всему облкниготоргу надо работать целый год, чтобы продать поэзии на такую сумму... »

Вечером все любители поэзии приглашены на поэтическое кафе -диспут.

- Что ты ищешь в поэзии? Что находишь?

- Твой любимый поэт? Почему он? Докажи стихами.

- Что такое «современная» поэзия?

- Современен ли Н. А. Некрасов? С. А. Есенин? А. С. Пушкин?...

- Кто из современных поэтов мажет претендовать на бессмертие? Почему? Э. Межелайтис? А. Вознесенский? Б. Окуджава? Е. Евтушенко? Р. Рождественский?

- А какова она «бессмертная» поэзия?

Эти вопросы, крупно написанные, размещены по всему залу, в котором проводилось кафе - диспут.

На каждом подобном разговоре о поэзии преподаватели и студенты с одинаковыми правами: никто никого не поучает, каждый вправе иметь своё мнение и отстаивать его.

Дни поэзии, вечера, посвященные творчеству Э. Межелайтиса, А. Вознесенского, Б. 0куджавы, Л. Мартынова, А. Блока, встречи с поэтами, чтецкие вечера /их проводила группа чтецов клуба «Прометей»/, поэтические бюллетени, выезды клуба в школы, колхозы, на заводы, в рабочие общежития и т. д., широкое информирование общественности о работе клуба, поддержка его и участие в работе ведущих преподавателей кафедры литературы и т. д. создали общественное отношение к клубу, к поэзии и помогли создать стабильную установку на восприятие звучащего поэтического слова. Именно работа клуба сделала возможным то, что чтецы перестали быть в концертных программах затычкой, - им в программе стали отводить особое место, они стали выступать как ансамбль чтецов.

Лучшей похвалой работе клуба был... упрёк, высказанный на итоговой конференции по педпрактики: «Недостатком практики было то, что почти все студенты проводили только вечера поэзии, поэтические встречи, поэтические кафе, огоньки, словно в университете вас больше ничему не учили». Для студентов факультета русского языка и литературы похвала в такой форме была неожиданной: внеаудиторные занятия были подняты на такой высокий профессиональный уровень. Конкретная наглядная работа по пропаганде поэзии сделала возможным применение на практике опыта работы любительского клуба поэзии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...