Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цицероны рождаются в труде




У Эммы громкий голос, хорошая дикция. Она всегда ведёт концертные программы, зачитывает проекты решений всех ученических собраний, ведёт митинги, линейки... И, право же, у неё это хорошо получается. Её заметили. Она стала дежурным участником районных, городских и областных мероприятий. И всюду она зачитывает чужие тексты. Ей нравилось быть на виду. Это никого не смущало - ни учителей, ни одноклассников. Она стала председателем совета пионерского отряда, потом членом комитета комсомола. Она не заметила, что ребята стали к ней относиться как-то странно: перед собранием кто-нибудь из ребят, пробегая мимо, между прочим бросит: «Опять читать будешь? Давай короче... » Эмма удивлённо, поднимет плечи... Так сложилось, что качество работы организации иногда определяется качеством отчёта. «Хорошо говорящий» молодой организатор быстро улавливает, чем он дорог взрослым, и незаметно для окружающих и для себя становится дежурным оратором. Считывание чужих текстов отучило самостоятельно мыслить.

Многочисленные примеры показывают, что часто из ранних «ораторов» вырастают неглубокие, невосприимчивые люди. Причиной тому, конечно, не являются хорошие, рано проявившиеся внешние ораторские данные. Причина, состоит в потребительском использовании этих внешних данных нашего ученика. Вместо творческих, мыслительных задач мы ставим перед ним задачу читать «громко, четко, выразительно. »

Для многих старшеклассников не праздно звучит вопрос «Как научиться говорить? » Часто приходится быть свидетелем того, что спрашивающий не знает точно, чему он хотел бы научиться. «Говорить... »

Напомним начинающему оратору, что у каждого нормального человека процессу произнесения слова предшествует мыслительный процесс, в котором думающий – говорящий определяет свои позиции, сопоставляет факты, события, анализирует и синтезирует их и т. д. Слово срывается с уст как результат этих процессов. Говорить с аудиторией - это прежде всего высказывать свои мысли с определённой целью. Как минимум мысли надо иметь. Значит, надо прежде всего беспокоиться не о том, как научиться говорить, а о том, как научиться мыслить.

Первое, над чем должен задуматься человек в процессе подготовки к выступлению, это над выяснением вопроса: «О чём я буду говорить? » Нельзя готовиться к выступлению, не выяснив для себя суть предмета разговора. Известно, что говоря об одном и том же, можно сказать разное. Отсюда вытекает следующий вопрос: «что я скажу? » Как часто мы слышим на собраниях «ораторов», которые долго, нудно и добросовестно топчутся на одном месте, повторяют то, что до них сказали другие, не поймёшь, что хочет сказать. Отсутствие своей точки зрения, своего отношения к обсуждаемой проблеме не могут дать четкости речи – сказывается отсутствие чёткости мысли или мысли вообще.

Каждому выступающему, а начинающему особенно, необходимо научиться готовиться к общению с аудиторией, научиться работать над своим предстоящим произведением. Уяснив для себя тему выступления, надо составить план /письменно или устно, краткий или развернутый/. Это поможет систематизировать мысли, построить их в выгодном для них последовательности и, стало быть, сделать выступление более понятным, более воздействующим. Во время выступления в этот план можно подсматривать, чтобы не нарушить логику повествования. Необходимо помнить, что выступающий должен обладать большими знаниями, чем те, которые он сообщает аудитории. Не трудно убедиться, что в процессе речи возникают новые мысли по данной теме.

Необходимо помнить, что даже самая умная, самая злободневная, самая необходимая речь должна быть слышимой аудитории. Если тебя не слышат /ты говоришь тихо/, или слова твоей речи трудно разобрать /ты говоришь невнятно, плохо произносишь согласные звуки, т. е. у тебя плохая дикция/, то твой ум, злободневность того, о чём ты говоришь, не станут достоянием аудитории и, значит, цели, которые ты ставишь перед своим выступлением, не достигнешь. Над голосом и дикцией необходимо работать. Литературы по этим разделам звучащего слова, много. Можешь начать работать по технике речи в соответствии с рекомендациями, данными нами в разделе «Техника речи».

Следует учесть, что прочитав всё, что написано о дикции и голосе Цицероном не станешь. Над собою надо работать. Хорошая дикция вырабатывается в процессе тренажа и выступлений. Необходимо следить за качеством своей речи. Как только ты научишься быть своим учителем, дело пойдёт веселее.

Обычно «ораторы» не задумываются над тем, как у них звучит голос, считая, что для слушателя важно только содержание высказывания. Но практика показывает, что на восприятие речи оказывают влияние многие обстоятельства. Выше было сказано, что человек слушает не только ушами. Во время воздействия на него звукового раздражителя вибрируют не только барабанные перепонки, но и все мышцы и кости /кроме голосовых связок - как ни странно/. Голос оратора, манера говорить, особенности дикции, особым образом «наколебливают» психофизическую природу слушателя. Слушатель только по одной технике речи говорящего настраивают на определенный лад, да если к этому добавить злободневность, четкость и ясность мысли, можно быть уверенным, что цель выступления будет достигнута.

Организатор всегда должен иметь в виду одно чрезвычайно важное обстоятельство: любое выступление адресовано данной конкретной аудитории. Эта аудитория определённого возраста, определённой степени заинтересованности в обсуждаемом вопросе, определённым образом относящаяся к выступающему... Состоит ли она из случайно собранных людей, объединённых ли обшей целью их совместной деятельности... Знание аудитории помогает сориентироваться в выступлении, держать более действенный контакт со слушателем.

Какой бы ни была аудитория, перед которой ты выступаешь, к ней необходимо относиться с уважением. Оратор, уважающий слушателей не станет говорить тоном собственного превосходства. Он будет чуток к реакции зала, тактичен, доброжелателен. Поучающий ровесник смешон. Каждый сидящий в зале - человек, имеющий право на своё мнение, своё отношение к тому, что ты говоришь. С каждым нужно общаться, уважать его личность. Выступление перед аудиторией – это - всегда диалог, даже если говорит один человек, так как слушатели через слово говорящего находятся с ним в контакте (соглашаются или не соглашаются, переживают, спорят и т. д. ). Говорящий и слушающий взаимодействуют. Бывает грустно, когда на собрании «обсуждается» какой-то вопрос. Все выступающие написали тексты своих речей ещё дома и на собрании зачитывают их в определённой списком последовательности. Естественно, каждый, считывающий с листа письменный текст, не может учесть того, что до него сказали другие. Складывается впечатление, что говорят глухие люди, не воспринимающие друг друга. Собрание становится пустым процессом говорения, а не местом обсуждения общих проблем, где люди собрались, чтобы обменяться мнениями и выработать общую позицию. К выступлению надо готовиться, но нельзя быть безучастным к тому, что происходит в процессе обсуждения, что сказали предшествующие ораторы.

Известно, что легче и естественнее усваивается сообщаемое, если выступавший держится спокойно и естественно. Разумеется, начинающего оратора волнует вопрос, - как научиться быть перед аудиторией спокойным и естественным. Свобода и естественность приходят в результате приобретаемого опыта, в результате частых публичных выступлений. От выступления к выступлению человек наблюдает за собственным состоянием, за реакцией аудитории и т. п. и делает соответствующие выводы для себя как оратора. Процесс этот индивидуален для каждого. Но есть одно условие, без которого не может быть целенаправленного воздействия словом и органической свободы любого оратора. Это – знание вопроса, по которому выступаешь, заинтересованность и внутренняя необходимость высказать свои мысли, свои убеждения.

Страстная убеждённость может быть только у того, кто имеет убеждения. Внешние проявления убеждённости могут дать человеку, не имеющему убеждений, только штампы. А. В. Луначарский был личностью уникальной. Он знал иностранные языки, мировую культуру, сам был писаталем, драматургом, публицистом, критиком. Его блестящее импровизированое выступление на юбилейном вечере, посвещённом А. П. Чехову, поразила слушателай яркостью и глубоким знанием материала. Отвечая на вопрос восхищенных организаторов о том, как долго Анатолий Васильевичготовился к такому выступлению, он сказал: " Всю жизнь". Этот ответ Луначарского должен натолкнуть наразмышление каждого, кто сколько – нибуть серьёзно задумывается над своим выступлением. Каждый человек, не зависимо от того, какой пост он занимает, своим выступлением утверждает или разоблачает себя как личность. По существу, в каждом выступлении выявляется не только уровень знания материала итехнических закономерностей ораторского искусства, но личность оратора с его жизненным опытом и общим развитием интелектуальным, эмоциональным.

Подготовку к тому или иному публичному разговору – это не толькосбор и обобщение определённого материала, но это и весь опыт, интелект оратора, его личность, которые сказываются и в непосредственной подготовке, и в самом выступлении. Импровезация предпологает знание оратором вопроса, по которому он выступает.

Чаще всего степень анализа материала определяется тем, с листа ли считывает докладчик своё выступление или свободно излагает свои мысли. Начинающий оратор должен помнить, что письменная речь отличается от устной сложностью синтаксических конструкций, более книжной лексикой и потому воспринимается на слух более трудно. Письменную речь слушателю трудно охватить сознанием сразу, а стало быть и возможности осмыслить всё весьма невелики. Читатель имеет возможность всегда вернуться назад и повторно прочитать непонятные места текста столько раз, сколько это потребуется для осмысления его. Для слушателя же сложные синтаксическиеконструкции пролетают мимо. Живой конкретный разговор более действителен, так как более доступен слушателю в понимании.

Мы часто говорим о выразительности и невыразительности речи. Великий реформатор театра, режиссёр и педагог К. С. Станиславский говорил неоднократно о том, что наиболее выразительным бывает человек в жизни. Действительно, в свободной обстановке человек более полно реализует свои возможности. Эти возможности чрезвычайно многообразны. И самая выразительная речь - речь человека в жизни.

В естественной обстановке человек держит более точный, конкретный контакт с собеседником. Он естественно и чутко реагирует на то, что и как ему говорят. Эта реакция воспринимается и говорящим, который в свою очередь оценивает её и это определяет в какой-то степени характер дальнейшего общения.

В социальной психологии есть понятие ситуативности. В характерах людей, их поступках, поведении и т. д. ситуация играет большую ролью Человек поступает именно так, говорит это, а не что-то другое и так, а не иначе... всё это во многом определяется конкретной ситуацией. В естественной обстановке всё учитывается человеческой природой непроизвольно, даже не учитывается человеческой природой, а это и есть сама природа человека, природа его взаимодействия с окружающей действительностью. Это взаимодействие с миром, явлениями и фактами действительности тем богаче, чем глубже, многостороннее развита его психо - физическая природа.

Попав в непривычную ситуацию - в сценические условия, в положение выступающего перед аудиторией, человек теряет частично или полностью ту непосредственность, естественность, которые ему присущи от природы, от рождения.

Люди давно ищут пути сохранения этих качеств в сценических условиях. Накоплен немалый опыт в этом деле, немало приёмов, помогающих человеку более органично входить в контакт с миром, окружающей действительностью в любых условиях, в любой ситуации. Наиболее трудным моментом в формировании воздействующей функции речи организатора являются конкретные приёмы, упражнения, средства, тренирующие эту необходимую способность речи. В темах «Задача чтеца» и «Тренаж словесного действия» нами дан возможный вариант ответа на этот вопрос. Здесь же хочется предостеречь от одного ложного шага, который делается часто при всей его несостоятельности.

А. С. Макаренко, говоря о развитии у человека возможности более эффективного воздействия словом, предлагал молодым педагогам научиться произносить фразу «Иди сюда» с двадцатью четырьмя интонациями. Для некоторых педагогов слова А. С. Макаренко стали стимулом в тренировке произнесения слов с разными интонациями. А. С. Макаренко, человек высокой культуры, чуткости и большой интуиции, за которой стоял колоссальный практический опыт работы с людьми, имел право требовать такой богатой нюансировки слова, так как для него за любой интонацией стояли конкретные отношения, конкретная задача воздействия словом. Это важно учитывать, чтобы не стать на путь формального заучивания интонаций и прочих приёмов.

Нужно запомнить, что интонация производна. Её определяют многие обстоятельства: индивидуальные данные говорящего, отношение к собеседнику, задача общения, тема, условия, реакция слушающего и т. д. И стало быть, надо работать не над Фиксированием возможных придуманных интонаций, а над собой. Интонационное богатство выявляет внутреннее богатство говорящего, оно возможно только у духовно богатого человека, у человека, острая восприимчивость которого позволяет почувствовать специфичность, неповторимость момента, оценить её и отразить. Жизненные ситуации неповторимы. Та или иная интонация рождается как результат оценки данного момента, данной ситуации данным человеком.

Работая над речью, организатору необходимо в перспективе прежде всего заботиться о своей личности, способствовать развитию её восприимчивости, чуткости, такту, способствовать повышению своего интеллектуального уровня, профессиональных качеств. «Закрученные на гайки» интонации – это материал для штампа, это штамп.

Дикционная ясность, орфоэпическая правильность, интонационная расцвеченность, лексическое богатство ещё не определяют организаторской деятельности степени воздейственности речи. Слово организатора проводит информацию не только о том, что сообщает говорящий, но и в той или иной степени сведения о самом организаторе – его способностях, знании дела, подготовленности, об отношению к делу, к людям и т. д. В речи организатора воспринимается не слово как таковое, а слово, представляющее личность его, личность организатора.

Слово неразделимо с личностью говорящего. Степень воздейственности речи организатора определяется степенью значимости его личности в оценке непосредственно руководимой им группы людей.

Сила и цена слова организатора, а стало быть и степень воздейственности, приобретают то или иное качество, значение /в оценке организуемых/ в процессе общественной практики, где слово, дело и личность конкретно реализуются и наглядно демонстрируют свою истинную стоимость.

В процессе выступления очень важно оставаться самим собой, если даже тебя избрали в президиум собрания. Всегда легче воспринимается речь человека, который тебе известен, если находясь перед аудиторией, он остаётся таким же конкретным и знакомым, искренним непосредственным. Стремление выдать себя во время выступления не за того, кто ты есть на самом деле, смешит аудиторию, ироническое отношение к изменившемуся тебе сеет недоверие к тому, что ты говоришь.

В качестве итога - выводы и советы начинающему оратору.

Уважай аудиторию, перед которой выступаешь. Прежде чем делиться своими мыслями с аудиторией, выясни, есть ли они у тебя.

Бойся потерять мысль в потоке слов.

Старайся одну мысль отделить от другой и строй их в выгодной для них последовательности.

Питай внимание аудитории своим словом, если хочешь, чтобы она тебя слушала.

Будь краток. «Краткость - сестра таланта» - Антону Павловичу Чехову доверять можно.

Слушателю интересно следить за процессом рождения мысли. Не путай процесс рождения мысли с процессом подбирания слов.

Слова трудно подбираются там, где путаны мысли. Систематизируй их.

Даже хорошая мысль, хорошо оформленная словесно, должна быть слышна аудитории. Говори четко и ясно.

Прочитав книжку о технике речи, Цицероном не станешь. Хорошая дикция вырабатывается в тренаже и в процессе выступлений. Постарайся получить консультацию у специалиста о состоянии твоего речевого аппарата и специфике тренажа и... за дело!

Отсутствие мысли хорошей дикцией не заменишь.

Всегда учитывай конкретную ситуацию в которой выступаешь – это поможет тебе держать с аудиторией более тесный контакт и определит тон твоего выступления

Будь самим собой. Стремление выдать себя не за того, кто ты есть на самом деле, сеет к тебе и твоим словам недоверие и настороженность.

Если аудитория тебя не слушает, не спеши обвинять её в невоспитанности. Ищи причину в себе. Будь горд. Говорить там, где тебя не слушают - не является показателем большой культуры.

Молчание аудитории - ещё не доказательство того, что тебя внимательно слушают. Большинство людей спит молча.

Злость - проявление бессилия. Спокойно разберись в позиции противника - иначе как же ты переубедишь его.

Не бойся публично признать свою ошибку, только не кокетничай этим.

Не пользуйся микрофоном в аудитории, где тебя и так могут услышать. Твой голос усиленный техникой, создаёт условия сидящим в зале для громкого обмена мнениями между собой по вопросам, не касающимся темы твоего выступления.

Импровизация в речи - ценное качество. Помни: в её основе - знания.

Если ты уважаешь себя и аудиторию, перед которой держишь слово, не ставь задачу «говорить». Такая задача не имеет ничего общего с понятием общение.

Общение включает в себя прежде всего взаимовоздействие. Учись чувствовать аудиторию.

Выступление перед аудиторией - это не монолог, а диалог, даже если говоришь только ты один. Учитывай это, чтобы не иллюстрировать своим выступлением известную поговорку - глас вопиющего в пустыне.

Твой слушатель - человек. Он имеет своё мнение. С ним надо считаться. Поучающий ровесник смешон.

Приучи себя работать над собственным выступлением. Определи точно тему, составь план /письменно или устно, краткий или развёрнутый/ - пусть речь твоя будет краткой, логичной.

Не вступай в обсуждения вопроса, в котором не разбираешься.

Держись перед аудиторией свободно. Только не путай свободу с разболтанностью, расхлябанностью.

Говори о том, что волнует тебя. Идущее от сердца легче найдёт дорогу к сердцу.

Умей выделить главное в своём выступлении.

Не считывай с листа своё выступление - оно не воспринимается как твоё личное мнение... Живое слово человека - просто и доступно.

Будь чёток и краток. Эти качества достигаются постоянной работой над собой, над речью. Надо знать больше, чем сообщаешь аудитории.

Не засоряй речь словами-паразитами: значит..., ну... так сказать, .... стало быть..., да..., гм... и др. Слушателю трудно добраться до мысли.

Научиться легче, чем научить. Стань своим учителем: следи за речью, анализируй свои и чужие выступления.

Участвуй в художественной самодеятельности - концертные выступления помогут тебе преодолеть страх перед аудиторией.

Будь тактичен - соблюдай регламент.

Нечего сказать - молчи.

Рассмотрите, дорогие мои читатели, конкретный пример, который предложил ленинградский поэт Г. Б. Тимофеев. Хоть это и басня, но она даёт замечательный пример, на котором все требования, высказанные в этом параграфе, отлично показывают связь теории и практики речевого общения.

ПОПУГАЙ

В лесную чащу, в северный наш край

Однажды залетел какой-то попугай.

В ту пору у зверей шло общее собранье-

Настали холода, решалась уйма дел

И Попугай, явившись с опозданьем,

В президиум собранья слёту сел.

Докладывал медведь:

«Хочу сказать в итоге,

Что всем зверям нужны зимой берлоги,

Берлоги следует сейчас же утеплить:

Засыпать листьев, хвоей застелить-

Случится может всяко-

И хворосту вокруг берлог по навалить

Чтоб не нашла их ни одна собака».

Медведь закончил. Дятел выступал

На тему углубленья дупел.

И клёст, хотя не голосист и щупл,

Но тоже бросил дельную мыслишку-

Мол, запасайте червяка и шишку.

Короче - каждый предлагал, что мог,

На то и пренья, спор и предлагай.

Но вот среди зверей прошёл шумок

И слово взял залётный попугай.

Вскочил на пень, откашлялся слегка

И начал речь свою издалека:

«Идёт зима. 3има идёт.

Так вот: зима уже не за горами.

Как правильно сказал медведь,

берлоги надо нам иметь

И сделать их должны мы сами.

Нельзя с клестом не согласиться,

Как говорится,

И червячок и шишка пригодится,

Чтоб червячка зимою заморить».

Так повторил он всё, что слышал,

Когда же у него запас цитат и фактов вышел,

Решил добавить пару слов своих,

Поскрёб хохол, задумался на миг

И кончил так:

«Попка –дурак»

 

ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИТЬ ДА НЕ ЖРЕВЫСКОРОГОВОРИТЬ

 

Для закрепления правильного произношения того или иного звука или тренировки частей речевого аппарата можно использовать скороговорки, пословицы, поговорки, стихи и другие тексты. Часть текстов построена на повторении трудного для произношения звука и потому их удобно использовать для тренажа правильного произношения этого звука. Другие же построены на повторении трудного для произношения сочетания нескольких согласных звуков. Эти тексты можно использовать для тренажа, постановки дикции. Научившись легко преодолевать в произношении трудные сочетания согласных звуков во время тренажа, человек приобретает способности более легко владение технической стороной своей речи. Кроме тренировки дикции, тексты можно использовать и для тренажа дыхания, голоса.

Разделение текстов на группы по повторяюшимся звукам носит условный характер, так как в одном тексте могут повторяться несколько звуков. Тексты для тренажа речевого аппарата собирались в течение ряда десятилетий. Сбор носил чисто практический характер, не выходил за пределы учебной аудитории и авторство их не имело особого смысла. Тем более, что участниками сборов были школьники, студенты, студийцы разных лет и возрастов, которые приносили стихи, фразы, переписав их у кого-то, кому, в свою очередь, важна была только интересная, смешная, озорная и трудно выговариваемая головоломка.

Моё объяснение можно считать извинением перед «неопознанными» авторами и обещанием исправиться с помощью, надеюсь, читателей.

Текст, который предлагается первым, пришёл в самодеятельную практику из театральных вузов. Текст удобен потому, что в одинаковой степени продуктивен в тренаже дикции, голоса и дыхания. Помимо его удобств, связанных с формой /гекзаметр /, в нём подробно изложена методика тренажа. Тренируешь аппарат звучания и повторяешь требования к тренажу. Сплошное удовольствие. Воспользуемся.

Твёрдо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть подбери, но лишь пользуясь нижним дыханьем,

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,

Голос верней укрепи на устойчивой ровной средине:

Пристально слушай, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно - с расчётом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, медленность,

плавность-

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...