Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические факторы в речи организатора




Как правило, в литературе о звучащем слове рассматриваются так называемые выразительные средства, т. е. рассматривается только то, что связано с адресантом. Наблюдения, эксперимент показывают, что на слушателя влияют многие факторы, которые определяют отношение к тому, что он слушает.

В анкетах был предложен вопрос: «Назови выступление, которое произвело на тебя сильное впечатление. Постарайся объяснить, почему оно тебе запомнилось». Ответы на этот вопрос как раз подтверждают нашу мысль. Многие ребята ответили, что им не довелось быть свидетелем таких выступлений. Естественно, для того, чтобы объяснить, почему на тебя произвело сильное впечатление то или иное выступление нужно иметь соответствующую подготовку, которой наши старшеклассники не имеют. И потому в анкетах нет анализа запомнившегося выступления. Но даже в таких ответах легко выявляются некоторые значащие факторы, явно определившие впечатление от услышанных выступлений.

Ситуация - сильная, эмоциональная. Как видно из анкет, сильное эмоциональное впечатление получают ребята на митингах у памятников героям, у братских могил. Само священное место создаёт определенный настрой, и если выступающий не разрушает его и говорит в ключе ситуации, то его слово доходит до каждого.

«Выступление директора школы на открытии памятника неизвестному солдату. Раньше очень много говорили о войне, о героях, но на этом митинге я поняла всю тяжесть этого ужаса благодаря этому выступлению».

«На меня произвело впечатление выступление ветеранов войны у памятника героям войны в селе Большой Дуб на празднике Победы в прошлом году. Я слышала о войне, но до глубины моей души это не доходило. А тут ветераны войны так говорили, так рассказывали, что я поняла, что такое война, сколько бед она несёт».

«Мне запомнилось выступление завуча нашей школы у могилы павших».

«Меня всегда потрясают выступления в нашем селе на митинге, посвященном памяти павших. Выступления всегда бывают горячие, взволнованные, заставляющие глубоко вдуматься в смысл говорящего».

«На меня большое впечатление произвело выступление моей первой учительницы перед принятием меня в пионеры. Я и сама не знаю почему. Вероятно потому, что этот день был для меня особенно значительным. В этот день мне всё казалось необыкновенным».

Ситуация праздничности и значительности момента почти всегда присутствует на выпускных вечерах, последних звонках в школе. Потому многими названы без комментариев выступления учителей на этих мероприятиях.

Подобных признаний можно приводить много. Все они доказывают, что ситуация важна как фактор, во многом определяющий силу впечатления от звучащего слова. Разумеется, в анкетах названы предельно выраженные ситуации. В жизни разная степень выраженности ситуации наряду с другими факторами определяют соответствующую степень впечатления.

Личность выступающего часто является основным, но не единственным воздействующим на слушателя фактором. В ответах названы, как правило, люди, значительность которых в представлении ребят определена их принадлежностью к международному движению или причастностью к чему-то важному, значительному, гражданскому в самом честном значения слова.

«Мне понравилось выступление брата Пети Клыпа».

«Встреча с участником обороны Брестской крепости».

«Выступление генерал – лейтенанта Кузнецова о борьбе за нашу деревню».

«Выступление партизанки».

«Выступление в лагере матери Юрия Смирнова».

«Учительница была настолько авторитетна, что её выступления всегда производили большое впечатление».

Предмет сообщения всегда имеет большою значение. Личная заинтересованность каждого слушателя проявляется к материалу, который более других импонирует его потребностям. Потому в анкетах часто названы темы: «О мужестве и героизме разведчиков во время Великой Отечественной Войны», «о сиротах, которые оставались без матерей», «о героическом Вьетнаме», «о героях гражданской войны», «о зверствах фашистов в годы войны», «о героизме Юрия Смирнова» и т. д. Темы мужества, героизма, стойкости советских людей, темы, касающиеся невзгод, выпавших на долю советских людей, которые выстояли несмотря ни на что, волнуют наше молодое поколение.

«Я никогда ее забуду выступление, которое было на митинге, посвященном смерти Ю. А. Гагарина /выступал директор школы/. Я не могу объяснить это словами, но гибель космонавта потрясла меня - это был мой идеал».

«Больше всего мне запомнилось выступление партизанки из Сещенской подпольной организации. Она рассказывала о зверствах фашистов так, что волосы поднимались на голове и глаза наливались слезами. Это её выступление запомнилось мне так, как будто то было вчера».

«Особенно мне понравилось выступление матери погибшего солдата. Оно произвело на меня большое впечатление. Мать так говорила о советских людях, о нашей Родине, что я готова была пойти на все, что бы спасти от чего-то нашу Родину или советский народ. Это было 9 мая 1968 года».

«Выступление молодогвардейца Радика Юркина, который рассказал о подвиге молодогвардейцев. Впечатление было большим, так как герои молодогвардейцы - мои любимые герои комсомольцы».

«9 мая на братской могиле проходил митинг. На нём выступала участница Великой Отечественной Войны. Она рассказала такой случай. Женщине сказали, что убило её сына. Она пошла и принесла только лишь кости в мешке. И я этот рассказ никогда не забуду».

«Однажды к нам приехал бывший узник концлагеря. Его рассказ просто потряс меня, я около недели ходила тогда, как в воду опущенная, не могла ни о чём думать».

В некоторых анкетах названы выступления председателей колхозов с призывом к выпускникам остаться в колхозе или идти учиться в сельскохозяйственные учетные заведения и потом вернуться в свой колхоз. Эти выступления запомнились и потому, что председатель колхоза вдруг оказался в школе, и потому, что в его выступления для учеников впервые конкретно поставлен вопрос об их будущем, месте в жизни.

Следует отметить, что часто впечатление усиливается от того, как окружающие реагируют на происходящее. Конформность человека даёт возможность получать определённый эмоциональный заряд от людей, воспринимающих одно и то же явление, и быть с ними в сопереживании.

«Речь учителя у памятника. Все стояли, затаив дыхание, было очень торжественно, тихо, все подходили к нам и слушали эту речь».

«Мать солдата плакала на могиле погибших солдат, а её дочь выступала со слезами».

«На митинге выступал директор школы, было много крика и слез».

«Было открытие обелиска в нашем селе в честь погибших односельчан».

«Была тишина, когда снимали покрывало с обелиска, лишь слышались тихие рыдания наших женщин, наших бабушек».

На восприятие звучащего слова влияет и соответствующая установка.

«В школе мне доклады не нравятся, а здесь, в лагере актива школьников мне все доклады нравятся».

Ученик попал в другое место, в лагерь, где часть времени посвящено обязательным занятиям по организаторской работе, оказался в окружении организаторов - своих сверстников, появилась нацеленность пребывания в лагере, - всё это и создало установку на более острое, конкретное восприятие читаемого старшеклассникам курса лекций и практических занятий.

Авторитет учебных занятий был поднят и тем, что в лагере выступали учёные педагогического института по проблемам, составляющим их научный интерес, областного отдела народного образования, руководители молодёжных и партийных организаций области. Все они показывала пример высокого профессионализма и глубокого знания предмета сообщения, культуру речи. В анкетах названы такие выступления, где выступал их товарищ, говорил всю правду, «никого не боялся», «говорил всё в глаза».

Элемент неожиданности имеет для восприятия речи большое значение. Неожиданность может быть в обстановке, в повороте темы, в новом качестве известного человека.

«Мне очень запомнилось выступление директора нашей школы. Мы его часто слушали на собраниях. А однажды на вечере он очень интересно говорил о музыке».

Там, где старшеклассники пытались объяснить сами, что их взволновало в том или другом выступлении, чаще всего это были только эмоциональные оценки, высказывание своего впечатления. Но у некоторых даны характеристики услышанных и запомнившихся выступлений.

«В лагере «Орлёнок» выступала в школе актива пионервожатая, которая говорила очень хорошо, даже с юмором. Было очень легко сидеть на её лекциях и всё было понятно. Хотя прошёл год, я помню все её выступления».

«Мне запомнились на всю жизнь лекции о поэзии. Своей любовью к поэзии лектор сделал речь интересной и буквально захватывающей. Я слушала, затаив дыхание. Я очень люблю слушать людей, которые лично заинтересованы в вопросах, о которых говорят».

«Он выступая, приводил яркие примеры, как бы разговаривая, а не лекцию читал».

«Я очень люблю поэзию, но никогда не думала, что о стихах можно говорить так, как о самом сокровенным, дорогом, любимом».

" Выступал секретарь РК ВЛКСМ. Нам вручил грамоту. Он стоял посреди зала, говорил торжественно и вообще так говорил, что как-то странно сжималось сердце. И ещё мне запомнилось: он стоял без записки».

Кстати, у многих в ответах на этот вопрос высказано удивление, что оратор без бумажки. Это обстоятельство высказывалось как приятная неожиданность, глубоко запавшая в душу.

«Мне очень понравилось выступление Канина Н. Г., лектора Курского общества «Знание». Он нас просто очаровал своей речью. У этого человека необыкновенный дар речи. Обычно лектора читают свои доклады по бумажке, а Канин Н. Г. пришёл и просто начал говорить, а в зале была такая тишина, которой не бывает даже на контрольных».

Нужно иметь в виду, что все эти факторы в восприятии ребят почти не существуют в чистом виде, вне связи между собой. Разные комбинации сочетания отдельных воздействующих факторов и создают то единственное впечатление, которое слушатели получают от выступления, от речи оратора.

От речи организатора ребята требуют многого. А что они видят на самом деле, в их организаторской практике?

«Оцени выступление своих товарищей» - это следующий вопрос анкеты. Отвечающие знали, что нужна оценить выступления сверстников на классных и школьных собраниях, информация.

С одной стороны, ребята отвечают, что выступления их товарищей чаще всего бывают правдивые, искренние, деловые, краткие, нужные, интересные, от души и др. С другой стороны, большая часть опрашиваемых останавливался на отрицательных сторонах речи товарищей: это и неискренность, считывание текста с листа, боязнь учителей, боязнь говорить правду, книжность выступлений, расхождение слова с делом, повторение того, что было сказано предыдущими ораторами и т. д.

«Некоторые читают по листку и это очень нудно, потому что они читают без всякого выражения и понятия, лишь бы прочитать. Другие заучивают, а когда выходят выступать, то заикаются и долго вспоминают, а что же было написано в листке дальше. А некоторые совсем не выступают, больше всего молчат - мол, моя хата с краю» /10 класс/.

«Одни рассказывают без подготовки интересно, живо и их слушают с вниманием. Другие напишут на бумажку, вызубрят и пошли «тра-та-та» и т. д. А ещё бывает, что им кто-нибудь напишет, тогда совсем неинтересно слушать, как читает, да к тому же вдобавок не свои мысли». /8 класс/.

«Часто выступления бывают неправдивыми, особенно, когда в зале сидит директор школы или учитель. Иногда выступления бывают правдивые, выступающие рассказывают всю правду, но потом им делают упрёки и иногда учительница за это ставит двойки. А после собрания ребята собираются в кружки и начинают высказывать свои мысли». /8 класс/.

«У нас в основном выступают учителя. Когда начинают выступать ученики, то учителя переглядываются и улыбаются». /3 класс/.

«У нас часто бывает так: скажешь правду - дружбу потеряешь, поэтому и на школьных собраниях многие молчат». /10 класс/.

«Ребята всегда говорят правду в глаза, не боясь никого. И в нашей школе нет вражды между ребятами и учителями. Ребята и учителя если они не правы, признают свои ошибки. И, по-моему, это хорошо, когда человек сам признаётся в своей неправоте и в этом нет стыда». /9 класс/.

По этим ответам можно судить и о речи организатора, и о стиле жизни, стиле отношений в той школе, которую представляет каждый, отвечающий на вопросы анкеты. И это хорошо, что ребята подходят к своей речи не формально, а оценивают её в связи с жизнью своей шкалы и отношениями между её членами. Собственно, это сделано учениками непроизвольно, и тем ценнее их характеристики, показывающие единство и обусловленность слова жизнью и характером отношений общающихся.

Ответы на этот вопрос показывают, как чутко, обостренно, внимательно воспринимают ученики каждое слово взрослых, каждую их оценку поведения и высказывания ребят. Взрослые должны помнить о большой воспитательной силе их примера. Первая помощь, которую должен оказать учительский коллектив будущим цицеронам, состоит в том, чтобы наладить соответствующие отношения между учениками и учителями. Стиль жизни школы и отношений в ней во многом определят характер содержательной стороны речи учеников, и затем - характер выразительности и воздейственности её.

Сама речевая практика заставила некоторых ребят задуматься над особенностями собственной речи. Это выяснилось в ответах на вопрос: «3адумывался ли ты над собственной речью? Если задумывался, то в связи с чем? »

Для одних толчком к серьёзным размышлениям о речи явилось неудачное собственное выступление.

«Однажды на собрании я выступил неудачно. Сойдя со сцены, я сразу же ушёл домой. Потом долго тренировался говорить - засекал время, записывался на магнитофон. После каждого выступления расспрашивал своих товарищей». /8 класс/.

«Будучи вожатой в 5 классе, я делала доклад. Пятиклассник слушали меня плохо. После, когда мысленно разбирала свою речь, я поняла, что говорила плохо и даже, кажется, неискренне, как-то заученно». /8класс/.

Другие ребята пришли к необходимости работать над предстоящим выступлением через восприятие чужих неудачных речей.

«Над речью я начала задумываться после одного собрания. Некоторые ребята говорили очень несвязно, просто неприятно было слушать. Я решила готовиться к выступлениям, чтобы всем было интересно меня слушать». /8 класс/.

«Глядя на других выступающих, я вижу, что некоторые ребята просто выучили доклад или речь, а сами смысла не понимают». /9 класс/.

Но есть и такие примеры, когда хорошие первые выступления были стимулом для работы над речью.

«Один раз после хорошего моего выступления ребята долго аплодировали. Мне хотелось всегда так выступать». /8 класс/.

" Выступив впервые, услышав от окружающих, что выступила хорошо, я хотела, чтобы и другие мои выступления доходили до каждого, нравились бы слушателям». /10 класс/.

«Меня все считают человеком с хорошей дикцией. И мне просто стыдно плохо выступать и уронить себя в глазах товарищей. И еще не хочется подводить маму она работает завучем в моей школе, преподает русский язык и литературу». /9 класс/.

Но таких признаний немного. Большинство ребят ответили, что никогда не задумывались над собственной речью. А это уже настораживает.

Опыт отдельных школ показывает, что развитию речи учащихся может способствовать не только урок литературы и русского языка. В анкете был задан вопрос: «Что в твоей школе кроме урока литературы и языка способствует развитию речи? ». Собранные вместе ответы на этот вопрос могут служить рекомендацией желающим начать внеклассную работу по развитию речи.

Некоторые ребята справедливо называют пример учителей, их выступления на ученических собраниях. Грамотные по форме, справедливые, принципиальные и нужные по содержанию выступления старших товарищей являются хорошей школой ораторского мастерства.

Большое внимание ребята уделяют работе в школьных различных кружках: литературных, разговорной речи, выразительного чтения, драматическом, предметных - истории, географии, литературы и др., где есть большая возможность разговорной практики. Там, где в школах есть радиоузлы, ребята называют дикторские кружки. Семинары культмассовиков тоже способствуют развитию речи - это отмечено во многих анкетах.

Некоторыми названы серьёзные формы работы, повышающие ответственность за качество собственной речи: работа экскурсовода в школьном музее Славы, в школьной картинной галерее, в краеведческом музее.

«Я и мои товарищи, работающие экскурсоводами в музее, готовим доклады по классам - по темам, проводим экскурсии, - это очень хорошо помогает нам в развитии речи». /9 класс/.

В ряд активизирующих речь средств ребята ставят и возможные конкурсы: конкурс чтецов, конкурс на лучшее сочинение на свободную или заданную тему, конкурс дикторов и т. д.

Как видно - из ответов, школьные организаторы осознают большое значение в развитии речи самой возможности выступать. Потому многими названы диспуты, читательские конференции, обсуждение фильмов, спектаклей, факультативные занятия по предметам, где можно свободно высказать своё мнение, не боясь получить двойку за ошибку, работа с младшими школьниками, которым «много приходится объяснять» и т. д.

Широкое распространение получили в школах лекторские группы, клубы старшеклассников, которые проводят тематические чтения, проблемные политинформации и др.

Нет нужды разъяснять большое значение таких форм общественной работы школьников для развития их речи. 0рганизаторская работа, участие в агитбригадах, вечера, работа в стенной печати школы, класса, чтение художественной литературы, слушание радио - и телепередач с акцентом внимания на особенности речи дикторов, пристальное внимание к речи других людей и т. д. - всё это способствует развитию речи учеников. Разумеется, здесь не обойтись без лекций и бесед о культуре речи, об ораторском мастерстве.

Этот опрос показал, что большинство всех опрошенных никогда не задумывались над собственной речью - речью организатора, большинству из них никто никогда не указал на особенности их речи и необходимость работать над нею. Выяснилось, что для некоторых организаторов отсутствие элементарной подготовки в области устной публичной речи оказывает определённое отрицательное влияние на их организаторскую деятельность.

Почти все начинающие организаторы отметили, что им приходится, выступать перед аудиторией. 50% школьных вожаков выступают часто. Из 320 опрошенных только 22 человека ни разу не выступали - это, как правило, преимущественно организаторы восьмиклассники, которые недавно стали членами актива класса или школы.

Всё это дает основание сделать вывод, что проблема подготовки школьных организаторов к более эффективному речевому воздействию актуальна и требует хотя бы начального её разрешения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...