Речь организатора в структуре организаторской деятельности.
Для удобства рассмотрения интегративной функции речи организатора контактной группы мы взяли структуру организаторской деятельности предложенную Л. И. Уманским*. Изучение организаторской детальности дало право Л. И. Уманскому утверждать, что одной из основных функций, которые осуществляет организатор в процессе своей непосредственной специфической деятельности, является интеграция, которая осуществляется на всех этапах структуры организаторской деятельности. Мы остановимся только на тех моментах структуры, в которых основным интегрирующим средством является речь организатора. В рассматриваемой нами проблеме субъектами общения являются организатор, с одной стороны, и организуемые - с другой. Характер взаимоотношения, степень воздейственности речи организатора будут зависеть от одной и другой стороны. И потому для выяснения условий наиболее эффективного воздействия словом одинаково важно рассмотреть и личность организатора, и группу. Рассматривая личность организатора с позиций его возможностей к речевой интеграции, следует отметить, что значительным фактом здесь будет оценка организуемыми личности организатора. Уровень интеграции определится и знанием организатором правил организаторской работы, знанием данного вида деятельности, уровнем его организаторских способностей, опытом речевого общения, опытом общения с данной группой, умением использовать разные формы речевого воздействия, умением подойти к организуемым, знанием их индивидуальных особенностей и т. д. Степень взаимопонимания, а стало быть и качество интеграции, зависят и от другой стороны - от группы. В группах разной степени организованности одно и то же речевое воздействие получает разную ответную. Важным здесь будет и опыт группы в данной деятельности, опыт членов группы в групповой деятельности, отношение членов группы к данному виду деятельности.
Практика и эксперимент показывают, что чем более сработана группа, чем больший опыт общения организатора с данной группой, тем меньше форм речевого воздействия использует организатор – вполне благополучную интеграцию обеспечивает просто информация, точно и своевременно поданная, если перед речевым воздействием ставится цель - интеграция группы, то формы речевого воздействия являются средством интеграции. В других случаях они не выполняют интегративной функций. Степень, характер интеграции будут зависеть и от того, как речевое воздействие соотносится с самой деятельностью. Мы различаем прямую интеграцию /непосредственную, в процессе деятельности группы/ и косвенную, которая является подготовительной, прямой интеграции. Для удобства анализа интегративной функции речи мы определили три периода речевой деятельности организатора по отношению ко времени работы группы: до работы, во время работы, после работы. Внутри этого деления мы и будем рассматривать специфику речи организатора, средства и особенности интеграции группы организатором. Два вида речи /монологическая и диалогическая/ используются на разных этапах структуры организаторской деятельности. Особенности речевой интеграции до непосредственной работы группы. Это период косвенной интеграции. Он важен как подготовительный, устанавливающий более быстрое взаимопонимание, обеспечивающий всех членов группы необходимым для интеграции минимумом знаний и навыков, средств интеграции, создаёт у организуемых отношение и предстоящей деятельности, настрой, желание выполнить задание, создаёт установку, «сбивает» группу, создаёт единство целей, средств, общую заинтересованность.
Наблюдения и эксперимент показывают, что отсутствие этого периода сильно влияет на качестве выполнения группового задания, группа работает неуверенно, контакт между членами группы неустойчивый или совсем отсутствует, нет последовательности, логичности в трудных операциях, организуемые плохо понимают и потому нечетко выполняют команды организатора. Мы сравнивали деятельность двух команд, разбивающих в походе палатки. Та команда, где период косвенной интеграции был проведён полно и убедительно, работала без излишней суеты, четко и быстры выполняла команды капитана, в процессе работы звучали чёткие и краткие команды, просьбы помочь, поддержать, натянуть шнур и т. д. Палатка была поставлена быстро и прочно. В другой команде, в которой в качестве эксперимента был опущен подготовительный момент, все работали с необыкновенной скоростью, но эта спешка была прости бестолковой суетой: каждый делал то, что в данный момент он считал нужным, без учёта того, что делают другие, и того, что говорит капитан команды. В процессе работы неоднократно возникали конфликты между членами группы, между капитаном и кем-то из команды и тогда поднимался спор: все одновременно кричали, размахивали руками, выхватывали друг у друга колышки. В результате всего палатка была поставлена плохо, а времени затрачено в два с лишним раза больше, чем у первой команды. В этот первый период из структуры организаторской деятельности войдут следующие звенья. 1. Постановка целей, задач, ознакомление с ситуацией, необходимостью делать денное дело. На этом этапе создаётся установка на выполнение задания, определённое отношение к предстоящей деятельности, создаётся настроение, единство желаний, устремление. По степени участия организатора интеграции группы речью, по специфике общения с организуемыми это будит преимущественно монологичная речь. Содержание такого выступления может быть – обрисовать картину, причину, ситуацию, возможности, выражение уверенности, что организуемые не подведут, выражение доверия и т. д. При этом могут быть использованы почти все формы речевого воздействия – всё будет зависеть от конкретных условий.
2. Определение Формы организации, распределение обязанностей. Определение формы организации, может идти по двум путям: организатор только ставит в известность группу с предложенной им форме, или он вместе с исполнителями ищет наиболее целесообразное организационное решение. Оба варианта только готовят группу к интеграции, хотя во втором случае она готовиться более эффективно. При распределении обязанностей организатор вносит свои предложения, советуется с членами группы, выслушивает их замечания и соображения – кто с кем хотел бы работать вместе, рядом, кого на какой участок целесообразнее поставить. В этот момент осуществляется интеграция вообще и готовятся условия для более эффективного воздействия слова организатора, обеспечивающего согласованную деятельность всех членов группы. Работа, связанная с определением формы организации и распределением обязанностей проводится совместно с организуемыми, она «сбивает», сплачивает группу, создает единство целей, средств, заинтересованность и т. д. Речь при этом – диалогическая. Наиболее употребимыми, результативными и подходящими по ситуации и цели будут следующие формы речевого воздействия – совет, просьба, предложение, вопрос. 3. Инструктаж. Это период обучения предстоящей деятельности. Готовя на этом этапе группу к выполнению задания, организатор может обращаться к отдельным исполнителям. В этом случае речь будет только воздействующей, готовящей к возможности интегрироваться. Когда речь обращена к группе в целом или её части, она выполняет уже интегративную функцию. И если по содержанию речь организатора указывает на взаимодействие членов группы /кто, с кем и в каких моментах должен согласовывать свою деятельность, конкретные движения/, то она выполняет функцию и интеграции, и обучения. На этом этапе организатору очень важно проявлять чувство такта, терпение, знание возможностей каждого организуемого, в усвоении материала, умение подсказать главное в предполагаемой деятельности, умение научить, умение выразить в доступной и понятной форме свои знания, навыки, умения. Речь должна быть чёткой, понятной, логичной, доступной, слова должны соответствовать нужным действиям. Речь на данном этапе является сочетающей монологическую и Диалогическую формы. Монологическая - по жанру не ораторская. Она более разговорная, деловая, включающая вопросы и ответы слушателей. Наиболее употребительными здесь будут совет, предложение, предостережение, предупреждение, инструкция.
Особенности речевой интеграции в процессе деятельности группы. Это этап прямой интеграции, т. е. интеграции непосредственно в процессе самой деятельности группы. Качество выполнения группового задания зависит от качества прямой интеграции, которая в свою очередь во многом зависит от характера первого, этапа интеграции, создавшего установку, сообщившего знания и формирования умения у членов группы общения между собой с одной стороны, и между группой и организатором - с другой. Из структуры организаторской деятельности сюда войдут следующие компоненты. 1. Установление внутренней координации и взаимосвязи. Это кульминационный момент интегративной функции речи организатора контактной группы. Данный этап является чисто речевой интеграцией. Для обеспечения согласованности действий от организатора хорошее знание всей работы, её особенностей, специфичность её составных частей. На этом этапе особенно отчётливо проявляются индивидуальные особенности организатора, определяющие его индивидуальный стиль речевого воздействия, речевой интеграции, хатрактер интеграции на данном этапе будет зависеть и от степени организованности группы. Наблюдения показывают, что в более сработанных, более опытных в совместной групповой деятельности коллективах интеграция осуществляется минимумом лексических единиц /обязательным для данного вида деятельности словарным запасом/, которые подаются организатором в одной форме речевого воздействия - информации. Организатор только называет кому и что делать, а члены группы выполняют команды /это слово употреблено здесь не в качестве названия формы речевого воздействия/ четко, быстро, уже заранее предчувствуя по еле уловимой мимике, взгляду, наметившемуся жесту организатора дальнейшие свои действия. Здесь организатору очень важно называть необходимые действия предельно точно, кратко, конкретно адресуя слово тому или другому исполнителю. Менее опытные организаторы как правило используют большее количество форм речевого воздействия, больше лексических единиц. Речь у них неровная, чаще всего нервная, «дёргающая» исполнителей. Часто в связи с этим возникают недоразумения, нарушающие согласованность действий, а отсюда появление конфликтных ситуаций. Кстати, стиль выхода из конфликтов всегда соответствует стилю взаимоотношений в группе.
На этом этапе может возникнуть необходимость некоторого перераспределения обязанностей. От организатора требуется при этом проявить и должную смелость, правдивость и чувство такта. И всё это достаточно ярко проявляется в речи и определяет характер интеграции группы в дальнейшей работе. Для более эффективной интеграции речью необходима речь краткая, чёткая, точно соответствующая необходимому действию. 2. Учёт по ходу работы. Каждый организатор в меру своего опыта и способностей всегда проводит учёт результатов работы каждого исполнителя. Особенно полезен учёт, если результаты его своевременно доводятся до сведения членов группы. Этот этап может включать и элементы инструктажа, обучения деятельности, обучения интеграции. Организатор корректирует деятельность исполнителей на отдельных участках, одновременно указывая что и как сделано что необходимо учитывать в дальнейшей работе. Таким образом, организатор учитывает и результат работы, и интеграцию. Это даёт возможность исполнителям определить своё место относительно деятельности других членов группы, понять свои ошибки, держать более полный целесообразный контакт со всей группой. Этот этап является часто продолжением интеграции. Работу по учёту деятельности каждого организатор может проводить сам или посредством учётчиков /тогда личное его участие будет эпизодическим, частичным/. Из форм речевого воздействия наиболее употребимыми будут информация, совет, инструкция, предложение, предостережение, предупреждение, а в отдельных случаях и более интенсивные формы - требование, приказание, запрещение, угроза, призыв и т. п. То есть почти все формы речевого воздействия могут быть использованы организатором на данном этапе его деятельности. 3. Работа с младшими организаторами осуществляется на многих этапах организационной деятельности. Здесь прежде всего имеет место факт обучения, которое может касаться самой деятельности, производственных процессов. Но оно может затрагивать и вопросы непосредственно интеграции, когда организатор учит младших, что, как и когда говорить. Обучающий может только рассказывать или непосредственным своим общением с исполнителями показывать способы речевой интеграции, становясь на место младшего организатора. В беседе может быть изложена, какие ошибки допущены, как избежать их повторения в дальнейшем, какие слова, речевые приёмы целесообразнее всего применять. Здесь результативным будет точность, конкретность значения слова, характер отношений и взаимоотношений организуемых и организатора. 4. Контроль. На этом этапе деятельность организатора связана с постоянным, непосредственным общением с исполнителями. Во время своего общения организатор своевременно напоминает членам группы о необходимости делать так, а не иначе, это, а не что-нибудь другое. Организатор осуществляет контроль и за деятельностью каждого, и за осуществлением интеграции – собственно, это единый процесс, из которого складывается контроль. Слово организатора здесь важно, так как оно интегрирует деятельность группы, направляя работу каждого исполнителя в общее русло. Строгий, чёткий контроль поможет организатору найти своё наиболее целесообразное место в деятельности группы. Это контроль даёт возможность оценить взаимодействие исполнителей, оценить ход работы. Иногда после оценки результатов труда группы появляется необходимость перепланирование, перестановки членов группы. Особенности интеграции речью после работы группы, после выполнения ею задания. Из структуры организаторской деятельности сюда войдёт одно звено – итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности. Этот этап важен как звено, замыкающее структуру организаторской деятельности. В ряду других этот этап создаёт установку для деятельности группы в другом задании, является толчком, завершающим моментом проделанной работы и началом для следующей. Каждая деятельность группы является для организуемых продолжением их общественного опыта, общественной практики. Совершенная работа и соответствующим образом подведённый её итог являются для организуемых критерием, по которому они судят об организаторе, работе своей группы, о себе, своих возможностях, о целесообразности групповой деятельности и т. д. Этот третий этап выполняет функцию косвенной интеграции. Воздействующую речь организатора контактной группы можно и нужно рассматривать только в организаторской деятельности, т. е. там, где она непосредственно проявляется, где она существует и реализуется. Особенности интегративной функции речи организатора зависят от многих причин, в том числе: а/ От основной групповой деятельности, на которую направлены усилия организатора и организуемых; б/ от наличия звеньев структуры речевой интеграции и звеньев структуры организаторской деятельности; в/ от ситуации, конкретных условий на каждом структурном этапе организаторской деятельности; г/ от уровня организаторских способностей организатора; д/ от знания организатором особенностей данной деятельности; в/ от опыта речевого воздействия в данном виде деятельности; ж/ от уровня организованности группы; з/ от опыта группы в данном виде деятельности; и/ от отношения организуемых к данной работе; к/ от отношения организатора к данной работе; л/ от взаимоотношений организуемых между собой; м/ от взаимоотношений между организатором и группой; н/ от степени самостоятельности организатора; о/ от степени влияния организаторской работы на целевую деятельность. И других. Особенности интегративной функции воздействующей речи организатора контактной группы исследовались на ГСИ-6 /групповом сомоторном интеграторе А. С. Чернышёва, 1968 г. /, дающем возможность активизировать и актуализировать речь организатора и вычленить её из всех средств, которыми он пользуется в своей специфической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|