По следам исследования: школьники - организаторы о своей речи.
С, 3 -У осы не усы, не усищи, а усики. -У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь. -Зевая Захар задвинул засов, Заслыша скрипенье старинных часов. -На семерых сани, по семеро в сани уселись сами. -С буквой «С» в достатке слов Заниматься будь готов. -Упражненья с «С» по речи – Исправление увечий. -Сколько сказок, снов, рассказов Рассказал сегодня сразу Славный, шустрый, сероглазый Из Сибири старичок. -Самшит, самшит, Как ты крепко сшит. -У Сени и Сани В сетях сом с усами -Нисколько не скользко, нисколько -Смяла Саша Сашке шляпу. -Летела овсянка на овёс. -Веселей, Савелий, сено пошевеливай. -Сидела сорока на старой сосне, Смеялась сорока прекрасной весне, Всем весело стало в сосновом лесу, А солнце сияло, сушило росу. -Сумерки совсем спустились постепенно, Смолкло, успокоилось всё во всей вселенной. Под кустом раскидистым сумрак сонно стелется. Смолкнул свист отрывистый, ствол берёзы стелется. И спешат осинки стайками собраться, И росы слезинки в листьях серебрятся... Сколько до рассвета страхов нам приснится. Поскорей бы солнца поднялись ресницы. -Коси коса пока роса, Роса долой - коса домой. -Шла Саша по шоссе и сосала сушку. -Сам Самсон сам мост мостил. -Две синицы прилетели на сосну, Две синицы засвистели про весну: -Сколько света Сколько света! Стала синей высота! Скоро лето! Скоро лето! Красота! Красота! А на той же самой ветке сосны Две сосульки - висюльки видны. Две сосульки свисают с сосны, Две висюльки боятся весны. А синицы то-то рады весне! В пляс пустились на высокой сосне. Раскачали ветку вверх да вниз! Две сосульки, две висюльки сорвались, Полетели вниз
в овраг, в темноту, Рассердились и свистят на лету: - -Вот какие вы, синицы, Несознательные птицы! Бессердечные!.. /Вольт Суслов/ -Слонёнок удивил ребят, Слонёнок сел на самокат, Немножко покатался- И самокат сломался, /Г. Сапгир/ -Косарь Касьян Касой косит косо. Не скосит Касьян- Косарь покоса. /И. Демьянов/ -Купила Маруси Бусы бабуся. На рынке споткнулась Бабуся о гуся... Не будет подарка У внучки Маруси, Все бусы склевали По бусинки гуси. /И. Демьянов/ -В поле полет Фрося просо, Сорняки выносит Фрося. /И. Демьянов/ -Ух, зимища!.. Злится, злится! Заморозить всех грозится! Хоть тепла медвежья шуба, Но медведь зимы не любит И зайчонку - вот так раз! – Отдаёт такой приказ: -Я - в берлогу. Ты - сиди. За зимою тут следи. Я пока вздремну немного, Ты весною - разбуди! /Вольт Суслов/ -Из кузова в кузов Перегружали арбузы... В грозу в грязи от груза Развалился кузов. /И. Демьянов/ -Зачем у маленькой хозяйки Зелёный зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка Под этим зонтиком из шёлка. /Г. Сапгир/ -Рассвет скользил, сазанно сизоват, В замшелый скит сквозь щели ветхих ставен, А там лежал прозрачноликий старец, Приявший схиму сорок лет назад. /Е. Евтушенко/ -Кто-то помидор со смаком солит, Кто-то карты сальные мусолит, Кто-то сапогами пол мозолит, Кто-то у гармошки рвет меха. /Е. Евтушенко/ -Солёные брызги блестят на заборе, Калитка уже на запоре и море, Дымясь, и вздымаясь, и дамбы долбя, Солёное солнце всосало в себя. /Е. Евтушенко/
Р -Рядом с горкой на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... -Гром грохочет. -Буря, скоро грянет буря... /А. М. Горький/ -Доброму вору всё в пору. -Из под Костромы из под костромщины Шли четыре мужчины, Говорили про покупки, Про крупу да про подкрупки. -Крыса в риге рыла рис. -Король - орёл, орёл - король.
-Либретто «Риголетто». -Королева Клара кавалера Карла карала казнью. -Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла пол рыла и пол ребра. -Турка курит трубку, Курка клюет крупку. Не кури турка трубку, Не клюй курка крупку. -Карл у клары украл караллы, А Клара у карла украла кларнет. Карл клал на ларь, Клара крала с ларя. Королева Клара кавалера Караа Карала казнью. -Дробью по тетеревам да по перепелам. -Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. -Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом. -Два дровосека, два дроворуба два двора рубят. -Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали. -У нас во дворе подворье погода размокропогодилось. -Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать и зарапартовался. -Ехал грека через реку, Видит грека - реке рак, Сунул грека в реку руку – Рак за руку грека цап. -То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. /И. А. Крылов/ -Ружье зараженное пробкой, Ёрш подарил рыбёшке робкой. С тех пор драчливый чёрный рак Не затевает с нею драк. /Г. Сапгир/ -Над рекою гора, У горы - макушка. На макушке с утра Выросла горушка. Вот так чудо! И откуда На горе - гора, В той горе-дыра, А в дыре На горе Что-то чёрное?... Прилетели трое маленьких Грачат, Испугались - как со страху закричат! Перепёлки с перепугу. Перепутали друг друга: Кто тут брат, кто сестра, Где гора, где дыра? Разберись попробуй-ка... Старый грач услыхал – Прилетел. Старый грач на дыру Поглядел: -Это вовсе не гора На горе, А кротовая нора На горе. Видел я, как под горой крутою Крот Начал рыть себе огромный чёрный Ход. Он работать начал вечером Вчера И буравил эту гору До утра. Он добрался до макушки На заре – Вот и выросла горушка На горе. А в горушке этой –чёрная Дыра, Под дырою где-то спрятана Нора, А в горе, В дыре, В норе – Чёрный крот. Вот. /Вольт Суслов/ -Топоры остры до поры, до поры остры топоры. -Четыре ровненькие брата покрыты сверху одной крышкой. -Трубы грохочут, Гремит барабан. Да здравствует праздник Рабочих всех стран. -Три вороны на воротах, Три сороки на пороге, Тридцать три вагона в ряд
Тарахтят, тарахтят. -Рур /радостный/ Рур. Ура. Ура Руру! В рёве реванша Над грудью твоею сшиблись Антанты, Из-за чёрных костей. Казнь радуя, Тузят друг друга Голодною плетью Мёртвых шахтёров. Тёмный камень раздора Рур! ура – ра – ра – ру! Ру-бка! Сквозь горькие клубы дымов Чёрный твой лоб в крови. – -Ружья нацельтесь! Офицер не моргнёт. Вот Стаей голодной волки Взревут... Но... Но Дрогнули горы, Ружья сами вспять повернули, Горны за горло, Гром из земли По жирным икрам играть! Канальи, ракам! Маршем!.. Груды рабочих... Красный флаг... Интернационал... Тра – ра – ра – ра. Рур, ура! Ура-ра Рура! /А. Кручёных/ - Не с руки Макару коров доить. -Баллада о двух кражах. Когда не осип ещё Осип, И даже Архип не охрип, И Саша, бродя по шоссе, Обсасывать сушки любила, Жила была девочка Клара Под сенью раскидистых лип. Кораллов кило крокодил Прислал ей с далёкого Нила. Оделись кудрявой листвою Дрова на траве во дворе. Отправился Грека к реке Подкармливать корками рака. Нет больше кораллов у Клары – Кораллы украл на заре Мальчишка по имени Карл, Какой нехороший, однако! 0б этом событии слухи В момент облетели весь свет. Судачил повсюду народ О том, как коварная Клара Проплакав подряд три квартала Украла у Карла кларнет. И будто бы слёг он тогда В постель от такого удара. Но время врачует все раны. Вновь Грека крадется к реке. Вновь Саша чуть что сразу шасть Сосать на шоссе свои сушки. А Клара и Карл помирились И, сидя вдвоём в холодке, Считают чешуйки у щучки, А также щетинки у чушки, /С. Сатина/ -Крута гора, в горе - дыра, в дыре – кротовая нора.
Ж, Ч, Ш, Щ -Шестнадцать шли мышей И шесть нашли грошей, А мыши, что поплоше, Шумливо шарят гроши. -Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит да перевышахматит шахматами. -Жужжит жужелица, жужжит кружится. -Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. -Что посеешь, то пожнёшь. -Тает снежок, ожил лужок. -Шалят в шалаше шесть шалунов. -Шашкой Саша шишки сшиб.
-Шёл Саша по шоссе к Саше в шашки играть. ^ -Чешуя у щучки, щетинка у чушки. -Хороша тёща, коли гущи не ест. -Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку. -Шла Саша по шоссе и сосала сушку. -В четверг четвёртого числа четыре чёрных черномазеньких чертёжника чертили чёрными чернилами четыре чертежа чрезвычайно чисто. -В тишине лесной глуши Шёпот к шороху спешит. Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит. - Ты куда? - К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: Шу – шу – шу да ши – ши – ши, Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши – Тишину послушай!.. Слышишь? Слышу. Что ты слышишь? Шебаршатся где-то мыши, Под кореньями шуршат Дружно шишку шолушат Тише, Шорох, не дыши! Слышишь стихли камыши? Слышишь? Слышу... По болоту Вышла цапля на охоту. Цапли ужинать спешат, Рыщут - ищут лягушат. - Слышишь? Слышу... Две букашки Спать устроились в ромашке, Под простынки влезть хотят, Лепестками шелестят. «Звинь - звинь - звинь! » А это шмель Прошмыгнул и сел на ель. У пчелы-портнихи Шмель Шьёт хорошую шинель. Он вернётся с этой ели В новой шёлковой шинели, С медной шашкой, В звонких шпорах И умчится в вышину... - Что ещё ты слышишь, Шорох? Тише!.. Слышу Тишину... /Вольт Суслов/ -У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку И накормила кошку. -Простоквашу дали Клаше, Недовольна Клаша: Не хочу я простокваши, Дайте просто каши. -Слушала старушка Как квакала лягушка на опушке. -Как страшно мышке жить в норушке: У кожи ушки на мокушке. -Становись скорей под душ, Смой с ушей под душем тушь, Смой и с шеи тушь под душем, После душа вытрись суше. -Мамаша Ромаши Дала сыворотку из-под простокваши. - Уж и ужи уже в луже. -Шакал шагал, скакал шакал. -У ежа ежата, У ужа - ужата. -Течёт речка, Печёт печка. -Встретил в чаще ёж ежа: - Как погода, ёж? - Свежа. и пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съёжась, два ежа. /И. Демьянов/ -Выторгуешь у кукиша мякиш! -Щука в речке жила, Щёткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей. -Волки рыщут, пищу ищут. Щёлк да щёлк зубами хищник. -Не смотри на кличку, А смотри на птичку. -Не смотри на девочку, А смотри в тарелочку, /в столовой пионерлагеря/ -Удача - кляча: скачи да кричи. -Не верь чужим речам, верь своим очам. -Хочешь есть калачи, Не сиди на печи. -Учить - ум точить. -Поезд мчится скрежеща: же-че-ша-ща, же-че-ша-ща. -Уж полночь... Жуть. Над жёлтым жгучим абажуром Жужжит, кружит окружно жук. Лежу. В оранже пряжу вижу Ажурных крыл. Жужжит, кружит жемчужный круч,
И в жиже слов я жутко слышу: Я жук!.. Я жук! Я ночь живу. Жужжу, жужжу, Кружу, лежу Над жёлтым жгучим абажуром. Я не щажу, Огни лижу. Жизнь прожужжу, Себя сожгу. И не тужу, И не тужу, Я Жжжжжж... жук! /А. Кусиков/ -Плавниками трепеща, И зубаста, да тоща, Пищи на обед ища, Ходит щука вкруг леща! Вот так штука! Тщетно тщится щука Ущемить леща! Вот так это - штука. /А. М. Горький, «случай с Евсейкой»/ -Она жужжала, Обнажала жало, А встретила шмеля – И хвост поджала. /С. Смирнов, «Оса»/ На широком шумном озере, шебарша в тиши как мышь, С лёгким шепотом и шелестом не спеша шуршит камыш, С этим шепотом и шелестом расширяется душа. Тишина ненарушимая, до чего ж ты хороша! Солнце шар зашёл на озеро, шаря в шапках шалашей. Шалуны - мальчишки шустрые - шумно шамают ершей. Камышинки с камышинками: " шу-шу-шу" да " шу-шу-шу". Карандаш мой шибко шаркает: это я стихи пишу! Камышинки над кувшинками шелестят в ночной глуши. Шебаршат, шумят и шепчутся камышинки-камыши. Вновь шумят и вновь шушукают, шеи шёлково клоня!.. Ты шуршал, камыш, у Бальмонта, пошурши и у меня. /Б. Кежун, пародия на В. Рождественского/
В, Ф У Фили пили, Филю и побили. Фофан, фофан в землю вкопан. Водовоз везёт воду из водопровода. У Фомушки денежки - Фомушка фома, У Фомы нет денежек - Фомка Фома. Была у Фрола - на Лавра Фролу наврала, Пойду к Лавру - на Фрола Лавру навру. - Фофанова фуфайка фефёле впору. Ест Федька с водкой редьку, Ест водка с редькой Федьку. В поле волк-волчище едет На своём велосипеде. Обогнал сегодня он Воробья и двух ворон, Только ветер-ветерок Перегнать никак не мог. /Г. Сапгир/ В поле полет Фрося просо, Сорняки выносит Фрося,
Г, К, Х На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит. Нашего слугу согнуло в дугу. Наш голова вашего голову головой переголовит да перевыголовит. Сшит колпак не по - колпаковски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Вылит колокол не по колоколовски, надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать. Купи кипу пик. Около кола колокола. Возле горки на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Купила бы я накупила, да закупила - прикупила. Курьера курьер обгоняет в карьер. Широка река, Хороша река, На реке - костёр, На костре - котёл, В нём уха - не щи, А в ухе лещи. /Н. Кончаловская/ Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у бела быка губа была тупа. Когда скоком, а когда и боком. Кому кистень, а кому чётки. Кукушка Кукушонку Купила Капюшон. Надел Кукушонок Капюшон, Как в капюшоне он смешон. /И. Демьянов/ Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб. Сено граблями, краб, грабь! /И. Демьянов/ Гусь гуляет по дорожке, Гусь играет на гармошке. И гордится гармонист: - Я га – га – га – голосист! /Г. Сапгир/ Косарь Касьян Косой косит косо. Не скосит Касьян – Косарь покоса. /И. Демьянов/ Хорёк ходил на ёлку К волку, Унёс хлопушку Втихомолку. Теперь хорёк своей хлопушкой Зверей пугает, словно пушкой. /Г. Сапгир/ Копытце - скок, Копытце - стук, Козёл с косой Пошёл на луг. Он скосит розовую «кашку» Своим козлятам сварит кашку. Хмурый-хмурый хнычет хорь – На хоря напала хворь: Чахнуть стал да охнуть, Ни вздохнуть, ни охнуть. Смотрит хитрая Куница Сверху, с пихты, на хоря: Ты сходил бы, хорь, в больницу, Не вздыхал, не охал зря. У тебя, наверно, Хорь – Корь. - Нет! - хохочет-заливается енот. С этой хворью Хорь в больницу не пойдёт. Пусть поохает, поахает денёк, Может, впрок пойдёт охотнику урок. На охоту Хорь в курятник ходил, Да хохлаток впопыхах разбудил. Да проснулся Петух, На хоря сверху Бух? Только шерсть, только пух За околицу! А Петух - по хребту! А петух - по хвосту - Отучу я Хоря хорохориться- Хорь со страху еле ноги унёс. Ох и больно, и обидно до слёз! И сидит он и ворчит под ольхой: Нехороший тот курятник плохой... Хнычет он и плачет, Хвост под хворост прячет... /Вольт Суслов/
Д, Т, П, Б Ткач ткет ткани на платки Тане. Дед Дудик в дуду дудел, Димку дед дудой задел. У пеньков опять пять опят. Пол погреба репы, пол колпака гороху. Тетерев сидел на дереве. На улице медовик - мне не до медовика, не медовиковой жены, не до медовиковых детей. На улице деготник - мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей. У дяди дело, у тёти тиф. Актёр театра. На дворе трава, на траве дрова, дрова выдворить, траву вытравить. На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, не руби дрова на траве двора. Два дровосека, два дроворуба два двора рубят. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Портной Пото играет в лото. Портниха Пото знает про то, что портной Пото играет в лото, портной Пото не знает про то, что портниха Пото, знает про то, что портной Пото играет в лото. Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про поручика, про поручицу, про подпоручика, про подпоручицу, про прапорщика, про прапорщицу, про подпрапорщика а про подпрапорщицу промолчал. Купи кипу пик. Добр бобр до бобрят. Топоры остры до поры. До поры остры топоры. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у бела быка туба была тупа. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича, говорили про Прокопия попа, про Прокопьевича. На дворе дрова, по двору дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дрова, дрова выдворит. Был бы бык, а мясо будет. Пан или пропал. Пошёл Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пяток лопат. Шёл через пруд - уцепился за прут. Упал Ипат - пропали пять лопат. Забыл Панкрат Дома домкрат, А Панкрату без домкрата Не поднять на тракте трактор. /И. Демьянов/ Наш Полкан Из Байкала лакал... Полкан локал, Не мелел Байкал. /И. Демьянов/ Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки Под окном у бабушки. /Г. Сангир/ Питер парится. пора парочкам пускаться в поиск по проспектам полуночным за прохладой. Может быть, им пора поторопиться в петергофский первый поезд, пекло потное покинуть, на перроне позабыть. Петухи проголосили, звёзды первые погасли, прямо перед паровозом проступают наугад Павловска перрон пустынный, Петергофа плен прекрасный, плеть Петра, причуды Павла, Пушкина пресветлый взгляд. /Б. Окуджава, / Баркас примчался в порт Мадрас, Матрос принёс на борт матрас, В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. Попугай сказал попугаю: Я тебя, попугай попугаю, -Ну и что ж, попугай, попугай, Я ведь пуганый попугай. Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход, В дымоходе чернота Отыщите там кота. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Даже белой не была. Проворонила ворона воронёнка. Петрушка - озорник привёз На самый полюс Пылесос. Он в пять минут почистил льдину, Ну а потом – пиджак Пингвину. /Г. Сапгир/ Дятел, дятел Дуб долбит, В щепки дерево дробит. Дятел, в дереве - дыра, Перестать давно пора! /Г. Сапгир/ Маланья - болтунья молоко болтала-болтала, болтала-болтала, да не выболтала. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про какие про покупки Про крупу да про подкрупки. Про какие про покупки, Про какие про прокупки... Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. Прецедент с претендентом.
М, Л, Н Мяч летает полосатый, В мяч играют медвежата. - Можно мне? – Спросила мышка. Что ты! Ты ещё - малышка. /Г. Салгир/ - Ливень льёт! Ливень льёт! Пляшут капли в лужице. Плот плывёт! Плот плывёт! Плот по луже кружится. Лягушонок влез на плот И кричит: «ура! вперёд! » Плещут волны! Плещут волны! Заливают с головой. Что мне волны! Самый полный! Не сдаётся рулевой. Я на Волгу поплыву! По каналу – и в Москву! Только ливень всё сильнее. Только капли всё крупнее, Хвастунишку не жалея, Бьют больнее и больнее!.. Лягушонок в лужу – Плюх! И на землю. Под лопух. /Вольт Суслов/ - Нам ни к чему такие шутки! Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно это – Носорог. /Г. сангир/ Мама Милу с мылом мыла, Мила мыла не любила. Маланья болтунья молоко болтала-болтала, болтала-болтала, да не выболтала. Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк, Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, Молчанье манит мутный мрак... Мне метит мели мировые Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк. /В. Брюссов/ ВЛАГА С лодки скользнуло весло. Ласково млеет прохлада. «Милый Мой милый! » Светло, Сладко от белого взгляда. Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль под луною белея. Ластятся к влаге лелея. Слухом невольно ловлю Лепет зеркального лона. «Милый! Мой милый! Люблю! » Полночь глядит с небосклона. /К. Бальмонт/ Милая Мила мылась с мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. Нисколько не скользко, нисколько. Угольки поставили в уголки, В уголки поставили угольки. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки на дворе. Три свиристели еле – еле Свиристели у самой ели.
Около колодца кольцо не найдётся. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цып, цыплёнок, цыган на цыпочках крадется. Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву «Ц»: - Подойди, цыплёнок Цып. Повторяйка: цып – цып – цып. Если выучишь урок, Подарю тебе цветок. /Г. Салгир/ ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИТЬ ДА НЕПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИТЬ. ПО СЛЕДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ: ШКОЛЬНИКИ - ОРГАНИЗАТОРЫ О СВОЕЙ РЕЧИ. В специфически организаторской деятельности слово является /основным/ средством, с помощью которого организатор осуществляет свои функции. Однако наблюдения показывают, что многочисленная армия школьных организаторов не имеет должного представления о функциях и возможностях своей речи и очень условно представляет необходимые требования к ней. О положении искусства звучащего слова в школе можно в какой-то степени судить по данным опроса, проведённого в Курском областном лагере актива школьников-старшеклассников «Комсорг» /ныне «Лидер»/. Для выяснения места речи и её особенностей /в понимании ребят/ в специфической организаторской деятельности мы провели анкетный опрос 320 старшеклассников - школьных организаторов. Анкета включала 20 вопросов, касающихся проблем личности организатора, его речи, некоторых возможностей школы в развитии речи организатора. Человек, проводивший опрос, был знаком всем организаторам как инструктор по эстетическому воспитанию. Каждый день в одно и то же время в лагере проходили семинарские занятия по отрядам. Первое занятие инструктора по эстетическому воспитанию с каждым отрядом было посвящено опросу. Обстановка в процессе опроса была серьёзной, рабочей, доброжелательной. Перед началом опроса инструктор сказал следующее. - Нам с вами предстоит целый месяц вместе работать, учиться и отдыхать. Чтобы более эффективно вас учить, мне должно быть известно, что вы знаете в той области, в которой нам с вами предстоит работать. На листах бумаги, которые вы получили нужно кратко и четко ответить на вопросы, которые я буду задавать. Всё, что вы напишите, будем знать только я и вы. Фамилии своей писать не нужно. На некоторые вопросы я буду просить отвечать более подробно. О том, что предметом нашего интереса является речь, ребята не знали. Анонимной анкета была для обеспечения большей откровенности и искренности. Сам факт, что на анкете, заполняемой собственной рукой, не нужно писать своей фамилии, вызвал радостные оживление ребят. В связи с этим было сделано следующее замечание. По многим вопросам, которыми нам предстоит здесь в лагере заниматься, никаких пособий, материалов нет. То, что вы напишите, будет основой началом работы по этим вопросам. Материал, который мы вместе соберем, тот опыт, который есть в ваших школах, поможет в дальнейшем работать, учиться другим организаторам. Нам хотелось узнать, какое место в чертах личности организатора, в качествах, необходимых для него /по мнению ребят/, занимает речь, какое место отводится в ряду других средств необходимых для деятельности организатора, существует ли в представлении старшеклассников речь как самостоятельное и важное качество организатора. Мы были уверены в том, что наиболее точный результат о представлении ребятами места речи в деятельности школьного - организатора даст отсутствие установки на речь. Потому и был дан вопрос об общем представлении о качествах организатора: «Каким, по твоему мнению, должен быть организатор? » Поскольку опрос проводился в самом начале смены и специальных занятий по правилам организаторской работы не проводилось, мы была гарантированы от влияния лагерной жизни на результаты опроса. Характеризуя организатора, опрашиваемые должны были перечислить произвольное количество черт, особенностей, качеств, средств, которые они прежде всего хотели бы видеть в хорошем организаторе - об этом всем опрашиваемым было сказано. Результат оказался неожиданные. В общей сумме было названо свыше 120 качеств, которые хотели бы видеть в организаторе школьные вожаки. Из 320 человек только 16 назвали некоторые общие качества речи. Ответы на этот вопрос мы условно сгруппировали по сходству, некоторой однородности, иногда синонимии для большей компактности изложения и приводим их здесь полностью, чтобы можно было сравнить наглядно речь, её место с остальными требованиями, предъявляемыми организатору самими организаторами. Количество упоминаний: -Хороший товарищ, отзывчивый, уважаемый всеми, внимательный к людям, авторитетный, душевный, хороший человек, скромный, гуманный, помогает в беде, не зазнаётся, искренний, уважает старших, защищает слабых, добрый, вежливый, простой, помогает советом и делом, помогает в учёбе........... ………….................................................. …………260. - Хороший организатор, умеет подойти к человеку, умеет зажечь, умеет научить, знает своё дело, знает своих людей, умеет повести за собой, умеет всё делать, умеет руководить, умеет сплотить, знает личные дела, умеет убедить, опытный организатор, доводит дело до конца, организатор с 1 класса, знающий и умеющий, знает много дел. …………………………217. - Честный, правдивый, справедливый, принципиальный, отстаивает своё мнение, прямой, говорит правду, самостоятельный, подавляет в себе не нужную гордость, не пользуется в личных целях своей властью, требовательный к себе и другим, самокритичен................. …………….... 144. - Энергичный, весёлый, инициативный, целеустремлённый, не останавливается на достигнутом, боевой, всегда в приподнятом настроении, не даёт унывать, энтузиаст, общительный, всегда среди людей, во всех делах участвует вместе со всеми, находит общий язык с ребятами, коллективист, общественник, частица ребят................ …... …………….... 143. - Дисциплинированный, сдержанный, организованный, серьёзный, подтянутый, терпеливый, сосредоточенный, рассудительный, ответственный, достоин своего звания, добросовестный, опрятный……………………... …. ………………………………………….. 127. - Смелый, решительный, твёрдый, волевой, настойчивый, не боится трудностей, выносливый, строгий, мужественный, высокий, сильный, блюститель порядка, презирает трусость, спортсмен... ….......................... 119. -Примерный ученик, хорошо учится, прилежный.......................... 117. - Смекалистый, находчивый, умный, развитой, начитанный, образованный, много знает, культурный, политически грамотный патриот, любознательный..................................................................... ……………....... 97. - Трудолюбивый, показывает пример в труде, первым выполняет общественные дела, способен отдаться делу полностью, работает с младшими, рисует............................................................................................. 52. - Речь доступная, хорошая, понятная, приятная......................... …..... 16. Из этих данных видно, как широк диапазон требований, которые предъявляют хорошему организатору ребята, сами возглавляющие отдельные участки школьной жизни. Но, с другой стороны, такие широкие, в общем - то беспредельные требования к личности организатора говорят об отсутствии у опрашиваемых представлений о специфике организаторской деятельности. Поэтому и требования к организатору предъявляются чаще всего не специфические, а общечеловеческие, которые, несомненно и для организатора необходимы, но которые всё же не выражают специфики черт личности, обеспечивающей эффективную деятельность организатора. На вопрос «Кто помогает тебе готовиться к выступлению» ребята ответили лаконично, назвав конкретных своих помощников. Классный руководитель…………................................................................... 81. Пионервожатая........................... …............................................................... 74. Учителя............................................. ….......................................................... 52. Завуч................................................................................................................ 47. Родители......................................................................................................... 36. Директор школы............................................................................................... 28. Товарищи....................................................................................................... 27. Старшеклассники.......................................................................................... 12. Сестра............................................................................................................. 10. Старшие........................................................................................................... 9. Библиотекарь.................................................................................................. 5. Организатор школы.................................................................................... 3. Братья............................................................................................................... 3. Как видно из этого вопроса, в школе есть люди, которые не только могут помочь ребятам в подготовке к публичному выступлению, но и на деле конкретно эту помощь осуществляют. Правда, не все из перечисленных могут оказать помощь достаточно квалифицированно, но сам факт возможности такой помощи является отрадным, даже если эта помощь носит чисто психологический характер. Пожалуй, о положении искусства звучащего слова в школе говорит и тот печальный факт, что из 320 опрошенных 126 комсоргов ответили на этот вопрос одним словом никто. Т. е. почти половина учащихся - руководителей общественных организаций школ не получают никакой помощи. Но нельзя сказать, что нашим старшеклассникам совсем неизвестны формы возможной подготовки к выступлению. Отвечая на вопрос «Как ты готовишься к выступлению», старшеклассники назвали много нужных, полезных и ими использованных форм: составление плана, знакомство с литературой по теме предстоящего выступления, подготовка тезисов, запись полного выступления, заучивание текста наизусть, громкое проговаривание выступления - тренировка, и т. д. Но одновременно были названы и такие средства, которые свидетельствуют о незнании учениками элементарных требований к использованию возможного вспомогательного материала: «выписываю цитаты» из выписок составляю доклад, «выписываю фразы», «оставляю примеры» и т. д. Из анкет выясняется что многие ребята просто переписывают из книг, газет, журналов; целые куски чужого текста, «вставляют свои примеры», а потом зачитывают всё это с трибуны собрания. Естественно, так подготовленное выступление не может затронуть слушателей, так как в нём отсутствует жизненный, конкретный, необходимый материал, нет в нем остроты, заинтересованности, нет целенаправленности собственной мысли /да и мысли вообще нет/ выступающего. Такое выступление не способно вызвать положительные эмоции у слушателей, заразить их, создать нужное настроение. При таком уровне подготовки естественно признание ребят в том, что они своё выступление считывают с листа. В такой ситуации никакого обмена мнениями быть не может. Обсуждение насущных вопросов жизни организации сводится к публичному зачитыванию того, что написано было дома. Начинающий оратор должен знать, что в цитатах, в меру используемых, ничего плохого нет. Цитата - авторитетное подтверждение собственной мысли, положения, вывода. Изобилие цитат - есть подтверждение отсутствия собственного понимания вопроса. Ответы на вопрос «Какой должна быть речь организатора? » дали около полтары сотни «требований» к речи организатора. Количество голосов, поданных за каждое качество, за каждое требование, распределилось следующим образом. Понятная, доходчивая........................................................................... 92 Ясная...................................................................................................... 65 Чёткая.................................................................................................... 63 Краткая, лаконичная............................................................................. 47 Простая.................................................................................................. 27 Интересная............................................................................................ 24 Правильная............................................................................................. 24 Красивая................................................................................................ 23 Громкая.................................................................................................. 15 Выразительная...................................................................................... 15 Умная..................................................................................................... 13 Чистая.................................................................................................... 11 Точная.................................................................................................... 11 Уверенная.............................................................................................. 11 Построенная на жизненных фактах................................................... 10 Продуманная, конкретная................................................................ по 9 Увлекающая, искренняя, содержательная, убедительная, убеждающая....................................................................................... по 8 Привлекающая слушателей, грамотная, самостоятельная, связная, логичная, последовательная, прямая................................................ по 7 Раскрывающая смысл, захватывающая, спокойная....................... по 6 Соответственная, живая, всеохватывающая, не мямлить, не знаю...................................................................................................... по 5 Задушевная, разборчивая, нескучная, без пышных фраз, требовательная, неторопливая, не имеет значения, строгая...... по 4 Объясняющая непонятное, осмысленная, справедливая, без «мычания», торжественная, о самом главном, полная, не считываемая, с цитатами, твёрдая, выделяющая главное, яркая, призывающая, культурная................................................................. по 3 Подходящая, заинтересовывающая, развитая, отчётливая, значительная, отвечающая на вопросы, без шпаргалки, затрагивающая каждого, внятная, нужная, собранная, воодушевляющая, без «воды», немногословная, убеждённая, честная, поучительная, критическая, с мыслью........... …............... по 2 От всей души, единство слова и дела, горячая, толковая, заставляющая задуматься, с правдой факта, распространенная, символичная, проникновенная, важная, серьёзная, подробная, смелая, злободневная, поменьше цифр, волнующая, не очень краткая, без, наводящих вопросов, указывающая на недостатки, агитирующая, вдумчивая, краткая, запоминающаяся
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|