1.5 Системы планирования учебной работы учителя начальной школы
1. 5 Системы планирования учебной работы учителя начальной школы Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции: — направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности; — прогнозирующую, т. е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия; — координирующую, организаторскую, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами; — контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога; — репродуктивную (воспроизводящую), т. е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы. При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
Краткосрочные планы — это планы, которые могут, в зависимости от производственной необходимости, составляться на шесть временных периодов: на год; на полугодие; на квартал; на месяц; на десятидневку или на неделю. Долгосрочный план — это документ, который будет направлять вас и вашу команду, показывать, где вы сейчас и что предстоит сделать для достижения поставленных целей. Календарно – тематическое планирование является обязательным документом учителя, педагога дополнительного образования, воспитателя. Календарно – тематическое планирование составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом (нагрузкой), учебной программой. При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: — результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа; — воспитательные и организационно-педагогические задачи; — материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе; — передовой опыт страны, города, школы; — возможности родителей, общественности; — воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; — традиционные праздники учебного года; — события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; — события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; — традиции школы; — дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями; — предложения педагогов, учащихся, родителей.
Блок 2 «Методический блок» 2. 1 Основные виды анализа современного урока Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации.
Основные виды анализа современного урока 1. Краткий 2. Структурный 3. Аспектный 4. Полный 5. Комплексный Краткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым. Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока. Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: а) цели урока; б) структуры и организации урока; в) содержания урока: г) деятельности учителя на уроке; д) деятельности учащихся на уроке; е) домашнего задания; ж) санитарно-гигиенических условий урока; з) психологического аспекта урока. Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|