Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(С) Хохлов Никита, 2012. ОТВЕТЫ. на вопросы к экзамену по основам нейропсихологии. 1. Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.




(С) Хохлов Никита, 2012

ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по основам нейропсихологии

 

1. Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.

Нейропсихология – это часть психологического знания.

Наука изучает мозговые механизмы психических функций и эмоционально-личностной сферы.

Изучает процессы, происходящие в мозге, когда человек решает арифметические задачи, читает тексты, запоминает специальные слова, учится писать и т. д. Изучает то, как работает мозг, когда человек выполняет какую-то определённую, связанную с его деятельностью, задачу.

Нейропсихология изучает структурно-функциональные мозговые основы психической деятельности.

 

Лурия считал, что, когда мы говорим о нейропсихологии, мы идём от психики к мозгу. В других нейронауках (в том числе, в психофизиологии) движение происходит от мозга к психике.

 

Нейропсихология занимается проблемой размещения психических функций по мозгу.

 

В общем виде нейропсихология изучает локализацию психических функций в мозге человека.

 

Из курса клинической психологии: нейропсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов в связи с очаговым поражениями мозга и связь этих процессов с участками мозга.

 

Одним из источников нейропсихологии является общая психология (другие источники: нейроанатомия, нейрофизиология, нейрохимия, медицина, психофармакология). Основу подхода нейропсихологии составляет общая психология. Предметом общей психологии является структура и динамика психических функций.

 

Краткое определение предмета нейропсихологии – размещение психических функций по мозгу, локализация психических функций в мозге человека.

 

К какой области знания относится нейропсихология? С одной стороны, к психологии, с другой – к нейронаукам, с третьей – к медицине.

Всё зависит от того, какой акцент делается в диаде мозг-психика. Если акцент делается на психику, то мы отталкиваемся от общей психологии. На основе изучения поломки делается вывод о нормальном функционировании психических функций. Если акцент делается на мозг, то нейропсихология относится к нейронаукам. Если акцент делается на медицинских аспектах, то клиническая нейропсихология считается частью медицинских наук (невропатологи называют это бихевиоральная неврология).

 

 

Задачи нейропсихологии

 

Теоретические и практические задачи

 

В круг теоретических задач входит клинико-экспериментальное изучение мозговых основ психической деятельности человека. В теоретической части нейропсихология представляет данные о том, как психические функции обеспечиваются работой отдельных мозговых структур. Одна из теоретических задач нейропсихологии (более клиническая) – это описание синдромов нарушений психических функций при локальных поражениях мозга (синдромология). Как группируются и на какой основе складываются сочетания симптомов нарушений психических функций при локальной патологии. Что объединяет между собой различные симптомы в их разнообразных проявлениях. Теоретические задачи отдельно представлены в зависимости от того, имеем ли мы дело с взрослыми людьми или детьми – они рассматриваются по-отдельности.

 

Практические задачи:

· Диагностика. Оценка состояния (прежде всего когнитивной сферы человека по отдельным психическим функциям).

ü топическая (локальная) диагностика – определение места повреждения нервной системы

ü определение состояния мозга в целом и определение состояния психических функций

· Реабилитация («восстановление в правах», в нашем случае восстановление психических функций и личности человека). Нейрореабилитация. Это комплексное воздействие на человека с помощью различных процедур – лечебной физкультуры, соматических нагрузок, применения лекарственных препаратов, массажа (в первую очередь позвоночника и мышц, оказавшихся в состоянии ограничения движения из-за поражения мозга).
Лурия-Цветков – восстановительное обучение. Нарушенная функция формируется на новой основе. Взамен нарушенных звеньев встраиваются новые звенья, которые позволяют функции перейти на другой уровень работ, переустройство функции. Например, постановка артикуляции перед зеркалом [Скиннер называл это психологическим протезированием].

· Оценка эффективности лечебных процедур. Возможность посмотреть профиль больного на разных этапах лечения. Отслеживание динамики лечения.

· Коррекция (аберитация – «жить по мере сил»). Проблема аберитации особенно остро стоит в связи с проблемой старения человека. При старении происходят закономерные естественные изменения в морфологии мозга и, как следствие, в его функциях. Мозг уменьшается в объёме. Происходит сглаживание рельефа, уменьшается доля вещества коры. Уменьшается скорость проведения импульса. Наступает определённый комплекс ограничений, к которому человек вынужден приспосабливаться, опираясь на то, что более индивидуально проработано, автоматизировано и сохранно. Профессиональное умирает последним.

 

 

Основные направления нейропсихологии:

· клиническая

· экспериментальная

· реабилитация

· дифференциальная нейропсихология индивидуальных различий (выяснение, есть ли определённая особенность – одно из индивидуальных проявлений нормы или начало патологии) асимметрия мозга; индивидуальное протекание патологических процессов в зависимости от индивидуальных особенностей

· психофизиологическая нейропсихология

· нейропсихология детского, среднего и старческого возраста

· психофармакология (препараты общего действия (ноотропил); препараты, влияющие на определённые отделы; препараты реципрокного действия, которые могут улучшать функционирование корковых структур и ухудшать – подкорковых)

· нейропсихология пограничных состояний ЦНС (ещё нет патологии, но уже не норма)

 

 

Нейропсихологическая диагностика является тонким инструментом выявления расстройств, в том числе, морфологической диагностики. Сначала возникают функциональные расстройства, только потом они могут быть засвидетельствованы с помощью визуализационных технологий. 83% случаев безошибочной топической диагностики без приборов.

 

Методы нейропсихологии

 

Исторически первым методом является сравнительно-анатомический метод. Связь строения мозга и уровня сложности организации поведения животных.

Здесь же сравнительно-анатомический функциональный метод. Более дифференцировано рассматривается роль различных участков мозга в различных поведенческих актах.

 

Физиологические методы:

· Методы раздражения мозговых структур (и его различные варианты)

ü Непосредственное раздражение мозговых структур

Вначале эти методы использовались на животных, затем были перенесены на человека. Они проводятся в клинике и являются сопровождением лечебных процедур. Открытое вмешательство в мозг осуществляется только в случае очень тяжёлых симптомов, которые не поддаются другим методам лечения. Параллельно с лечением проводятся эксперименты и исследования. Эта технология называется стереотаксис. Минимальная перфорация черепной кости, через которую вводится трубочка. Через трубочку вводится электрод, на кончике которого жидкий азот, позволяющий вымораживать небольшие участки мозга, либо подаётся электрический ток, позволяющий разрушить часть нервного вещества. Такие операции применяются для лечения паркинсонизма. Пенфилд применял стереотаксис при лечении тяжёлых форм эпилепсии. Выходил на медиальные отделы височных долей. По ходу дела он получил реминисценции от больных, которые ярко вспоминали моменты жизни. Если ток отключался, реминисценции прекращались. При повторном включении тока реминисценция продолжалась с места остановки, что подтверждает концепцию хронотопа.

Соматотопическая проекция. Площадь представленности соматических нервных окончаний соответствует функциональному предназначению органов.

ü Метод вживлённых электродов. Позволил определить, что определённые нейроны отвечают за углы, закругления, вычленение из движущихся объектов векторов движения. Была построена нервная модель стимула. Изучение Лешли лабиринтного поведения.

ü ПЭТ, МРТ и др.

Метод синдромного анализа – нарушение психических функций при локальных поражениях мозга.

 

Локальные поражения мозга – он повреждён частично, в определённых отделах.

Исследуются с помощью специальных технологий состояние познавательных процессов и выявляются симптомы нарушения психических функций. Так возникает модель поломки. Суть её состоит в том, что есть патологический очаг – повреждённое место в мозге, и есть некий портрет (профиль) состояния психических функций при этом очаге. Никогда никакая психическая функция, ни при какой локализации патологического процесса не нарушается целиком. Симптомы сохранных функций[1], поломанных функций и частично сохранных-нарушенных функций. Набирается некоторое сочетание симптомов специфических для определённой локализации поражения мозга. Вот это и есть клиническая модель синдрома. Синдром как сочетание симптомов, характерных для повреждения определённой зоны мозга.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...