Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.




5. Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.

Нейропсихологический фактор

Нейропсихологический фактор имеет «двойное лицо».

Нейропсихологический фактор – это определённый вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном высших психических функций.

У каждой зоны мозга есть свой продукт – аналитико-синтетическая деятельность. Лурия называл это modus operandi – собственная способность, модус активность.

Продукты этой работы рассматриваются как составляющие звенья функциональных систем ВПФ.

С одной стороны, фактор – понятие психофизиологическое; с другой стороны – продукт работы этих зон является звеном ВПФ. Поэтому нейропсихологический фактор «двулик».

Фактор понятие условное. С течением времени происходит пересмотр взглядов на мозг и то, как на него накладываются ВПФ.

 

Первая группа факторов (модально-специфические)

· зрительный анализ и синтез (затылочные отделы)

· слуховой анализ и синтез (височные отделы)

· тактильный анализ и синтез (нижнетеменные отделы)

Н. К. Корсакова добавляет ещё один фактор:

· зрительно-пространственный анализ и синтез (теменно-затылочная область)

· кинестетический фактор (верхние теменные отделы) – обратная афферентация в сенсомоторной сфере

 

· кинетический фактор (задние лобные отделы) – плавность движений

 

· фактор произвольной регуляции деятельности (префронтальные структуры, лобные отделы)

 

· фактор пространственного и квази-пространственного анализа и синтеза (зона TPO (лат. ) – височно-теменно-затылочная)

 

· фактор слухоречевой памяти (височная область, нижняя часть)

 

· энергетический ресурс психической деятельности [уровень бодрствования]

 

· Регуляция баланса нейродинамики (баланса между возбуждением и торможением)

 

Нейропсихологические симптом и синдром

 

Симптом – это внешнее (видимое, наблюдаемое) проявление расстройства какой-либо психической функции.

Симптом по своей природе, по психологическим механизмам возникновения, по мозговой локализации многозначен. Когда мы видим симптом, мы только видим симптом и понимаем, что он не так прост и неоднозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражении разных зон мозга.

Существует процедура, которая называется нейропсихологическая квалификация симптома. Это означает выявление нарушенного нейропсихологического фактора. Какой фактор снижен или нарушен.

После квалификации симптома мы можем говорить о нарушенном факторе и высказывать предположение о повреждённой зоне мозга (для подтверждения надо найти повреждения в других психических функциях, где основу расстройства составляет тот же ранее выявленный нейропсихологический фактор).

 

Для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

 

Синдром – закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько факторов).

 

Синдром – закономерное сочетание уже квалифицированных симптомов, в основе которого лежит нарушенный фактор или несколько факторов (при диффузной патологии мозга).

Понятие синдрома имеет теоретическое и практическое значения. Практическое значение заключается в возможности диагностики. На основе синдромного анализа в числе прочего мы можем дать лечащему врачу прогноз течения заболевания. Выбор тактики операции по удалению опухоли (в частности, гипофиза). Оценка состояния больного после операции, нейрореабилитация.

Теоретическое значение. Синдром как закономерное сочетание симптомов. Решение общепсихологических проблем. Решение вопроса о связи тех или иных психических функций с различными структурами мозга. Синдром даёт основание говорить о системной организации ВПФ. При работе с человеком необходимо понимать, что он целостен, и хотя мы можем обращаться к частям этой системы, надо помнить, что они связаны. Изучение синдромов позволяет увидеть внутрисистемное взаимодействие.

 


6. Методы нейропсихологического исследования.

Кратко сказать о методах нейропсихологии вообще. И далее по расстройствам.

 

Можно сослаться на альбом под редакцией Ковязиной, Балашовой и в целом на спецкурс по методам нейропсихологической диагностики.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...