Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.




2. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.

См. часть предыдущего вопроса о теоретических и практических задачах нейропсихологии.

 

 

3. Проблема локализации ВПФ: исторический аспект.

Первым учёным, который стал специально заниматься проблемой мозг-психика, был Леонардо де Винчи. Он обращал особое внимание на желудочки мозга.

В настоящее время большое внимание уделяется прижелудочковому нервному веществу. При изучении проблем старения проявляются дегенеративные процессы на уровне желудочков. Начинается старческая деменция.

150 лет назад в 1861 году было сделано первое исследование, касающееся устройства мозга в отношении отдельных психических функций. Врач невролог Поль Брока исследовал мозг умершего пациента. Этот пациент имел особе расстройство речи – он понимал, что ему говорят, и знал, что он хочет сказать, но сказать не мог. Вошёл в историю науки как пациент «та-та-та». Он мог воспроизводить только насильственно повторяющиеся слоги. Умер от сепсиса. Брока обнаружил, что в мозге есть нарыв в задних лобных отделах левого полушария. Брока сделал заключение, что эта зона – премоторная зона – напрямую связана с актом внешней речи. Брока говорит о том, что у больного нарушена возможность обращения к моторным образам слова (объяснение, пришедшее от ассоцианистов). Выявленный Брока случай был верифицирован – объективно подтверждён на других пациентах. Зона получила название зоны Брока, а расстройство речи (частичное – парциальное) – афазия Брока.

 

В 1870-е годы невролог Вернике нашёл новое речевое расстройство. Отсутствие возможности понимать речь при сохранной речевой моторике. Возникает при поражении верхних отделов височной области левого полушария мозга. Зона Вернике. Афазия Вернике (сенсорная афазия). На основе парадигмы ассоцианистов было сказано, что нарушена возможность установления связи между сенсорными образами слова.

 

На основании Брока и Вернике был сделан вывод, что отдельные зоны мозга специфическим образом участвуют в речевых процессах. Обе эти зоны находятся в левом полушарии.

Сформировался подход, который состоял в разработке дифференцированного вклада мозговых структур в различные сферы психической деятельности и поведения. Этот подход получил название узкий локализационизм. Он существует до сих пор.

Например, Экклс (Ватиканская наука) исследовал синапсы и пришёл к выводу, синапсы являются материальным носителем духа.

Тонконогов «Клиническая нейропсихология» – позиция узкого локализационизма.

Локализационисты стоят на позициях изоморфизма – отождествления материального и идеального, структура и функция сливаются.

Так как основные данные получались на мёртвом мозге (in vitro), информация о функциональных особенностях живого мозга не была получена.

Именно локализационизм показал, что мозг устроен специфично – отдельные мозговые структуры небезразличны к психическим функциям, есть специфическая связь между структурой и функцией.

Локализационисты больше шли от мозга к психике.

 

Во второй половине XIX века произошёл резкий скачок в увеличении продолжительности жизни человека.

 

Возникло противоположное направление – антилокализационизм, эквипотенциализм. Все структуры мозга считаются примерно равнозначными (равноправными) в отношении психики и поведения.

Флуранс работал на птицах. Есть мышцы сгибатели и мышцы разгибатели крыла, к ним подходят разные нервы. Флуранс перерезал нервы и менял их местами. Первое время птицы не справлялись с полётом, но довольно быстро восстанавливались. Значит, мозговому центру всё равно, какими мышцами управлять. А, следовательно, никаких специализированных центров нет (может быть, и есть здесь и сейчас, но в принципе это не имеет значения).

Лешли исследовал крыс в лабиринте. Крысу обучали навыку одномоментной пробежке по лабиринту без поиска. Затем хирургически удаляли те или иные кусочки мозга. После операции они начинали успешно решать лабиринтную задачу вне зависимости от того, какая часть мозга была разрушена. Книга Лешли «Мозг и интеллект». Лешли не фиксировал внимание на том, как решается задача. В частности, если у крысы удалялся мозжечок, крыса задачу решала, но по лабиринту катилась кубарем.

Здесь важно то, что мозг работает как целое, т. е. структуры мозга работают совместно.

Лешли считал, что для серьёзного повреждения психики необходимо разрушения большого количества (2/3) мозгового вещества.

Эквипотенциализм стоял на гештальт-психологии. Шли больше от психики к мозгу.

 

Ещё одно направление (эклектическое) смешение двух школ – ноэтическое.

Гольдштейн, Хэд.

Ноэтики говорили, что и те и другие правы, но речь идёт о разных психических реальностях. Есть функции, которые жёстко привязаны к определённым мозговым структурам – это элементарные функции. Также есть сложные функции, которые формируются прижизненно и они как бы эпифеноменальны, не имеют жёсткой привязки к мозговым структурам (например, мышление, мыслительный акт). [ср. Выготский: психика экстракортикальна]. Здесь даже есть определённый параллелизм (дуализм), когда высшие функции вообще рассматриваются вне связи с материальным мозговым субстратом.

 

Джексон в 70-е годы XIX века описал эпилепсию. У пациента было расстройство речи. Он мог говорить, мог понимать речь, но не мог повторять даже простые слова. Джексон умолял своего пациента сказать слово «нет». В конечно счёте пациент ответил «нет, доктор, я не могу сказать слово «нет». Это было эмоционально наполненное высказывание, в котором повторение было автоматическим, имплицитным. Джексон сделал вывод, что психика имеет разноуровневую природу, она может осуществлять на непроизвольном, эмоциональном, автоматизированном, непосредственном уровне или на уровне произвольной регуляции.

Джексон обратил внимание на то, что мозг организован по вертикали. Есть разные уровни не только в психики, но и в мозговой организации – от ствола до коры с большим количеством промежуточных инстанций.

Локализационизм, эквипотенциализм, ноэтическое (эклектическое) направление. Ноэтическое направление опиралось на психологические идеи Вюрцбургской школы (изучение процессов мышления, которое не рассматривалось в качестве привязанного к материальному субстрату). Эквипотенциалисты показали высокую пластичность мозга – возможность перестраивать свою деятельность даже при глубоких повреждениях. Это используется в настоящее время в нейрореабилитации.

Джексон – принцип вертикальной организации мозга.

Современные представления о локализации в нейропсихологии построены на основе концепции А. Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций. Мозг и психика соотносятся как орган и функция (см. следующий вопрос).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...