Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11. Нарушения слухового восприятия. Слуховые агнозии.




11. Нарушения слухового восприятия. Слуховые агнозии.

Речевой и неречевой слух

 

Неречевой слух включает в себя восприятие бытовых шумов. Звук позволяет нам судить о приближении стимула, которого ещё не видно. Удалённость и приближение звука. Существует акустическое давление среды – оно необходимо и связано с эмоциональными состояниями («наступила гнетущая тишина»). В речи есть неречевые компоненты – интонация, громкость.

 

Слуховая агнозия

У больных нарушается восприятие предметной отнесённости звука. Они не могут различать голоса зверей и птиц. Не идентифицируют тиканье часов. Нарушен синтез при сохранном анализе.

Поражение правой височной области. При поражении правой височно-теменной области нарушается ещё и локализация звука в пространстве. Возможно, что симметричные отделы левого полушария тоже участвуют.

Нарушение понимания интонации при сохранном понимании речи. Больные часто не могут отличать мужской голос от женского. Резко падает чувствительность к интонационным параметрам вербального взаимодействия.

Здесь участвуют медиальные отделы правой височной области.

 

Амузия – расстройство восприятия звуков музыки. Узнавание, различение знакомых мелодий и восприятие новых. Различение высоты звуков, ритмы, паузы. Слуховая память. По Выгосткому, музыка нужна была для совместной деятельности древних людей.

 

Аритмия – проявляется в виде трудностей восприятия специально смоделированных акустических структур, т. н. ритмических конструкций. Акцентированные и неакцентированные ритмы могу воспроизводиться с разной успешностью. Могут наблюдаться переоценка, недооценка, трудности воспроизведения. В качестве компенсаторного механизма может выступать зрительное слежение.

В основном аритмия возникает при поражении височных отделов правого полушария. Но она может быть также связана с повреждением префронтальных лобных отделов. Также может быть при поражении левого полушария (задне-лобных отделов, отвечающих за реализацию последовательно простроенных двигательных программ).

Надо понимать, что существует моторная подстройка под звук.

 

Акустический гнозис – сложная ВПФ. Основной нейропсихологический фактор – акустический анализ и синтез (правое полушарие). Но также участвуют и другие отделы.

 

Неречевой акустический гнозис ломается достаточно редко. Потому что в ней немного функциональных мозговых элементов. И это важно для жизни, для адаптации, приспособительных механизмов.

 

Инвариантный фактор неречевого слухового гнозиса – височная область правого полушария.

Речевые агнозии (рассматриваются вместе с афазиями, т. е. как афазии, касающиеся импрессивной речи)

 

Фонематическая

Нарушение способности различать звуковой состав слова. Отчуждение смысла слова. Даже правильно повторяя слово, больной не понимает, что оно означает.

В качестве вторичного симптома нарушается собственная речь.

 

Акустико-мнестическая

Больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал. Нарушается понимание речи, но короткие фразы обычно воспринимаются нормально. Могут иметь место парафазии и контаминации.  

 

Семантическая

Больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные и квази-пространственные соотношения. Не понимает логико-грамматические конструкции.

 

еРРе


12. Нарушения произвольных движения и действий. Классификация апраксий.

Движения будут рассматриваться как ВПФ и называться праксисом. Виды двигательной активности, которые произвольны, опосредствованы и культурно обусловлены.

В отечественной нейропсихологии праксис включается в сферу познавательных процессов. Аристотель, который не был отечественным нейропсихологом, сказал: «Незнание движения влечёт за собой незнание природы».

В движении есть не только исполнительная часть, но и афферентация – регуляция движения. Движения человека подчиняются задаче, установкам, личностным смыслам, воле и т. п. Движение – есть волевой акт.

Движение направлено на предмет с целью достижения или преобразования. Под предметом понимается не только материальная вещь.

Семантизация движения – его осмысливание и трансформация в регистр кодов языка (речи).

Движение как ВПФ имеет свой продукт – превращение органического мускульного и суставного моторного содержания в предметное действие. Этот продукт необходим для достижения цели действия – предмета потребности (мотива).

Движения имеют прямую и косвенную функции.

Прямая – реализация активности, связанная с поиском и достижением предмета потребности путём перемещения в пространстве, в том числе и мысленно. Движения несут знаковую и коммуникативную функции (например, мимика, интонация, темп речи).

Косвенная функция – включённость в речевой акт, в письмо, в гнозис (например, движения глаз).

Есть промежуточная функция – создание предметов потребности (художественное творчество, промышленное производство) и предметов, опосредующих само движение (инструменты, машины).

Апраксии – нарушения произвольных движений при сохранности их элементарного сенсомоторного обеспечения.

 

Апраксии:

· Регуляторная апраксия. Нарушается фактор произвольности в организации движений. Движения теряют целенаправленность. Движения заменяются «полевым» поведением, реализуются на внешний вызов. Нарушение построения программ движений. Нарушение контроля за реализацией составляющих движения (нарушается как контроль, связанный с выполнением самого движения, так и контроль результата движения). Эти составляющие (целеполагание, программирование, контроль) могут нарушаться по-отдельности. В онтогенезе эти составляющие движения формируются не одновременно.

При регуляторной апраксии проявляются системные персеверации. Системная персеверация – это перенос принципа действия из одной двигательной программы в другую.

 

· Кинетическая апраксия. Возникает при поражении заднелобных (премоторных) отделов мозга. Нарушение фактора, обеспечивающего плавность переключения от одного элемента движения к другому. Нарушается процессуальность, движение как бы рубиться на части, на отдельные элементы, нарушается «мелодика» движения (по А. Р. Лурия). Письмо становится дезавтоматизированным. Возникают элементарные персеверации – насильственные застревания пациента на каком-либо фрагменте движения. Больной теряет возможность «арестовать» один из фрагментов движения при переходе к другому (по А. Р. Лурия).

 

· Кинестетическая (афферентная) апраксия. Поражение нижних отделов постцентральной области. В реальности может возникать и при поражении других отделов. Нарушается обратная афферентация. Движение становится грубым, недостаточно дифференцированным. Движение теряет предметную направленность, отчуждается от свойств предмета. Обратная афферентация движений обеспечивает сонастроенность моторных программ относительно друг друга.

 

· Пространственная апраксия (апрактогнозия). Поражение теменно-затылочных отделов и зоны ТПО. Дефицит пространственной координации движений. Затрагивает повторение двигательных образцов, копирование движений. Нарушение ориентировки в непосредственном пространстве. Нарушение надевания одежды, застилки постели. Нарушение действий на символическом уровне.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...