Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.




Память – высшая психическая функция.

Её продукт – накопление и актуализация индивидуального опыта на разном уровне организации человека.

Продукт памяти – хронотопическая организация индивидуального опыта.

«След памяти» - это научная метафора. Это нечто подобное отпечатку, который образуется в результате взаимодействия субъекта с чем-либо.

В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве было сообщение о том, что память можно есть. Опыты с планариями, которых учили бегать по лабиринту. Затем их убивали, их нейроны скармливали другим планариям, и они начинали лучше бегать по лабиринту. Впрочем, потом выяснилось, что первые планарии оставили след на стенках лабиринта, и именно на него ориентировались последующие планарии.

Опыты Пенфилда с раздражением гиппокампа. Люди «входили» в прошлое и последовательно видели события своей жизни.

Пенфилд ввёл понятия «латентная память» и «актуальная память». Актуальная память доступна в данный момент. Именно по актуальной памяти мы [не мы, а не психологи] судим о памяти вообще.

 

Феномен «остроумия на лестнице» - на светском рауте человек не может вспомнить шутки и интересные истории, но вспоминает их после выхода на лестницу.

 

Забывание – не есть негативная характеристика памяти. Забывать необходимо. Забывание – это специальная работа памяти.

 

Основной механизм забывания (в норме) был открыт в начале XX века Мюллером и Пильцекером. Они интуитивно нашли, то, что потом было подтверждено нейрофизиологическими исследования. Механизм – ретроактивное торможение. Есть некоторое первоначальное научение (OL), есть воспроизведение (R), между ними есть временной интервал. Если что-то вмешивается в этот интервал, то происходит забывание. Негативное влияние интерференции как деятельности промежуточной между запоминанием и припоминанием.

 

Интерференция может быть разной:

· гетерогенная – промежуточная деятельность сильно отличается от того, что ей предшествовало; оказывает минимальный эффект помехи.

· гомогенная – промежуточная деятельность подобна предшествующему запоминанию; оказывает максимальный эффект помехи.

Забывание и припоминание связано с двумя нейропсихологическими факторами:

· фактор энергетического обеспечения активности

· фактор обеспечения нейродинамического баланса между возбуждением и торможением

 

Расстройства памяти:

· амнезии

· гипомнезии

· гипермнезии

· парамнезии

 

Греческая богиня Мнемозина

 

Лурия А. Р. Нейропсихология памяти (2 тома)

 

Амнезия – модально-неспецифическое расстройство текущего запоминания (антероградная или ретроградная), которое проявляется на различных уровнях организации мнестической деятельности.

Такие расстройства возникают при поражении 1 блока мозга. Нарушение баланса между возбудительными и тормозными процессами в направлении преобладания торможения. Амнезия имеет в своей основе патологическое ретроактивное торможение. Оно может распространяться на события прошлого (ретроградная амнезия). Ретроградная амнезия часто проходит.

Круг Пейпеца (Папеца). Вертикаль от ретикулярной формации ствола до медиобазальных отделов лобных долей мозга.

Нарушение – повышенная тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями.

У больных страдает именно припоминание, актуализация следов памяти. Само хранение у этих больных сохранно. Непосредственное припоминание без интерференции также сохранно. Больные удерживают материал в памяти даже в течение паузы, если в эту паузу ничто не вмешивается. Увеличение паузы сверх 3 минут приводит к тому, что припоминание становится менее эффективным. Это показывает, что страдает и сама функция памяти как процесса следообразования. «Обтаивание» следа памяти (по Лурия). Однако это можно интерпретировать так, что пауза свыше 3 минут не может быть свободна от потока сознания, это и будет интерферирующим воздействием. Эти источники интереференции лежат вне экспериментального контроля.

Но остаётся гипотеза, что причина расстройства в том, что страдает именно процесс следообразования.

Ещё одна гипотеза. При воспроизведении люди соскальзывают на побочные ассоциации, теряя контроль над воспроизведением. Стимульный материал «загрязняется» контаминациями и конфабуляциями. Это нарушение избирательности припоминания.

 

Степень выраженности антерградной амнезии может быть различной. От уменьшения объёма припоминаемого материала до забывания самого факта, что запоминание было (совсем недавно). Случай с ручкой под подушкой и расчёской больного.

 

Клапаред. Укол иголкой при рукопожатии с врачом.

 

 

Гипоталамо-диэнцефальная область. Структура находится рядом с 3 желудочком у основания мозга. Поражение приводит к глубоким нарушениям памяти вплоть до самой тяжёлой степени расстройства. Выраженные сновидные состояния, больной пребывает в полусонном статусе. Приоритетное торможение следов. Но нет дефицита избирательности. Больной пытается контролировать продукт припоминания. Отчасти страдает следообразование.

 

 

Гиппокампы. Детектор новизны. При поражении – чистая антерградная амнезия. Патологическая тормозимость следов. Всё остальное в норме.

 

 

Медиобазальные отделы лобных долей. При поражении тормозимость следов памяти и дефицит избирательности, дефицит контроля за памятью. Присутствует нарушение памяти на прошлое. Путаются ассоциированные вещи (Онегин – Ростовы). Есть попытка контроля («Трудный больной вам попался, всё время лезут воздушные замки»).

 

 

Гипомнезии

Модально-специфические нарушения памяти. Расстройство памяти проявляется в пределах одной сенсорной модальности. Наиболее исследовано в отношении слухоречевой модальности. Это частичное расстройство памяти, поскольку касается забывания стимулов определённой модальности. Широкие возможности компенсации.

Механизм – патологическая тормозимость следов памяти в пределах одной модальности.

Сужение объёма первоначальной памяти. Возможность запоминания 1-3 элементов.

Внутристимульная интерференция.

Выравнивание возбудимости следов. Ошибочно припоминаются стимулы, относящиеся к той же модальности. Литеральные и вербальные парафазии.

 

 

Лобные доли, префронтальные отделы

При поражении память нарушается как деятельность в аспекте произвольной организации. Здесь не собственно нарушение памяти, память не страдает как натуральная функция. Это «квази-мнезии». Нарушается возможность запоминания и припоминания, если больной выполняет произвольную мнестическую задачу.

Наблюдается феномен плато. В случае неоднократного повторения больному стимульного ряда он персевераторно воспроизводит одни и те же слова. Нет прироста в продукте припоминания. Память неэффективна, несмотря на повторное предъявление стимульного ряда. Память персевераторна. Нет работы над задачей. Нет стратегии выполнения задачи.

Непроизвольная память может быть достаточно хорошей. Случай соседа по палате.

 

 

Гипермнезии

Опухоль в области ствола приводит к феномену ирритации. Опухоль «щекочет» ствол мозга. Возникает патологическое улучшение памяти. Патологичность заключается в том, что человек оказывается в зависимости от своей памяти (пример с минералогическими словарями). Такая память может быть кратковременной или касаться отдельных способов запоминания и указывать на развитие какого-либо заболевания. Здесь параллельно нарушение работы лобных долей или связей между 1 и 3 блоками.

 

 

Парамнезии

· Дежавю

· Жамэвю

· Криптомнезии

 

Все три вида связаны с изменёнными состояниями сознания. Нарушение работы медиальных отделов височной доли обычно справа.

 

Дежавю состоит в том, что человек ошибочно трактует воспринимаемое в данный момент как след памяти. Здесь возникает особое эмоциональное состояние. Кажется, что известно, что произойдёт дальше. Никогда человек не может сказать, когда это событие происходило, т. е. не может дать временной маркер. Может быть маленьким симптомом эпилептического припадка. Все люди в норме имеют судорожную готовность и могут испытывать дежавю. Но вот если постоянно, тогда плохо.

 

Жамэвю. Человек отрицает, что видел что-либо, хотя мог видеть это совсем недавно.

Поражение лобно-височных отделов правого полушария.

Больному предъявляется бланк с геометрическими фигурами. Из них предлагается сделать (собрать) предмет. Затем лист убирается. Спрашиваем больного, рисовал ли он этот предмет. Даём больному пустой лист – он рисует тоже самое, значит, помнит. Но отрицает, что рисовал.

 

 

Криптомнезии

Ложный (неосознаваемый) плагиат. Продукт памяти (след памяти) оценивается в сознании как собственный креативный акт.

Лурия говорил, что не надо читать много специальной литературы. В таком случае возникают криптомнезии.

Это часто встречается у композиторов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...