7. Концепция трёх структурно-функциональных блоков мозга.
7. Концепция трёх структурно-функциональных блоков мозга. Мозговые структуры объединяются в крупные морфо-функциональные единицы на основе их роли в психической деятельности. Здесь важно, что это функциональные блоки мозга. Функциональная специфичность и общность структур. Эта концепция соединяется с новым взглядом на классификацию афазий. Данная концепция появилась после того, как был завершён цикл работ по изучению памяти, который начался в 1966 году после 18-го Всемирного конгресса психологов в Москве. В 1973 году вышла книга «Нейропсихология памяти». Выяснилось, что самую большую роль в процессах памяти играют подкорковые структуры. Это противоречило тому пониманию, которое существовало в книге «Высшее корковые функции», где подкорковые структуры вообще не рассматривались. В это время происходило развитие психохирургии, проводилась работа с паркинсонизмом, эпилепсией, паническими атаками, тревожными расстройствами и др. Всё это показало, что подкорковые структуры оказались высокоспецифичными, связи между этими образованиями сложны и разнообразны. Развитие когнитивной психологии. Становление и использование информационного подхода. Лурия начинает употреблять терминологию, используемую в когнитивном подходе. Лурия начал двигаться к целому человеку. Были написаны работы «Маленькая книжка о большой памяти» и «Потерянный и возвращённый мир». Лурия выделяет три основных функциональных блока мозга: · блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования · блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира · блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
Каждый из этих блоков имеет иерархическое строение и состоит по крайне мере из надстроенных друг над другом корковых зон трёх типов: первичных (проекционных), вторичных (проекционно-ассоциативных), третичных («зон перекрытия»).
Блоки работают интегративно или комплементарно.
Ретикуло-фронтальный комплекс – медиальные структуры лобных долей (1 блок) вместе с префронтальными отделами (3 блок).
1. Блок регуляции тонуса и бодрствования
Основные структурные элементы: ретикулярная формация ствола, средний мозг, гипоталамус, таламус, медиальные отделы височных долей, медиальные (и базальные) отделы лобных долей.
Нейропсихологические факторы: · необходимый энергетический уровень обеспечения психической активности (степень, длительность, избирательность активности) · установление баланса между возбудительными и тормозными процессами
При поражении нарушается внимание, память, сознание. С первым функциональным блоком мозга связаны психические функции – память, внимание, эмоции, сознание.
2. Блок приёма, переработки и хранения информации
Наружные отделы новой коры, включающие в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей. В работы блока участвуют подкорковые структуры, в которых происходит переключение нервных путей, идущих от рецепторов.
Нейропсихологические факторы – анализ и синтез модально-специфических видов информации. Кинестетический фактор. Фактор пространственного и квази-пространственного анализа и синтеза. Фактор слухоречевой памяти.
При поражении – агнозии, афазии, апраксии.
3. Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности
Передние отделы мозга, конвекситальная префронтальная кора, премоторная зона, двигательная кора.
Блок осуществляет организующие аспекты психической активности.
Фактор произвольной регуляции деятельности. Кинетический фактор.
При поражении – нарушения произвольной деятельности, движений, мышления. 8. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Исторически левое полушарие называли доминантным. Правое рассматривалось как субдоминантное, подчинённое. Пенфилд показал, что левое полушарие доминантно по речевому материалу, а правое – по неречевому материалу. А что такое неречевой материал?
Клинические данные показывали, что можно жить без правого полушария.
Проблему правого полушария А. Р. Лурия поставил в 70-е годы. В книге «Нейропсихология памяти» он говорит, что этот вопрос надо поставить.
Работы Сперри и Газзаниги, проведённые в середине 60-х годов. Проводились операции на мозолистом теле – людей избавляли от тяжёлых клинических расстройств путём разделения мозолистого тела.
Б. Г. Ананьев с сотрудниками до Лурия занимался исследованием правого полушария.
В нашей школе такие исследования начались в конце 70-х годов – Симерницкая, Московичюте, Хомская.
Предпосылки исследований: 1. Нейроанатомические данные · Есть перекрёст проводящих путей, но он неполный. Каждое полушарие частично информировано о том, что происходит в другом полушарии. · Площадь коры в левом полушарии гораздо больше, чем в правом. Протяжённость левого полушария от лобных отделов к затылочным отделам больше, чем правого. · Задние отделы и зона ТПО правого полушария напрямую связаны с таламусом, гипоталамусом и хвостатым ядром. Правое полушарие имеет большое значение в управлении внутренним хозяйством организма (связь с гипоталамусом). Обеспечиваются адаптационные ресурсы организма. Активность правого полушария увеличивается при стрессе, при существенном изменении климатогеографических условий.
2. Нейрофизиологические данные · ЭЭГ и ПЭТ показывают, что задачи воспроизведений слов и мысленного представления пути вызывают активность левого и правого полушарий соответственно. · Мануальное предпочтение. Преобладание в сенсорной сфере одной из сторон тела при взаимодействии с миром. Теория Хомской – профиль латеральной организации психических функций. Существует индивидуально-типологическая специфика в распределении активности между полушариями мозга.
При поражении левого полушария возникают афазии, апраксии и специфические агнозии, связанные с переработкой знаков и символов. При поражении правого полушария не наблюдаются выраженные полушарные различия в проявлении расстройств. Отдельные регионы правого полушария не столь специфичны, как в левом полушарии. Один и тот же симптом может возникать при поражении разных отделов. Правое полушарие работает как более целостная структура. Из этого следует, что концепция классических факторов здесь не может работать. А это значит, что и синдром здесь надо понимать иначе.
Есть симптомы, которые проявляются на клиническом уровне, на реальном поведении больного, а есть симптомы, которые отлавливаются только с помощью специальных вызовов, модельных экспериментов (например, при использовании дихотического прослушивания).
Левостороннее игнорирование. Это даже синдром, потому что затрагивает разные модальности. Анозогнозия. Нарушается рефлексия.
Многоречивость на фоне эйфории. Логорея. Плоские шутки. Часто рассказывают о своих снах. Отрыв речи от жизненных смыслов. Сходно с резонёрством.
Агнозия на лица (прозопагнозия).
Правое полушарие отвечает за такие функции как самосознание, личностно-смысловое чувственное отражение реальности.
Локальные нарушения · Расстройство в зрительно-пространственной сфере при поражении в зоне ТПО. · Расстройство акустического гнозиса и памяти в неречевой сфере при поражении височный структур.
Правое полушарие отвечает за непроизвольную часть психики. Мы делаем непроизвольно то, что с нами (с нашей ведущей деятельностью, ценностными ориентациями, эмоциональными преференциями и т. п. ) наиболее тесно связано.
Правое полушарие является ведущим в зрительно-пространственном восприятии и переработке зрительно-пространственной информации (в первую очередь зона ТПО).
Нарушение зрительно-пространственных функций при поражении правого полушария характеризуется фрагментарностью.
У правополушарных больных персонажи в сказке «Репка» не выстраиваются по порядку. Такие больные не могут выстроить последовательность автобиографических событий. При рассмотрении сюжетных картинок не могут выделить главную идею, начинают с деталей.
Нарушения акустического невербального гнозиса. Амузия. Музыка тоже пространственно организована.
Деятельность правого полушария проходит через все психические функции.
Правое полушарие обеспечивает связь между сознаваемым и неосознаваемым.
Правое полушарие работает по принципу симультанности.
Взаимодействие полушарий
Комиссуры мозга. Разного уровня – на уровня диэнцефальных структур, на уровне таламуса, на уровне гиппокампа, на уровне коры – мозолистое тело. Мозолистое тело – очень твёрдая структура с плотными волокнами. Существуют люди с врождённым отсутствием или недоразвитием мозолистого тела. Они могут жить более или менее нормально.
Выполнение любой задачи требует общей аналитико-синтетической деятельности. Полушария мозга взаимодействуют в процессе реализации ВПФ.
Слухоречевая память Оба полушария включаются в запоминание вербального материала поэтапно. Входными воротами в этот процесс являются височные отделы правого полушария мозга. Когда человек запоминает словесную последовательность, ему нужно создать новую цепочку из старых слов. Работа правого полушария связана с этапом запечатления, формирования следа слухоречевой памяти. То, что сложилось, перебрасывается в левое полушарие, там идёт переработка и стабилизация следа памяти.
Зрительно-пространственная сфера Исследования Ленинградской школы. Когда мы оцениваем расстояние до объекта, полушария советуются. Одно из них переоценивает, а другое недооценивает расстояние. Здесь играет свою роль хвостатое ядро. В совместной работе полушарий реализуется принцип взаимной дополнительности (комплиментарности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|