Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Нарушения мышления при локальных поражения мозга.




Из Лурия:

 

Мышление вообще рассматривается в нейропсихологии в первую очередь как процесс решения задач.

 

Арифметическая задача включает в свой состав цель и условия. Анализ условий позволяет принять некоторую стратегию. Стратегия формулируется в виде гипотезы и вызывает поиск операций. Процесс решения заканчивается сопоставлением проделанного пути с полученного результата с целью и условиями задачи.

 

Поражения левой височной области приводят к нарушению слухоречевой памяти, это скажется на возможности включать в процесс решения промежуточные звенья.

Поражение левой теменно-затылочной области – нарушение понимания логико-грамматических конструкций и возможности производить арифметические операции.

Поражение лобных отделов – текст задачи не воспринимается как задача, нет намерения решать задачу, нет ориентировки в условиях, нет сличения результата с исходными условиями.

 

 

Из спецкурса по методам нейропсихологической диагностики:

 

Существует множество видов мышления. Некоторые исследовать в контексте нейропсихологического обследования довольно трудно. Например, продуктивное и непродуктивное.

 

Нейропсихологи в основном исследуют репродуктивное мышление.

 

Основные виды мышления, изучаемые в нейропсихологии:

· вербально-логическое (понимание текстов, речевых конструкций, переносного смысла, счёт, выполнение отдельных счётных операций, серийное вычитание от 100 по 7)

· наглядно-образное

· конструктивное

Больные с поражением левого полушария ошибаются в счётных операциях с переходом через десяток. Правополушарные больные ошибаются в простых счётных операциях в пределах десятка.

 

Инструкция к методике «от 100 по 7»: «вычитайте в уме и называйте только ответ». Если испытуемый считает вслух, значит, операции выносятся в план внешней речи.

Многие методики для исследования речевых функций одновременно используются для исследования мышления.

 

Текст для исследования речи, памяти, мышления (определение смысла, морали).

 

Различные логико-грамматические конструкции – используется для тестирования семантического аспекта речи и одновременно для исследования мышления.

 

· Серийное вычитание

· Решение арифметических задач

· Интерпретация сюжетных картинок

· Конструктивные методы

 

Серийное вычитание. Нужно уметь различать ошибки внимания. Ошибки инертного, пересевераторного типа. Лево- и правополушарные ошибки (внутри десятка и при переходе через десяток).

Выполнение инструкции предполагает вычитание в уме и называние только результата. Если в план внешней речи выносятся операции, это уже показатель отклонения от нормы.

 

Решение арифметических задач

Простая задача: «Хозяйка за 5 дней тратит 20 литров молока. Сколько она тратит за неделю? ».  

Сложная задача: «Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет старше сына в 3 раза. Сколько лет отцу сейчас? ».

Надо начинать с предъявления на слух. Но можно дать и напечатанный вариант в случае затруднений.

Нужно спросить, как человек решал. При поражении правой лобной области мозга человек может решить задачу, но не может развернуть последовательность своих действий.

 

Две задачи про полки и книги

С одинаковыми числами, но разными задачами.

 

Решение задач – это репродуктивное словесно-логическое мышление.

Больные шизофренией нормально справляются с такими задачами, в которых только один правильный ответ. Но они ошибаются в тех задачах, в которых ответов много.

 

Интерпретация сюжетных картинок

Задача на мышление и речь.

 

Сюжетные картинки двух видов:

· на одной картинке вся ситуация – «Разбитое окно»

«Посмотрите, перед вами какая-та проблемная ситуация. Расскажите вкратце, что здесь случилось».

Если есть подозрение на динамическую афазию, можно попросить рассказать подробно.

Пожилые больные подробно описывают детали картины. Дисфункция правого полушария – нарушение симультанного восприятия.

Лобные больные при лёгких нарушениях считают виновным другого мальчика. При тяжёлых нарушениях – бабушка разбила (головой) – нелепые интерпретации.

Параноидальные больные видят там ограбление квартиры.

· на одной картинке вся ситуация – «Осторожно! »

Эта картинка легче.

Лобные больные – купаются.

Дисфункция правого полушария – пересчитывают людей справа-налево.

Шизофрения – считают с дальнего плана, но правильно.

· Картина «Опять двойка»

· Сутеев; Радлов – детские книжки. Картинки Херлуфа Бидструпа.

Картина Радлова «Не качались бы в пруду, не попали бы в беду» из альбома.

Правополушарные больные неправильно определяют, с какой картинки началась история.  

Картина Радлова «Петины чулки». На самом деле лягушки прячутся от цапли.

Картинка «Про девочку Машу и куклу Наташу»

Картинка Бидструпа «Оратор»

Картинка Бидструпа «Уборка мусора»

 

Здесь интересно отслеживать, как аффективные факторы влияют на интерпретацию. Депрессивные больные не расценивают такие картинки как весёлые.

 

Конструктивные методы

Кубики Кооса

9 кубиков, грани окрашены в разные цвета. Некоторые грани окрашены целиком, а некоторые разделены по диагонали. Предлагаются в качестве образцов узоры различной сложности, которые надо воспроизвести.

Самые грубые нарушения у больных с поражением теменно-затылочных отделов (особенно правого полушария). Могут неверное определять, сколько кубиков нужно для складывания образца.

Больным можно предложить складывать прямо на узоре для упрощения задачи.

Больные могут класть совсем неправильно – ромбом на квадрат.

Масса перекладок и поворотов. Может правильно положить кубик, но потом продолжать поворачивать его дальше.

 

 

Методика куб Линка (из книги С. Я. Рубинштейн)

Занимает много времени и не дробится на субтесты.

 

 

Для исследования вербально-логического мышления применяется понимание метафор и пословиц.

Широко используется в патопсихологии. Но нет нормативных данных.

Ядовитый вопрос, зубастый парень, на воре шапка горит.

Лёжа на печи, беды не выспишь.

Не ищи зайца во бору, он на опушке.

 

Если человек часто употребляет пословицы в речи, это признак дисфункции лобных долей. Это для современных, в средневековье было иначе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...