16. Нарушения мышления при локальных поражения мозга.
Из Лурия:
Мышление вообще рассматривается в нейропсихологии в первую очередь как процесс решения задач.
Арифметическая задача включает в свой состав цель и условия. Анализ условий позволяет принять некоторую стратегию. Стратегия формулируется в виде гипотезы и вызывает поиск операций. Процесс решения заканчивается сопоставлением проделанного пути с полученного результата с целью и условиями задачи.
Поражения левой височной области приводят к нарушению слухоречевой памяти, это скажется на возможности включать в процесс решения промежуточные звенья. Поражение левой теменно-затылочной области – нарушение понимания логико-грамматических конструкций и возможности производить арифметические операции. Поражение лобных отделов – текст задачи не воспринимается как задача, нет намерения решать задачу, нет ориентировки в условиях, нет сличения результата с исходными условиями.
Из спецкурса по методам нейропсихологической диагностики:
Существует множество видов мышления. Некоторые исследовать в контексте нейропсихологического обследования довольно трудно. Например, продуктивное и непродуктивное.
Нейропсихологи в основном исследуют репродуктивное мышление.
Основные виды мышления, изучаемые в нейропсихологии: · вербально-логическое (понимание текстов, речевых конструкций, переносного смысла, счёт, выполнение отдельных счётных операций, серийное вычитание от 100 по 7) · наглядно-образное · конструктивное Больные с поражением левого полушария ошибаются в счётных операциях с переходом через десяток. Правополушарные больные ошибаются в простых счётных операциях в пределах десятка.
Инструкция к методике «от 100 по 7»: «вычитайте в уме и называйте только ответ». Если испытуемый считает вслух, значит, операции выносятся в план внешней речи. Многие методики для исследования речевых функций одновременно используются для исследования мышления.
Текст для исследования речи, памяти, мышления (определение смысла, морали).
Различные логико-грамматические конструкции – используется для тестирования семантического аспекта речи и одновременно для исследования мышления.
· Серийное вычитание · Решение арифметических задач · Интерпретация сюжетных картинок · Конструктивные методы
Серийное вычитание. Нужно уметь различать ошибки внимания. Ошибки инертного, пересевераторного типа. Лево- и правополушарные ошибки (внутри десятка и при переходе через десяток). Выполнение инструкции предполагает вычитание в уме и называние только результата. Если в план внешней речи выносятся операции, это уже показатель отклонения от нормы.
Решение арифметических задач Простая задача: «Хозяйка за 5 дней тратит 20 литров молока. Сколько она тратит за неделю? ». Сложная задача: «Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет старше сына в 3 раза. Сколько лет отцу сейчас? ». Надо начинать с предъявления на слух. Но можно дать и напечатанный вариант в случае затруднений. Нужно спросить, как человек решал. При поражении правой лобной области мозга человек может решить задачу, но не может развернуть последовательность своих действий.
Две задачи про полки и книги С одинаковыми числами, но разными задачами.
Решение задач – это репродуктивное словесно-логическое мышление. Больные шизофренией нормально справляются с такими задачами, в которых только один правильный ответ. Но они ошибаются в тех задачах, в которых ответов много.
Интерпретация сюжетных картинок
Задача на мышление и речь.
Сюжетные картинки двух видов: · на одной картинке вся ситуация – «Разбитое окно» «Посмотрите, перед вами какая-та проблемная ситуация. Расскажите вкратце, что здесь случилось». Если есть подозрение на динамическую афазию, можно попросить рассказать подробно. Пожилые больные подробно описывают детали картины. Дисфункция правого полушария – нарушение симультанного восприятия. Лобные больные при лёгких нарушениях считают виновным другого мальчика. При тяжёлых нарушениях – бабушка разбила (головой) – нелепые интерпретации. Параноидальные больные видят там ограбление квартиры. · на одной картинке вся ситуация – «Осторожно! » Эта картинка легче. Лобные больные – купаются. Дисфункция правого полушария – пересчитывают людей справа-налево. Шизофрения – считают с дальнего плана, но правильно. · Картина «Опять двойка» · Сутеев; Радлов – детские книжки. Картинки Херлуфа Бидструпа. Картина Радлова «Не качались бы в пруду, не попали бы в беду» из альбома. Правополушарные больные неправильно определяют, с какой картинки началась история. Картина Радлова «Петины чулки». На самом деле лягушки прячутся от цапли. Картинка «Про девочку Машу и куклу Наташу» Картинка Бидструпа «Оратор» Картинка Бидструпа «Уборка мусора»
Здесь интересно отслеживать, как аффективные факторы влияют на интерпретацию. Депрессивные больные не расценивают такие картинки как весёлые.
Конструктивные методы Кубики Кооса 9 кубиков, грани окрашены в разные цвета. Некоторые грани окрашены целиком, а некоторые разделены по диагонали. Предлагаются в качестве образцов узоры различной сложности, которые надо воспроизвести. Самые грубые нарушения у больных с поражением теменно-затылочных отделов (особенно правого полушария). Могут неверное определять, сколько кубиков нужно для складывания образца. Больным можно предложить складывать прямо на узоре для упрощения задачи. Больные могут класть совсем неправильно – ромбом на квадрат. Масса перекладок и поворотов. Может правильно положить кубик, но потом продолжать поворачивать его дальше.
Методика куб Линка (из книги С. Я. Рубинштейн)
Занимает много времени и не дробится на субтесты.
Для исследования вербально-логического мышления применяется понимание метафор и пословиц. Широко используется в патопсихологии. Но нет нормативных данных. Ядовитый вопрос, зубастый парень, на воре шапка горит. Лёжа на печи, беды не выспишь. Не ищи зайца во бору, он на опушке.
Если человек часто употребляет пословицы в речи, это признак дисфункции лобных долей. Это для современных, в средневековье было иначе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|