4. Компетентностный подход в образовании
4. Компетентностный подход в образовании Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. 5. Основные тенденции развития образования Систему образования можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд тенденций.
Гуманизация - ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала. Гуманитаризация - ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку успеваемости, разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделение учебных заведений на элитарные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонениями в развитии, составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и др. Диверсификация - многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация - ориентация системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Многовариантность - создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех. Многоуровневость - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, имеющий свои цели, сроки обучения и характерные особенности.
Информатизация - широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Индивидуализация - учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность - процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества. . 6. Педагогический процесс и его характеристики Педагогический процесс – целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся для достижения целей образования и решения различных пед. задач. Сущность пед. процесса – в целенаправленном и специально организованном взаимодействии педагогов и обучающихся. Процесс образования на практике реализуется в педагогическом процессе, который функционирует в основном в образовательном учреждении. Педагогическое взаимодействие направлено на совместное овладение обучающимися и педагогами содержанием образования. Пед. процесс в образоват. учр. представляет собой целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся. Детерменированность (причинно-обусловленность) объективными (внешними) и субъективными (внутренними). Целенаправленность – в пед. процессе реализуются многочисленные цели образования, которые определяет для себя человек(семья), общ-во, гос-во Противоречивость – в пед. процессе непрерывно происходят столкновения различных позиций, появляются противоположные силы, возникают несоответствия Разрешение противоречий является источником развития пед. процесса. Непрерывность – осуществляется постоянно в течение всего времени получения человеком образования в обр. учр. Качественный пед. процесс имеет пролонгированное воздействие на обучающегося. Многофункциональность Закономерный характер (зависимость результатов от характера учебной деятельности обучающегося и пед. деятельности педагога)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|