.7. Компоненты педагогического процесса
. 7. Компоненты педагогического процесса К основным компонентам педагогического процесса относятся: мотив; цели, принципы, содержание, методы, средства, организационные формы, результат. Кроме того, некоторые авторы к основным компонентам педагогического процесса относят: субъекты и объекты, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроль её эффективности, критерии эффективности и прогнозирование. Компоненты педагогического процесса взаимосвязаны между собой. Вытекающая из общественных потребностей цель педагогического процесса определяет конкретные задачи воспитания и обучения, их содержание, которые, в свою очередь, обусловливает выбор методов, средств и организационных форм обучения. Цель - заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека. Цель и целеполагающая деятельность - элементы того же процесса - процесса достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели определяет средства достижения её: методы, приемы работы учебного заведения и педагога. Первым и весьма важным показателем при изучении циклов педагогического процесса является конкретизация целей обучения. Сверхзадача педагога в плане этой конкретизации - понимание обучения как управление развитием обучающихся. Управление педагогом процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов: планирование (учебно-тематический план), организация, регулирование (стимулирование), непрерывный контроль (входящий, промежуточный, итоговый, комплексный), оценка и анализ результатов, корректирование и прогнозирован.
Глобальная или генеральная цель - гармоничное развитие подрастающего поколения, формирование гражданина правового демократического государства. Она отражает заказ общества к уровню образования и воспитания обучающихся. Вторая разновидность целей - предметные цели, которые в свою очередь подразделяются на общие, предметно-специфические и частные. Все цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, формируются в терминах умений и задач. Общие цели касаются учебного предмета. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать обучающийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели - это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов. . 8. Задачно-целевой компонент педагогического процесса Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего, и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, Взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может 6ыть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
. 9. Педагогические принципы Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей. Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Существуют правила существования принципа природосообразности: педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений; необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся. Данный принцип направлен на организацию компонентов педагогического процесса, на установление взаимосвязей между сферами жизни учащихся. Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса, который направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.
Принцип политехнизма. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области на другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики. В современной дидактике принципы обучения рассматривают как рекомендации, которые должны направлять педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, а также как способ достижения педагогических целей с учетом всех закономерностей учебного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|