Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.Структура процесса обучения и хар-ка его компонентов




Обучение как способ организации педагогического процесса представляет собой систему, включающую следующие основные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Помимо этого важнейшими компонентами данного процесса являются потребностно-мотивационный и эмоционально-волевой.

Поскольку процесс обучения представляет собой союз преподавания и учения, обучающую деятельность педагога и познавательную деятельность учащихся, то каждый из компонентов в структуре процесса обучения носит двусторонний характер.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ.

Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Реализуя цели обучения, учитель определяет цель и задачи учебно-познавательной деятельности учащихся, учащийся осознает цель и задачи учения. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотивы - это те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Деятельность учителя состоит в формировании потребности в знаниях и мотивов учебно- познавательной деятельности учащихся, деятельность учащегося - в развитии и углублении потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

В процессе обучения учитель, в соответствии с основными нормативными документами, определяет содержание материала, подлежащего усвоению учащимися. Им выделяются главные теоретические положения и те мировоззренческие и нравственно-этические идеи, которые заключены в изучаемом материале. Продумываются вопросы, связывающие новый материал с ранее изученным, определяются умения и навыки, которые необходимо выработать в процессе обучения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний. Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ.

Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности. Реализуя данный компонент, учитель придает учебной деятельности учащихся эмоционально-положительный характер. Ученик проявляет эмоционально-положительное отношение и волевые усилия в учебно-познавательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Учитель осуществляет регулирование и контроль над ходом учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученик осуществляет самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.

1. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др. ). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам;

потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности

моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

организация коллективного целеполагания;

уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...