XI. III. Библию необходимо изучать
Я долго ходил в православную церковь, и не раз лично общался с батюшками. Учить меня и наставлять на путь истинный они не отказывались, в том числе приводя примеры из Священного Писания. Но ни разу мне не было предложено самостоятельно изучать Слово Божие. Интересен и тот факт, что в православных церквях сложно было купить Библию. Конечно, я не могу говорить за все населенные пункты, где имеет свои храмы православная конфессия, а только за свой город — крупный областной центр России, но слышал, что такая ситуация типична для всей территории бывшего СССР. Помню, тогда я долго искал недорогое издание Священного Писания в храмах нашего города, но так его и не нашел. Точнее, иногда встречались, но только огромные по размеру книги с огромной ценой, которую тогда я не мог себе позволить. Но зато во всех церквях в изобилии имелась другая самая различная духовная литература — недорогие издания про святых, о постах, молитвенники и т. д. Во время работы над этой книгой я решил проверить, изменилась ли ситуация за прошедшее десятилетие с лишним. Почти никак. Те же редко встречающиеся «гросбухи» с относительно немалой ценой. К примеру, в нашей церкви Библия есть всегда: издания большие и карманные, дорогостоящие и совсем недорогие, доступные даже малообеспеченному человеку. Такая ситуация с Библиями в православных храмах должна заставить задуматься. По моему мнению, данный факт как раз является и следствием, и подтверждением того, что в этой конфессии знание Священного Писания не стоит на первом месте. Однако Бог говорит, что Его Слово необходимо изучать: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано» (Нав. 1:8, см. также Пс. 1:2, Пс. 118:117-119).
Также среди прихожан исторических конфессий бытует мнение, что Библию сложно понять простым людям, без дополнительного образования. Однако непонятно, на чем основывается данное умозаключение. Ведь в ветхозаветные времена, как уже было отмечено в главе «Предания», Слово Божье должен был знать весь народ, каждый человек, независимо от его социального статуса — от царей до неграмотных женщин и даже детей: «Из всего, что Моисей заповедал Иисусу (Навину. — Прим. авт.), не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них» (Нав. 8:35). «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6,7, см. также Втор. 17:18,19, Втор. 31:11,12, 2 Пар. 17:7-9, Иер. 36:6, Ездр. 7:10, Ос. 4:1). Новозаветные тексты также обращены к простым людям. Христос постоянно учил народ, включая детей: «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи... а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14:15,21). Евангелие рассказывает, что Иисус постоянно ходил в синагогу читать Писание: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:16). А в синагогу разрешалось (и до сих пор разрешается) приходить изучать Священное Писание абсолютно всем желающим, в том числе и детям. Большинство посланий апостолов адресованы церквям. Из их содержания абсолютно понятно, что обращены они не к служителям, а ко всем христианам этих общин. Даже те письма, которые написаны непосредственно к служителям Титу и Тимофею, несложны в своем изложении. Значит, читая Библию, мы напрямую соприкасаемся со словами, которые проповедовали пророки, а затем Иисус и апостолы простым людям. А было ли у их слушателей дополнительное образование? У подавляющего большинства — нет.
Иисус призывал всех людей: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Апостолы продолжали наставление: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11, см. также Деян. 17:2, Иак. 1:25, 1 Тим. 2:4). Несмотря на такие прямые призывы Христа и апостолов, далеко не все христиане им следуют. Из моего небольшого опыта общения с православными священниками я для себя сделал вывод, что и они недостаточно хорошо знают Библию. Я думаю, они прочитают ее один или два раза, а потом возвращаются только к тем текстам, которые используют в службе. Либо читают те главы, которые им приятны, понятны и не вызывают никаких противоречий. Но более глубоким изучением всей Библии не занимаются. С вышеизложенным мнением согласны и некоторые авторитетные представители православия. Так, Михаил Мудьюгин (1912—2000 гг.) — известный православный деятель, архиепископ, доктор богословия, профессор, ректор С.-Петербургской духовной академии — в своей книге «Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века» (глава «Слово Божие в жизни Церкви и православного христианина») писал: «Факт горестный, но несомненный: русский православный народ не знает Слова Божьего и не стремится, даже не считает нужным знать. Подавляющее большинство духовенства, пройдя его в семинарии (именно "пройдя", а не изучая), очень редко к нему обращается для домашнего чтения и даже проповедовать предпочитает на общеизвестные темы церковных праздников или житий чтимых святых». Протоиерей Александр Борисов (1939 г.), кандидат богословия, президент Российского библейского общества, в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет: «Считать Священное Писание чем-то совершенно недоступным для верующих. — значит принимать Библию за какой-то таинственный эзотерический текст, доступный лишь для посвященных. Но едва ли Бог замыслил принести Благую Весть в каком-то хитроумном зашифрованном виде, чтобы только избранные могли правильно понимать ее. Евангелия писались верующими для верующих, с целью зафиксировать в письменном виде проповеди о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса из Назарета.
К сожалению, мысль о необходимости иметь Евангелие и читать его с большим трудом внедряется в сознание наших сограждан, возвращающихся в Церковь или приходящих в нее впервые. Самый распространенный у нас тип священника — «центр» — это батюшка вполне здравой и, что называется, «простой» веры... Евангелия практически все эти батюшки, кроме как за службой, не читают, Ветхий Завет и Послания Апостолов, как правило, почти не знают (разве то немногое, что осталось в памяти от семинарского курса). Соответственно они редко проповедуют (многие вообще — никогда)». Иногда от некоторых христиан исторически распространенных конфессий, в ответ на укор в плохом знании Библии, можно услышать ответ примерно такого содержания: «Изучение Писания — это далеко не главная задача верующего человека, ведь фарисеи и книжники его хорошо знали и, несмотря на это, часто подвергались критике со стороны Иисуса. Отсюда вывод — для хорошего христианина достаточно быть духовным, посещать церковь, читать жития святых и стараться жить по их примеру». Однако такой вывод невозможно сделать, анализируя непосредственно слова Христа, на которые они ссылаются. Наоборот, Иисус упрекал духовных лидеров своего времени именно в плохом знании Писания, в его неисполнении и прибавлении к закону Бога своих человеческих преданий: «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк. 7:8). «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22:23,29). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:15,23).
«Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52, см. также главу «Предания»). Дорогой читатель, прочитав эту книгу, я надеюсь, вы убедитесь, что очень важно вникать в написанное для всех людей Послание Создателя, в котором ни одно слово не напрасно: «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7). «И узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я» (Иез. 6:10). «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37, см. также Пр. 8:6,7). При всей простоте Библии, заниматься ее изучением нужно серьезно. Посмотрите, после того как Иисус учил народ притчами, Он потом пояснял их значение всем, кто не понял, но желал разобраться в учении Господа: «Окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся» (Мк. 4:10-12). В те времена нужно было следовать за Иисусом, чтобы понять глубину Божьих наставлений. Сегодня же, как уже было отмечено, все учение Господа находится в Библии и любой желающий может открыть эту удивительную Книгу и постигать волю Творца. Плохое же знание Слова Божьего может привести к очень негативным последствиям. Ведь вырванному из контекста стиху Священного Писания можно придать противоположное значение. Иногда, чтобы понять истинный смысл какого-либо текста Библии, нужно знать: кем и когда он написан, кому адресован, какие обстоятельства этому сопутствовали и о чем в целом идет речь в послании. Чтобы в этом убедиться, зачастую достаточно просто прочитать предыдущие, данную и следующие главы целиком — и непонятный до этого текст «встанет» на свое место. Стоит отметить, что ранее разделения Писания на главы и стихи не было. Это способствовало пониманию фраз пророков и апостолов только в контексте всего их послания, то есть не располагало к выделению какого-то стиха из Библии для его отдельного толкования в отрыве от остального повествования. Но если, исследовав близлежащие главы, вы продолжаете сомневаться по поводу определенного стиха, не отчаивайтесь — понимание придет со временем. Бывает так, что для того чтобы правильно истолковать фразу, нужно иметь представление о привычках и обычаях того времени, об исторической обстановке. Иногда нужно знать иные места Священного Писания, где повествуется о том же. А иногда необходимо проанализировать текст в свете общего учения Господа. Ведь Библия — это единое Послание Бога! Значит, информация в Нем «систематизирована». По общим правилам: если какой-то элемент выпадает из системы, то значит — или система ложна (что в нашем случае исключается), или данный элемент в этой системе имеет другую функцию. Поэтому, благодаря правилу «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16), после определенного исследования любой текст Священного Писания находит свое объяснение.
Библию также можно сравнить с мозаичной картинкой. Имея совокупность пазлов, можно выложить изображение. Но если хотя бы несколько фрагментов поменять местами или подменить другими (ложными) — правильная картинка не получится. При этом мы должны понимать, что Бог есть Мудрость (см. Пс. 103:24, Пр. 3:19, Дан. 2:20, 1 Кор. 3:19, Иуд. 25), поэтому Он не мог дать людям Свое Послание либо в виде сильно сложной головоломки, либо наспех собранного сборника текстов. Эти примеры иллюстрируют утверждение, что Библия цельна и в ней можно найти ответы на все возникающие вопросы. Но для этого нужно изучать Священное Писание — прилагать усердие, а не довольствоваться редким выборочным прочтением глав или текстов. В Евангелии приведен хороший пример, подтверждающий важность глубокого знания Слова Божьего. После крещения, во время поста в пустыне, Иисуса искушал сатана. Лукавый обольщал Мессию, на что Христос давал ему твердый отпор. Диавол даже пытался обмануть Иисуса вырванной из контекста цитатой из Писания, но Христос, конечно, лучше сатаны знал Свое Слово. Посмотрите, что сказал сатана Иисусу: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4:6). В Писании же этот текст звучит так: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12). Отличие всего в нескольких словах, а в итоге — огромная разница. Бог через псалмопевца обещал охрану на жизненных путях праведникам, а сатана вырвал стих из контекста, внес в него изменение и предложил Иисусу сброситься с крыла высокого храма, мол, Ангелы тебя подхватят. Поэтому Иисус ответил ему другой, но уже точной цитатой Писания из книги «Второзаконие» 6 гл. 16 ст.: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Из этого примера хорошо видно, сколь опасным может быть ошибочное толкование вырванных из контекста отдельных стихов Библии и плохое знание в целом учения Творца. Диавол отлично изучил Слово Божие, чтобы в искаженном виде преподносить людям волю любящего, справедливого, мудрого Создателя. Иисус предупреждал о возможности заблуждений, связанных с плохим знанием Священного Писания: «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22:29, см. также Мк. 12:24) При этом, Христос говорил, что истина не глубоко сокрыта: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк. 1:9). «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:9). Однако множество людей не желают искать истину и исполнять волю Творца. Иисус, сожалея, сказал о них, цитируя пророка Исаию 6 гл. 9,10 ст.: «Видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:13-15). Для достижения любой цели нужны действия, стремления. Мы знаем, что данное утверждение применимо ко всем аспектам жизни. Относится оно также и к духовному росту. Иисус говорил: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16, см. также Мф. 11:12). Возьмем, к примеру, Гражданский кодекс. Любой человек, даже не имеющий образования, при необходимости может им воспользоваться и найти нужные ему статьи. Но все ли нюансы он учтет? Скорее всего, его вывод будет неверным или неполным. Только человек, постоянно обращающийся ко всем статьям этого кодекса, может сделать компетентное умозаключение с учетом всех нюансов. То же касается Библии. Важность изучения Слова Божьего может подтвердить любой человек, серьезно занимающийся исследованием Священного Писания. Сначала в Библии многое кажется непонятным, затянутым или просто ненужным. Часто трудно воспринимаются тексты, даже сложно уловить их смысл. Но со временем при повторном и последующих прочтениях одних и тех же стихов, с учетом уже полученной информации, начинаешь глубже понимать заложенную в них мудрость и важность. А при прошествии большего времени, в любом месте открывая Священное Писание, начинаешь Его читать сразу бегло, складывая из доселе малопонятных фраз стройные предложения с понятным смыслом. Объясняется это просто: Господь ценит, когда человек пытается постигнуть Его волю. Тогда Творец через Духа Святого помогает ищущему открывать для себя в Священном Писании то, что сейчас человеку больше всего нужно, то, что его разум и душа в этот момент готовы и смогут принять. Кроме этого, нужно осознать, что чтение Библии — это не только стремление узнать волю Господа. Это и общение с Создателем «ибо слово Божие живо и действенно»! (Евр. 4:12). А значит, каждое чтение Писания является открытием своего сердца водительству Духа Святого. Поэтому перед чтением Библии нужно обязательно искренне помолиться Богу об освобождении от земного «груза» — человеческой гордыни, багажа знаний, стереотипов, предубеждений, скептицизма, недоверия. То есть к изучению Библии нужно приступать с чистым сердцем и разумом и внимать простым, доступным словам любящего Творца. Дорогой читатель, вы можете помолиться уже сейчас, так как далее мы с вами начнем более детально анализировать текст Слова Божьего — Библии. Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время в православии и католицизме наблюдается смещение в сторону изучения Библии как священством, так и мирянами. Но, зная скорость, с которой в «консервативных» церквях идут перемены, сложно ожидать, что в ближайшем будущем христиане этих конфессий откроют для себя то, что вы узнаете, прочитав до конца эту книгу.
XII. БОЖИЙ ЗАКОН Наверное, каждый человек слышал про данные Богом на горе Синай 10 заповедей — Декалог (Исх. 20:1-17). Но на моем жизненном пути я встречал очень мало христиан, которые точно назвали бы их все. Я не говорю о цитировании наизусть — просто о пересказе. Многие верующие и не догадываются, что 2-я заповедь из этих 10-ти гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4,5). К сожалению, значительная часть христиан уже не считают Декалог действующим законом для всего человечества. Иногда к нему относятся, как к заповедям, которые с ведома Бога в связи со сменой исторической обстановки были немного подкорректированы церковью. А иногда Декалог воспринимают, как часть данного евреям закона, который отменил Иисус. Но и первое, и второе утверждения ошибочны. Придерживаться их могут только люди, поверхностно знающие Библию. При исследовании Священного Писания становится очевидным, что Декалог до сих пор остается неизменным и актуальным для всех верующих. Уже скоро, дорогой читатель, я надеюсь, вы придете к этому же выводу. Сначала мы определимся с терминами. В православии, например, словосочетанием «закон Божий» сегодня часто называется книга веро-учительных основ этой конфессии. Иногда в доме православного христианина нет Библии, но есть красивое иллюстрированное издание «Закона Божьего». Давайте посмотрим, что в Библии обозначается термином «закон Божий». Изучая Священное Писание, можно увидеть, что словосочетанием «закон Божий» в Нем называются: 1) Пятикнижие Моисея (книги «Бытие», «Исход», «Числа», «Левит», «Второзаконие»), которое евреи именуют письменной Торой (Лк. 24:44, Ин. 1:45, Деян. 28:23); 2) Все ветхозаветные священные письмена (в Новом Завете (НЗ) Ин. 10:34 — ссылка на Ветхий Завет (ВЗ) Пс. 81:6; НЗ 1 Кор. 14:21 — ВЗ Ис. 28:11; Нав. 24:26); 3) Свод законов Моисея, который Бог ему дал на горе Синай (НЗ 1 Кор. 9:9 — ВЗ Втор. 25:4; НЗ Лк. 2:22 — ВЗ Лев. 12:2,3; НЗ Мф. 12:5 — ВЗ Числ. 28:9,10, см. также Втор. 4:1,5, Втор. 30:10, Втор. 31:26, Исх. 21:1, Исх. 24:3, Лев. 26:46, Иак. 2:8,11); 4) Все действующие Божьи заповеди (Иак. 1:25, Рим. 2:14,15, Рим. 3:31, Рим. 7:12,22,25, Рим. 8:7, Гал. 6:2, Евр. 8:10). Во времена написания Евангелий и посланий апостолами текстов, соединенных в Новый Завет еще не было, поэтому словом «писания» Иисус и апостолы называли все ветхозаветные священные письмена, именуемые сегодня Ветхим Заветом. Все ветхозаветное Писание состоит из письменной Торы (у иудеев еще имеется устная Тора, о чем мы поговорим позднее), книг пророков и текстов, относящихся к различным поэтическим или прозаическим жанрам — Псалмы, Притчи и др. (см. Лк. 20:42, Лк. 24:27,44, Ин. 1:45, Ин. 7:15, Деян. 1:20, Деян. 13:15, Деян. 17:2,11, Деян. 18:24,28, Деян. 24:14, Деян. 28:23). Слово «заповедь»: это существительное с глагольной формой «заповедать» обозначает в Библии наставление, предписание, научение, повеление, данное Богом людям. Человек получал заповеди от Творца изначально, начиная с Эдемского сада. «И заповедал Господь Бог человеку.» (Быт. 2:16, см. также Быт. 3:17, Быт. 21:4, Быт. 26:5). Создатель давал заповеди евреям и до объявления закона Моисею на горе Синай (см. Исх. 15:26, Исх. 16:28, Иер. 7:22,23), и после этого (см. 3 Пар. 11:11, Мал. 2:1,2). И христианам Господь давал заповеди (см. Ин. 13:34, 1 Ин. 3:23, 1 Ин. 4:21, 1 Кор. 14:37, Мф. 5:44). Наиболее часто термин «заповедь» в Библии употребляется в значении отдельных наставлений Бога, указанных в письменной Торе (см. Чис. 36:13, Втор. 30:10, Мф. 22:36, Мк. 10:5) и, в частности, в Декалоге (см. Мф. 19:17-19, Еф. 6:2). Иудеи как ранее, так и теперь, насчитывают в письменной Торе 613 заповедей, по-еврейски «мицвот»: 248 — из разряда «делай», 365 — «не делай». В число этих 613 мицвот входят и 10 заповедей Декалога. Правда, некоторые из них находят отражение в нескольких мицвотах. Например, упомянутая выше 2-я заповедь Декалога «Не делай себе кумира и никакого изображения.» пояснена множеством заповедей-мицвот: не создавать изображения для поклонения (см. Исх. 20:4), не делать скульптурных изображений для поклонения (см. Исх. 20:23), не воздвигать столб, которому люди станут поклоняться (см. Втор. 16:22), не защищать того, кто склоняет к идолопоклонству (см. Втор. 13:6-8), не извлекать богатства из чего-либо, связанного с идолопоклонством (см. Втор. 7:25,26), истреблять идолопоклонство (см. Втор. 12:2,3) и мн. др. Декалог, с одной стороны, включен в свод законов Моисея как часть научения, данного народу Израилеву на горе Синай, с другой стороны, очевидно, что Декалог отделен от закона Моисея с другими его заповедями (см. Исх. 24:12). Зная учение Библии, можно утверждать: Декалог, по аналогии с законодательством государства, — это Конституция, то есть моральный принцип жизни, установленный Богом для человечества, а остальной свод законов Моисея — это Административный, Уголовный, Гражданский, Перемониальный и иные кодексы с их статьями. Если обратиться к тексту Библии, то видно, что непосредственно Декалог (см. Исх. 20:1-17, Втор. 5:7-21), который мы привыкли именовать «10 заповедей», Бог так не называет. По отношению к нему Господь в Своем Слове употребляет только содержательные эпитеты: Завет: «Объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях» (Втор. 4:13, см. также Исх. 34:28, Втор. 4:23, Втор. 10:4,8, 2 Пар. 6:11, Евр. 9:4, Откр. 11:19). Откровение: «И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения» (Исх. 32:15, см. также Исх. 25:16,21, Исх. 31:18, Исх. 40:20). Свидетельство: «И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею» (Исх. 16:34, см. также Исх. 38:30, Деян. 7:44, Откр. 15:5). Эпитеты откровение, завет, свидетельство говорят об абсолютно самостоятельном и более глубоком отношении Бога к заповедям Декалога! Стоит также отметить, что Декалог был запечатлен на камне — вечном носителе информации. Причем каменные скрижали создавались дважды. После того как Моисей, увидев отступление народа, разбил первые скрижали, были созданы вторые, подобные прежним. При этом слова на скрижалях писал лично (!) Бог: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18, см. также Исх. 32:16, Исх. 34:1, Втор. 5:22, Втор. 10:1,2,4). А закон был записан на свитках, конечно, по повелению Бога, но рукою Моисея: «И написал Моисей все слова Господни... и взял книгу завета и прочитал вслух народу...» (Исх. 24:4,7, см. также Втор. 4:14). Скрижали хранились во святая-святых святилища в обложенном золотом ковчеге под крылами херувимов. Над крышкой ковчега являлся в облаке и разговаривал с людьми Сам Бог (см. Исх. 25:22, Лев. 16:2, Числ. 7:89). А книга закона лежала одесную ковчега (см. Втор. 31:26). В законе Моисея содержались указания, как служить в святилище, как проводить праздники, перечислялись правила, регулирующие уголовную, гражданскую и морально-этическую стороны жизни израильского народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|