Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

35. Детский коллектив в системе педагогического взаимодействия. Признаки и функции коллектива.




35. Детский коллектив в системе педагогического взаимодействия. Признаки и функции коллектива.

Коллектив – группа людей, связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, совместно выполняемой деятельностью.

Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, группу высокоорганизованную с выработанной системой общественно значимых целей и форм совместной деятельности, четкой структурой деловых отношений и органами самоуправления.

Признаки воспитательного коллектива: -общая социально значимая цель; -общая совместная деятельность для достижения поставленной цели; -стремление к общему успеху; -отношения ответственной зависимости; -наличие органов самоуправления.

Особенности к-ва: сплоченность; взаимопонимание и взаимоответственность; доброжел-сть; здоровая критика и самокритика; традиции, положит. эмоц. микроклимат.

Детский воспитательный коллектив – это организованная система детской жизнедеятельности с гуманными отношениями, социальными устремлениями, наличием пед. руководства и самоуправления. Функции: -стимулирующая (направляет деятельность учащихся, регулирует их взаимоотношения и поведение); -организационная (способствует включению всех учащихся в полезные и интересные трудовые, спортивные, познавательные дела); -воспитательная (приобщает к общечеловеческим ценностям); -развивающая (содействует развитию умений, интересов, инициативы). Наиболее стабильное звено в официальной структуре общешкольного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. Коллектив класса – это группа учеников, объединенная социально и личностно значимой деятельностью, сознательным участием детей в организации этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Благодаря общению и деятельности в классном коллективе школьник: -реализует свои потребности в общении, совместной деятельности, дружбе, признании, уважении окружающих, самореализации; -расширяет кругозор, опыт общ-нно полезной деятельности; -воспитывает волевые качества, учится разумным самоограничениям; -развивает орган-кие и коммуникативные умения; -находит поддержку, понимание, защиту, сочувствие.

Для воспитания в классе коллектива классному руководителю необходимо: -умело предъявлять педагогические требования; -сочетать педагогическое руководство со стремлением школьников к самостоятельности, независимости, собственной инициативе; -с развитием коллектива менять тактику педагогического руководства (пересматривать цели, содержание деятельности, педагогические требования, характер отношений с воспитанниками, меру помощи в решении проблем коллективной жизни и т. д. ); -создавать и накапливать ценные традиции, правила жизнедеятельности коллектива, оформленные в «кодексы», «законы», ритуалы; -в разработке индив-ных поручений идти не только от потребностей класса, но и от возможностей и интересов самих школьников; -контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе внутриколлективных отн-ий; -в организации колл-ого взаимодействия помогать каждому шк-ку чаще занимать лидерские позиции, чувствовать свою необходимость в делах класса, востр-сть своих знаний и умений.

Согласно учению А. С. Макаренко группа, чтобы стать коллективом, должна пройти следующие стадии. Первая стадия – становление коллектива. На второй стадии усиливается влияние актива. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива.

На всех стадиях развития возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

 

36. Семья – воспитательная среда ребенка. Тенденции семейного воспитания в современном обществе. Условия успешного воспитания детей в семье.

Семья – древнейший воспитательный институт. Это первый воспитательный институт, закладывающий основы личности. От семейной среды зависит не только успеваемость учащихся, их отношение к духовной культуре, но и многие качества личности школьников.

 

Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

1) репродуктивная – рождение детей;

2) хозяйственно-экономическая – ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей;

3) воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка;

4) нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений;

5) коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия с другими людьми и социальными группами;

6) рекреативная и психотерапевтическая – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для здоровья членов семьи;

7) первичной социализации – осуществление главного влияния на формирование личности ребёнка.

 

Типология семей:

 

I. В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребёнка) и многодетные (более 3 детей).

II. В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети).

III. В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец, дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребёнок рождается при незарегистрированном браке).

IV. В зависимости от характера взаимоотношений в семье: благоприятная и неблагоприятная, гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

 

Условия успешного семейного воспитания:

Личностный пример родителей -важнейшее средство влияния на воспитание детей.

1) Воспитание должно начинаться с самого раннего детства.

4) Наличие режима дня, главная цель которого – накопление дисциплинарного опыта.

5) Высокий уровень воспитанности родителей, их педагогическая сознательность и грамотность.

6) Наличие хороших жилищных и материальных условий, организованность быта, нормальные взаимоотношения родителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...