Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

37. Методы и формы взаимодействия школы с родителями учащихся. Родительское собрание как универсальная форма работы педагогического коллектива школы с родителями.




37. Методы и формы взаимодействия школы с родителями учащихся. Родительское собрание как универсальная форма работы педагогического коллектива школы с родителями.

Проблема отношений с родителями – одна из самых сложных. В практике школы используются групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

К методам изучения семьи относятся: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловая игра, анализ детских рассказов, рисунков о семье.

 

Среди форм взаимодействия семьи и школы выделяют следующие:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Коллективные: Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, круглого стола, деловой игры, диспута. Визитная карточка собраний — творческие отчёты-концерты. Такие собрания провожу обычно по окончании четверти или полугодия, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и просто общаться друг с другом, помогать друг другу.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Общешкольные родительские собрания проводятся в нашей школе не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Вовлечение родителей в школьное самоуправление.

 

Организация совместных досуговых мероприятий. Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это могут быть совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

 («Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе»).

 

38. Педагогическое общение: компоненты, структура, функции.

Педагогическая профессия, направленная на обучение и воспитание подрастающего поколения, предполагает наличия педагога одного из самых важных профессиональных качеств – умение общаться.

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

 

Основными функциями педагогического общения являются:

 

1. Информационная функция. Реализация данной функции способствует передаче накопленных человечеством знаний и умений подрастающему поколению, жизненного опыта. В учебном процессе трансляция учебной информации учащимся осуществляется учителем, а также посредством различных информационных средств (учебник, учебное пособие, электронные носители информации, таблицы, схемы, графики, рисунки и т. п. ). С информацией учащиеся могут работать или под руководством учителя, или самостоятельно.

 

2. Воспитательная функция общения реализуется в ежедневном взаимодействии педагога со своими воспитанниками в различных видах деятельности. Учитель для ученика не только носитель знаний, но и образец высоконравственных качеств. Общаясь с учителем, родителем, другом ребенок усваивает нормы поведения, развивает чувства, приобретает опыт взаимоотношений.

 

3. Социальная функция общения, ее реализация способствует вхождению ребенка в общество, его адаптации к различным социальным ролям, формирует способность к установлению межличностных контактов. Для того чтобы адаптация ребенка проходила успешно, необходимо сформировать у него доброту внимательность к окружающим, коммуникабельность, решительность, уверенность в себе открытость, толерантность и другие позитивные качества, и черты характера. В процессе общения осуществляется формирование системы социальных установок, норм, ценностей, т. е. формирование ценностной ориентации личности.

 

В структуре педагогического общения можно выделить следующие этапы:

1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с классом, группой в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с классом, группой.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...