Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XVI.XI V . МОЩИ ЕЛИСЕЯ. СВЯТАЯ ВОДА





Говоря о чудотворности мощей, представители исторически рас­пространенных церквей часто приводят в пример воскрешение мертвого человека после прикосновения к мощам пророка Елисея. Вот как эта история описана в Библии:

«Когда погребали одного человека, то ... бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:21).

Действительно, мы видим здесь чудо. Но в Библии рассказано о многих чудесах. Господь по молитве пророка Илии воскресил един­ственного сына бедной женщины-вдовы, которая его приютила, когда он скрывался от царя Ахава (см. 3 Цар. 17:22). Пророк Исаия по­советовал царю Езекии приложить смоквы к гниющим ногам, и уже на третий день бывший больной пошел в храм. Смоквы — это инжир. По­пробуйте приложить инжир к нарыву... Придет ли полное выздоровление на третий день? К тому же у Езекии была не простая гнойная ранка, а смертельная болезнь: написано, что он уже лежал, не вставая, и молился, отвернувшись лицом к стене (см. 4 Цар. 20:1-7, Ис. 38:1-22). Конечно, дело не в смоквах. Здесь мы снова видим чудо Господа. Пророк Елисей направил военачальника Сирийского царя Неемана омыться от проказы в Иордане. Тот сначала его высмеял, но потом послушал и исцелился (см. 4 Цар. 5:1-15).

Новый Завет также описывает много чудес: омовение в купальне Вифезда, которое исцеляло при схождении в нее Ангела (см. Ин. 5:4), хождение Петра по воде (см. Мф. 14:29), превращение воды в вино (см. Ин. 2:7-11) и, конечно, исцеления и воскрешения людей учениками Иисуса и Им Самим.

Все эти чудеса объединяет одно — их автор Бог. При этом мы не видим повторяющихся чудес. Мы не читаем в Библии о необходимости делать так же, как в тех историях: никто из библейских героев не купал­ся в Иордане для исцеления, не мазался смоквами; никого из мертвых или больных не носили к могиле Елесея, чтобы прикоснуться к его костям, эти мощи не ломали и не растаскивали по всей Иудее, чтобы каждый мог к ним притронуться; не было больше в Израиле купален, подобных Вифезде, и Ангел был там не постоянно, а сходил туда, когда угодно было Богу, и т. д. То есть все чудеса Господни мы видим в единичном исполнении — абсолютно индивидуальными.



Рассуждая о мощах святых, нельзя не вспомнить о костях Иоси­фа. В Библии рассказано, что при выходе из Египта евреи унесли с собой мощи патриарха. Этот пример конфессии, чтущие святыни, трак­туют исключительно в свою пользу. Однако евреи вынесли кости Иосифа не для поклонения и почитания праотца, а выполняя его повеление. Еще при жизни Иосиф завещал вынести его кости из чужой земли Египет­ской и схоронить на родине его отца Иакова (см. Быт. 50:25). Именно это поручение исполнил Моисей, вынося мощи Иосифа из чужой земли:

«И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою выне­сите кости мои отсюда» (Исх. 13:19).

«И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, ...   которое досталось в удел сынам Иосифовым» (Нав. 24:32).

Далее в Писании нигде не сказано, что к этим мощам соверша­лись паломничества с целью получения чуда. Не молились иудеи и костям других праотцов: Иисуса Навина, Давида, Соломона и т. д. Сегодня же церковь рекламирует массовое исцеление «волшебными» предметами, практически обещая паломникам Божье чудо от соприкосновения со святынями. Как мы видим, в чудесах современных популярных церквей и библейских чудесах нет ничего общего.

Аргументируя необходимость почитания мощей, некоторые пред­ставители исторически распространенных конфессий указывают на факт проведения богослужений первыми христианами в катакомбах, где они хоронили своих умерших братьев. Действительно, христиане ряда мест­ностей Римской империи (Рим, Неаполь, Сицилия и др.) проводили собрания в катакомбах там, где погребали мертвых. Однако — это ничего не доказывает. Христиане от иудеев переняли обычай хоронить умерших в пещерах и нишах, вырубленных в скалах, часто в бывших каменолом­нях, рудниках или естественных расселинах. Вспомните, Иисус и Лазарь были похоронены в пещерах (см. Мк. 16:2-5, Ин. 11:38). Также христи­ане, как и иудеи, старались хоронить единоверцев рядом друг с другом, а не среди язычников. Именно поэтому археологи находят как христиан­ские катакомбные захоронения, так и иудейские, датируемые одним временем, мало чем отличающиеся друг от друга.

А собрания верующие проводили в катакомбах, так как хрис­тианство тогда периодически подвергалось гонениям. Эта опасность вынуждала братьев не афишировать свою веру. Катакомбы для этих целей очень подходили — они были и вместительны и относительно безо­пасны. Дело в том, что в те времена, несмотря на царившее социальное неравенство между людьми, власти Рима очень трепетно относились к принятым официальным нормативным актам — вспомните известное Римское право. Этим и воспользовались христиане. Проводя собрания у могил, они были защищены сразу несколькими законами: «locus religiosus», «res sacra» — неприкосновенность и святость мест захоронения людей (вне зависимости от социального статуса человека — свободных, рабов, преступников), «collegium funeraticium» — легальность погребальных то­вариществ. Если ни один, то другой закон всегда мог встать на защиту собравшихся у могил христиан.

Заметим, что если бы христиане имели наставление от апостолов совершать богослужения у могил братьев по вере, то, во-первых, об этом было бы упомянуто в Новом Завете; во-вторых, имелись бы соответству­ющие письменные свидетельства первых христиан в их богословских трудах и переписке; в-третьих, подобные катакомбы археологи находили бы в большинстве населенных пунктов древнего цивилизованного мира, ведь во II—IV веках христианство уже было распространено практически по всем городам Римской империи. Так же нет исторических свидетельств, подтверждающих, что в молитвенных домах до начала IV века и в первых храмах, которые, как мы уже отмечали, начали возводить в IV веке, имелись могилы христиан. Лишь спустя время, когда в христи­анство прочно вошел культ святых и, соответственно, почитание их мощей, деятели церкви вспомнили, что некоторые их предшественники проводи­ли собрания рядом с телами умерших, и этот факт сразу был принят за историческую поддержку вводимого канона. Поэтому теперь здания цер­квей часто строят на кладбищах, зачастую под их фундамент закладывают мощи святого, а в православных храмах в алтаре необходимо иметь кусочек тела мертвого христианина, отсутствие чего делает все служение в храме недействительным. К трупным останкам для исцеления и полу­чения благодати верующие должны прикладываться.

Стоит отметить, что согласно Божьему закону, записанному Мои­сеем, люди после прикосновения к мертвому человеку наоборот считались нечистыми и им запрещено было участвовать в религиозных ритуалах, пока они не пройдут обряд очищения, который длился 7 дней:

«Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, не­чист будет семь дней: он должен очистить себя (живою. — Прим. авт.) водою в третий день и в седьмой день, и будет чист; ... всякий, прикос­нувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» (Чис. 19:11-16, см. также Чис. 9:6-11).

Священникам же совсем запрещалась подходить к мертвому телу, кроме умерших близких членов семьи:

«К мертвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми» (Иез. 44:25, см. также Лев. 21:1-4).

Такие ограничения Господь на Свой народ наложил неслучайно, ведь смерть являет собой символ греха, так как через грех смерть вошла в мир (см. Рим. 5:12). Для «очищения» закон Моисея предписывал закалывать рыжую телицу без порока, ее кровью следовало покропить в сторону скинии собрания, символически занося кровь (а вместе с ней и грех) в святилище, затем сжечь телицу, а ее пепел иудеи должны были смешивать с водой, получая очистительную воду для окропления нечи­стого (см. Числ. 19 гл., Евр. 9:13).

Эта очистительная, живая вода являлась святой, так как приме­нялась в ритуале «очищения» человека от греха (см. Чис. 19:9,17). Из Библии следует, что святая вода применялась также при исполнении закона о ревновании для определения факта измены жены мужу:

«Когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону ... и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу ски­нии и положит в воду; ... и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем» (Чис. 5:30,17,27,28).

Вода здесь свята, потому что предназначена Богом для угодной Ему цели: выяснения мужем правды при серьезных подозрениях в неверности жены и защиты жены от беспочвенных обвинений супруга.

Сегодня же святую воду христиане многих конфессий представляют себе по-иному — освященной церковью и вследствие этого чудодей­ственной. Я думаю, дорогой читатель, вы уже поняли, что целительный эффект от нее такой же, как и от любой другой святыни — если есть вера, то может случиться чудо, если нет, то чуда не будет. Конечно, вода может обладать бактерицидными свойствами, например, если настояна на серебре, но волшебной она от этого не станет.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.