Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XVI.V III . ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА





Паломничество по святым местам, как и значительная часть иных нововведений, впервые встречается в церкви в IV веке, после того как христианство начало смешиваться с язычеством. Оно упоминается в связи с именем Елены — матери императора Константина Великого. В христианство Елена обратилась, когда ей было уже более 62 лет. Цар­ственная особа вместо того, чтобы глубоко вникнуть в учение Христа, которого она приняла как Господа, начала привносить в религию соб­ственное ее видение через призму религиозного опыта, приобретенного за долгую жизнь в язычестве. В 326 году в возрасте около 76—78 лет Елена, якобы движимая увиденным сном, отправилась в Иерусалим. Там под ее руководством были произведены раскопки на холме, который она посчитала Голгофой. Отметим, что до сих пор ряд исследователей пы­таются доказать, что то место не было Голгофой, так как оно не является явно выраженным холмом или скалой, то есть лобным (открытым, вид­ным, возвышенным) местом (см. Мф. 27:33, Мк. 15:22), не похоже на череп (буквальный перевод слова Голгофа) и располагалось внутри стен Иерусалима времен Иисуса. Хотя Голгофа и гроб Господень должны были обязательно находиться за пределами городской стены, так как по иудейскому закону (см. Евр. 13:12) казни и захоронения внутри стен не совершались. Даже если это место было за переделами города и все-таки являлось Голгофой, любой историк скажет, что казнь в виде распятия на кресте применялась римлянами на протяжении нескольких столетий. В окрестностях Иерусалима, в том числе и на Голгофе, на крестах закончили свою жизнь сотни людей, приговоренных к смерти. Тем не менее найденные куски дерева и несколько гвоздей благодаря власть имущей матери императора были отождествлены со смертью Христа и стали в связи с этим великой святынею. Стоит отметить, что обстоятельства обретения этих реликвий доподлинно не известны, так как данная история рассказана не свидетелями раскопок и даже не современниками Елены, а церковными деятелями лишь в конце IV века.



Между тем новые реликвии прижились в новоиспеченном «го­сударственном» христианстве. Вслед за этими святынями появились другие, затем третьи и т. д. Начали обнаруживаться многочисленные могилы и останки апостолов, служителей ранней христианской церкви и даже вет­хозаветных пророков (!?). Со временем святыни стали появляться в таком количестве, что каждый храм и монастырь имели в своем распоряжении останки какого-нибудь святого.

XVI. IX . СВЯТЫНИ И ЧУДЕСА

С появлением в IV веке в христианстве культа святынь церковь не могла не заметить повышенный интерес к ним со стороны верующих. Христиане, не знающие истинного учения собственной религии, ве­реницами тянулись, чтобы посмотреть на реликвии и прикоснуться к истории. Конечно, владельцы этих святынь богатели от даяний много­численных паломников. А затем были замечены чудеса, происходящие на святых местах и, якобы, производимые святыми предметами. Есте­ственно, поток паломников к чудотворным святыням возрос кратно.

Когда церковь начала зарабатывать на верующих, резко возросло и количество реликвий. Каждый храм и монастырь «строили свой биз­нес» на паломниках, желающих помолиться у святынь. А потом реликвиями церковь начала торговать. Сегодня уже доподлинно извест­ны факты, когда над изготовлением подделок святынь трудились специальные мастерские, принадлежавшие церкви. За 17 веков верую­щим паломникам, наверное, был продан не один эшелон щепок от святого креста и тонны костей святых мучеников.

Сегодня предания о чудесах, производимых мощами, иконами и иными святынями, занимают одно из центральных мест в жизне­деятельности исторически распространенных конфессий. Действительно, народу нужны знамения и церковь обещает их в количестве, достаточ­ном для всей паствы. Чудотворные иконы, целительные святые мощи притягивают к себе людей, жаждущих чудес.

Прежде чем приступить к анализу чудодейственности предметов давайте поразмышляем о чудесах как таковых. В Евангелие описана история, когда фарисеи и саддукеи попросили Христа продемонстрировать им знамение, то есть чудо, в подтверждение того, что Он посланник Божий. На что Иисус им ответил:

«Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16:4, см. также Мф. 12:38-40).

Христос пояснил духовным учителям того времени, что им будет дано только одно знамение — пророка Ионы. Писание рассказывает о пророке Ионе, который три дня пробыл в чреве большой рыбы, а затем обратил жителей Ниневии к Богу с их порочных путей. Иисус, сравни­вая себя с Ионой, говорил, что Он и есть знамение — чудо Божье. Но этого духовные лидеры не хотели видеть, как и многие совершаемые Иисусом, но не афишируемые чудеса.

С такими же требованиями иудеи обращались к апостолам, полу­чая от них аналогичные ответы: «Иудеи требуют чудес, а мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1:22).

Библия говорит нам о существовании двух «источников» сверхъес­тественного: Бог и сатана. Сами же святыни — места и предметы — не генерируют чудес. Вспомните, о чем мы рассуждали в главе «Понятия святости и праведности»: святость — это отделенность для Бога, избран­ность для Него. Поэтому физические свойства святынь не имеют никаких особенностей. Создатель творит чудеса, когда это Ему угодно, через кого или что Ему угодно. Что касается сатаны, то он может подделывать многие чудеса Творца, как это было продемонстрировано через жрецов египетского фараона (см. Исх. гл. 7, 8).

При этом важно понимать, что не каждый человек — «источник» Божьего чуда — является Богу угодным. Создатель не всегда действует через тех, кто живет по Его законам. Если в какое-то время в каком-то месте нет истинных Его учеников, Творец может явить Себя через тех, кто более других верит в Него. Например, Валаам был далеко не приме­ром для подражания верующих, но Творец общался с ним (см. 22, 23, 24 гл. книги «Числа»). Евангелие описывает волхвов, которые оказывали почтение младенцу Иисусу, не будучи представителями иудейского Бо­жьего народа (см. 2 гл. Ев. от Матфея). Иоанн жаловался Иисусу на человека, который, не являясь учеником Христа, Его именем изгонял бесов, но Мессия запретил ему мешать (см. Лк. 9:49,50). Иисус говорил, что «источники» Божьих чудес, являющиеся Его орудием, но пренебрегаю­щие Его заповедями, на Великом Суде могут оказаться недопущенными в Царствие Божие:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Цар­ство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

Как уже было отмечено, чудеса могут исходить и от представите­лей дьявола. Христос предупреждал, что в будущем будут лжепророки, то есть не истинные пророки, но очень похожие на них и принимаемые людьми за настоящих, которые будут творить великие знамения, чтоб прельстить, в том числе и крепких в вере христиан:

«Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).

Библия учит верующих, как отличать пророков Божьих от лже­посланников. Если знамения и чудеса исходят от человека, который живет по заповедям Божьим и учит других закону Творца, то это истин­ный пророк и, соответственно, его весть от Создателя:

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и предста­вит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служи­те, и к Нему прилепляйтесь; А пророка того или сновидца того должно предать смерти» (Втор. 13:1-5).

«Обращайтесь к закону и откровению. Если они («источники» чудес. — Прим. авт.) не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

То есть мы видим, что согласно Библии:

1. Чудеса не всегда исходят от Бога.

2. Если даже чудо исходит от Бога, то не всегда через угодных Ему людей. Поэтому нельзя человека — «источник» чуда Творца — сра­зу обожествлять, считать святым, безгрешным и безоговорочно доверять ему и его учению.

3. Нужно хорошо знать Божий закон, чтобы суметь отличить ис­тинного пророка от лжепророка и, соответственно, чудо Творца, от знамений дьявола.

Бог в Своем Слове учит людей, как нужно просить истинного Его чуда: необходимо стараться жить по заповедям Творца, молиться и ве­рить. Об этом мы уже размышляли в главе «Кто может прощать грехи?». Сейчас мы еще порассуждаем о вере. Итак, явление Богом чуда, то есть ответ на молитву, зависит от веры просителя. В Евангелие от Марка 5:25-34 (см. также Лк. 8:43-50, Мф. 9:20-22) рассказано о бедной жен­щине, которая 12 лет страдала от болезни, превратившей ее жизнь в тяжелое бремя. Все свои средства она издержала на врачей, но ее недуг был объявлен неизлечимым. Надежда ожила, когда она услышала об исцелениях, совершаемых Христом. Когда Иисус проходил мимо, она бросилась вперед и успела коснуться только края Его одежды. И в тот же миг она исцелилась. В этом единственном прикосновении сосредото­чилась вся ее вера. Христос остановился, потому что почувствовал, что вышла из Него сила. Он участливо сказал женщине: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34). Иисус не оставил никаких оснований для суеверий и толков, что исце­ляющая сила исходит лишь от простого прикосновения к Его одеждам. Библия неоднократно возвещает, что определяющим фактором для со­вершения чуда является вера человека. Иисус практически при каждом исцелении говорил о необходимости для этого веры просителя: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29, см. также Мк. 10:52, Лк. 17:19, Лк.

18:42, Мф. 9:2, Мф. 15:28, Мк. 2:5, Мк. 9:23, Лк. 5:20, Лк. 8:50). При наличии у человека большой веры Христу даже не нужно было непосред­ственно прикасаться к больному — Он являл чудо и на расстоянии (см. Лк. 7:6-10, Мф. 15:22-28).

Между тем в своем родном городе Иисус не мог совершать чудес и исцелил во всем Назарете только нескольких человек, потому что в остальных людях не было веры в Него: «Не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58, см. также Мк. 6:5,6). Иисуса помнили здесь еще простым мальчиком, поэтому большинство не восприняли Его как Христа (Мессию), Господа и Спасителя.

Также впоследствии Господь исцелял больных через апостолов:

«Они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян. 14:3).

«Много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иеру­салиме» (Деян. 2:43).

Исцеления, как и прежде, происходили только при наличии веры у людей. Так, апостол Павел, взглянув на мужчину, не владевшего нога­ми, увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал: «Во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо» (см. Деян. 14:9,10).

Новый Завет описывает, что вера в первых христианах — людях, лично видевших Ииуса и апостолов либо много слышавших о них от своих родных и знакомых, была такой силы, что верующие исцелялись от любого прикосновения к силе Господа:

«Все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе. Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19.11,12).

«Верующих же более и более присоединялось к Господу, множе­ство мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ...   которые и исцелялись все» (Деян. 5:14-16).

Ни ранее, ни позднее история не знала примеров такого массо­вого исцеления. Но тому чуду была весомая причина — Сам Бог побывал на Земле, явил людям Свои любовь и силу, укрепив в них веру, а также дал Своим ученикам Дар Духа Святого:

«Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Кор. 12:7-9, см. Мк. 16:17,18).

Однако с течением времени в людях угасала великая вера и Дух. Но до сих пор, как и ранее, вера остается решающим фактором, необхо­димым для получения от Бога чуда.

Задумайтесь, почему сегодня даже от самых наичудотворнейших икон (например, Тихвинской, Владимирской, Смоленской) или святейших мощей (например, длани Иоанна Крестителя) исцеляются не все 100% к ним прикладывающихся? Ведь если сам предмет чудотворный (генерирует Божью силу), то исцеление должен получать абсолютно каждый. Но чудеса происходят далеко не со всеми. Почему служители монастырей и храмов, где хранятся чудотворные святыни, болеют и живут в среднем не дольше, чем люди за их стенами? Ответ прост: исцеление идет только от веры, будь она у самого больного или у того, кто молится за него. И не причем тут сами святые предметы. Наверное, каждый слышал, что люди исцелялись и через поддельные святыни, и благодаря только одной молитве, находясь вдалеке от «божественных» предметов. Это доказывает, что источник чуда не в святынях, а в Живом Боге. И чудо зависит только от веры.

То же касается и святых мест. Задумайтесь, если Иерусалимская земля по-чудотворному свята, почему там живут больные, несчастные и грешные люди? Почему мусульманское и иудейское население святого города Иерусалима и Палестины в целом, где учил, умер и воскрес Спаситель, до сих пор не признало Христа Сыном Божьим? Если свят Иордан, где крестился Иисус, почему не живут дольше среднестатисти­ческого те, кто соприкасается с его водами каждый день? Если паломники рвутся к гробу Господнему, чтобы напитаться Духом Святым, то почему служащие там христиане дерутся между собой, как уличные хулиганы прямо на самом «святом» месте? Почему в святых православных храмах часто злобно шипят бабули на девушек и женщин: «Надень платок, куда пошла в брюках, бесстыжая» или гневно упрекают прихожан, мол, не той рукой свечку передали, не там встали... Ведь кто, как ни эти бабушки всегда находятся «рядом» с Богом Любви, а значит, и сами они должны источать любовь. Данный список вопросов можно продолжать долго.

При этом нужно понимать, что разрекламированных чудес, на основании которых какая-то святыня стала считаться чудотворной, возможно, вообще не было. Ведь предания об исцелениях начали распро­страняться вместе с популяризацией культа святынь и паломничества. А значит, хозяева каждого храма и монастыря были очень заинтересованы в своем собственном чуде, способном привлечь паломников и прихожан, а значит, и деньги в их «святую обитель».

Я думаю, дорогой читатель, вы уже поняли, что соприкосновение со святынями вовсе не гарантирует исцеления. Вероятно, действительно, некоторые верующие исцелялись. Но чудо эти люди получали только в ответ на их большую веру — уверенность в помощи Творца. Любящий Господь сердцеведец, поэтому Он идет навстречу тем страждущим, о ком знает, что на уровне их знаний о Нем они проявили достаточно веры.

«Вера ... есть осуществление ожидаемого и уверенность в неви­димом» (Евр. 11:1).

Чтобы еще больше убедиться в отсутствии волшебной силы у святынь, давайте вместе проанализируем несколько библейских приме­ров и исторических свидетельств, показывающих, что сами предметы не чудотворны.

 

XVI. X . КОВЧЕГ

Все иудеи и многие христиане скажут, что нет большей святыни, чем ковчег завета. Но сам по себе ковчег без Божьего волеизъявления не защищал ни себя, ни его обладателей. В Библии описаны случаи, когда ковчег вместо ожидаемых благодеяний, наоборот, приносил горе. Так, Израильтяне, однажды не испросив воли Создателя, самонадеянно по­шли против Филистимлян, прихватив на войну в качестве заступника и талисмана ковчег завета, думая, что Бог каким-то образом привязан к Своей святыне и обеспечит им победу (см. 1 Цар. 4:3,10,11). Но эта битва была проиграна, а ковчег попал в руки врагов-язычников.

Затем Бог вновь «проявил внимание» к святому предмету, начав поражать жителей города Азота, где находился захваченный ковчег, чтобы внушить страх и уважение к Своему имени у врагов израильского народа:

«Отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами» (1 Цар. 5:6).

Наказания длились до тех пор, пока Филистимляне не отправили ковчег с дарами обратно в Израиль. Следующее неприятное чудо от святыни произошло вновь с Израильтянами — жителями города Веф-самиса, куда прибыл ковчег от Филистимлян. Посмотрите, людей из Своего народа Бог покарал за то, что они, нарушив закон Моисея (см. главу «Идолы в Библии», Чис. 18:1-4), заглянули в ковчег завета:

«Поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (1 Цар. 6:19).

Еще одно губительное чудо произошло чуть позже, когда ковчег стали перевозить в город Давидов. Один из провожатых Израильтян поддержал ковчег, когда телега наклонилась. Бог наказал его за такое дерзновение, ведь здесь вновь произошло грубое нарушение заповедей Создателя: никто не смел прикасаться к ковчегу, кроме того, его нельзя было перевозить. Только сыны рода Каафова из колена Левина могли переносить скинию и ее предметы на своих плечах (см. Чис. 4:4,15, Чис. 7:9, 1 Пар. 15:15):

«Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар. 6:6,7, см. также 1 Пар. 13:9,10).

Где в упомянутых случаях соприкосновения со святым ковчегом чудеса исцеления? Наоборот, мы видим, что Создатель не позволял лю­боваться Своей святыней и прикасаться к ней. Впоследствии, помес­тившись в скинии, а затем в храме, ковчег вновь был скрыт от всех верующих, кроме Первосвященников из рода Аарона, которые видели его только один раз в году (см. Лев. 16:2,34, Евр. 9:7). Согласитесь, это никак не похоже на распространенное сегодня целование и прикладыва­ние к святыням многочисленных верующих.

То есть библейская святыня имеет мало общего со святынями современных популярных христианских конфессий.

XVI. XI . УТВАРЬ ХРАМА

Вся утварь иудейского храма являлась святынею: «И сказал Господь Моисею..: сделай ... миро для священного по­мазания ... и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежно­сти его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая» (Исх. 30:22-29).

Мы видим, что все предметы скинии назывались святынею. Однако в отличие от сегодняшних святынь, они как и храм, и ковчег Божий, были на Земле в единственном экземпляре. Святынь для личного пользования у Израильтян не было, никто по домам не почитал сосуды из храма или что-то подобное. Простой народ их вообще никогда не видел, так как Израильтянам запрещено было проходить в храме дальше двора — места жертвоприношения. В главе «Идолы в Библии» мы уже отмечали, что даже при перевозке всю утварь храма предварительно ак­куратно заворачивали:

«Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покро­ют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести» (Чис. 4:15).

Только левиты из рода Аарона двухнедельными чередами по стро­гому графику несли служение в храме: подливали масло в семисвечник, меняли хлебы предложения, кадили фимиамом (см. Чис. 18:1-7, 2 Пар. 13:10,11, Чис. 4:16, Лк. 1:8-10). При этом священники перед святынями не преклонялись, их не целовали, так как предметы храма несли лишь функциональное значение. Мы уже говорили, что вся утварь святилища была перечислена и описана в законе Моисея, где каждый предмет был предназначен для своей строго определенной ему Богом цели в служении «очищения» людей от грехов.

Святынями Библия именует и хлебные приношения и жертвенных животных, которые символизировали Христа в обряде «очищения» лю­дей от грехов:

«Пусть возьмет священник ... приношения хлебного ... Это вели­кая святыня, подобно как жертва за грех и жертва повинности» (Лев. 6.15-17, см. также Лев. 6:25,27, Лев. 10:17, Лев. 14:13).

Дополнительных святынь, сверх перечисленных в законе Моисея, иудейское священство не создавало во все последующие века, то есть более тысячи (!) лет.

С храмовой утварью в Писании связан рассказ о том, как Вави­лонский царь Валтасар приказал принести в свой дворец сосуды святилища, вывезенные из Иерусалима его дедом Новуходоносором, и наказал пить из них всем гостям, женам и наложницам. В этот же день кощунственный правитель был убит, а Вавилон захвачен мидо-персами (см. Дан. 5 гл.).

Этот пример православные христиане стран бывшего СССР срав­нивают с разрушением советской властью церквей и поруганием икон. Как мы знаем, впоследствии в 1930-е годы красные командиры, руково­дящие разгромом церкви, в большинстве своем были репрессированы, да и сама атеистическая страна претерпела много невзгод, как бы неся на себе Божью кару.

Действительно, в обоих этих и других похожих случаях связь с наказанием Создателя очевидна. Но кару люди несли не за поругание святых предметов, а за то, что восстали против Бога. Посмотрите, пророк Даниил понятно объяснил, за что был наказан вавилонский царь — не за прикосновение к сосудам из храма, он ведь не знал закона Моисея, а за вызов Всемогущему Богу:

«Ты, ... Валтасар, ... вознесся против Господа небес» (Дан. 5:22,23).

Библия однозначно говорит: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). И неважно, в каком виде выражено это поругание, главное — это на­смешка или вызов Творцу всего существующего на Земле и во Вселенной.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.