Условия применения t-критерия Стьюдента
k = n1 + n2 – 2
Условия применения t-критерия Стьюдента 1) Измерение может быть проведено в шкале интервалов или отношений. 2) Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.
Алгоритм подсчёта t-критерия Стьюдента 1) Убедиться, что переменные X и Y распределены нормально (или их распределение близко к нормальному). 2) Расположить исходные данные в виде таблицы. В первом столбце указана нумерация, во втором и третьем – числовые значения переменных X и Y. 3) По каждой переменной подсчитываются суммы значений и среднее арифметическое. Находится модуль разности средних значений. 4) Вычисляются по каждой переменной отклонения от среднего и записываются в 4-ом и 5-ом столбцах. Проверяется правильность вычисления (сумма отклонений от среднего должна равняться нулю). 5) Вычисляются квадраты отклонений от среднего и записываются в 6-ом и 7-ом столбцах. 6) Находятся суммы квадратов отклонений по каждой переменной. 7) Подсчитывается значение величины Sd по формуле: Sd= 8) Вычисляем t-критерий Стьюдента по формуле: tэмп = 9) Рассчитываем число степеней свободы: k = n1 + n2 – 2 10) По Таблице 9 приложения находятся критические значения t критерия для данного k, соответствующие уровням значимости 0, 05; 0, 01 и 0, 001. 11) Строится ось значимости, наносятся критические и эмпирическое значения критерия. Определяется зона попадания tэмп. 12) Формулируются выводы.
Пример 9. 1. Психолог проверял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в мс) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, не занимающихся спортом активно. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.
Решение: Результаты эксперимента представлены в виде таблицы.
Формулировка гипотез: Но: Средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в экспериментальной группе не выше, чем в контрольной. Н1: Средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Алгоритм подсчёта критерия t: 1*) Мы должны убедиться, что переменные X и Y распределены нормально, или их распределение согласуется с нормальным. (Установление данного факта выходит за рамки данного пособия. При необходимости можно использовать учебник Е. В. Сидоренко). 2) Находим суммы и средние значения в экспериментальной и контрольной группах. а) В экспериментальной группе среднее арифметическое: = 526. б) В контрольной группе среднее арифметическое: = 638. в) Разница по абсолютной величине между средними: | - | = |526 – 638| = 112. 3) Заполняем 4-ый столбец таблицы. Для этого от каждого значения X (второй столбец) вычитаем среднее значение (526). Результат записываем в соответствующую строку. Если расчёты проведены без ошибок, сумма всех значений 4-го столбца должна равняться нулю. 4) Аналогично заполняем 5-ый столбец, работая со значениями переменной Y (третий столбец) и соответствующим средним значением (638).
5) Заполняем 6-ой столбец таблицы. Для этого каждое значение 4-го столбца возводим в квадрат. Сумма всех значений 6-го столбца записывается в последней строке (28632). 6) Аналогично заполняется 7-ой столбец на основании данных пятого столбца. Сумма значений данного столбца составит 18174. 7) Подсчитывается значение величины Sd по формуле: Sd= = = = 27, 14 8) Вычисляем t-критерий Стьюдента по формуле: tэмп = = = 4, 1 9) Рассчитываем число степеней свободы: k = 9 + 8 – 2 = 15 10) По Таблице 9 приложения находим критические значения t критерия для k = 15: tкр = 2, 13 (для Р tкр = 2, 95 (для Р tкр = 4, 07 (для Р 11) Строим ось значимости, наносим критические и эмпирическое значения критерия. В нашем случае tэмп= 4, 1 попало в зону значимости правее tкр = 4, 07 (для Р
12) Делаем вывод. Гипотеза Н0 о сходстве отклоняется и на 0, 1% уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 о различии между экспериментальной и контрольной группами. Таким образом, обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более, чем на 0, 1% уровне. Иначе говоря, средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно выше, чем в группе людей, не занимающихся спортом активно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|