Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия применения t-критерия Стьюдента




k = n1 + n2 – 2

 

Условия применения t-критерия Стьюдента

1) Измерение может быть проведено в шкале интервалов или отношений.

2) Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.

 

Алгоритм подсчёта t-критерия Стьюдента

1) Убедиться, что переменные X и Y распределены нормально (или их распределение близко к нормальному).

2) Расположить исходные данные в виде таблицы. В первом столбце указана нумерация, во втором и третьем – числовые значения переменных X и Y.

3) По каждой переменной подсчитываются суммы значений и среднее арифметическое. Находится модуль разности средних значений.

4) Вычисляются по каждой переменной отклонения от среднего и записываются в 4-ом и 5-ом столбцах. Проверяется правильность вычисления (сумма отклонений от среднего должна равняться нулю).

5) Вычисляются квадраты отклонений от среднего и записываются в 6-ом и 7-ом столбцах.

6) Находятся суммы квадратов отклонений по каждой переменной.

7) Подсчитывается значение величины Sd по формуле:

Sd=

8) Вычисляем t-критерий Стьюдента по формуле:

tэмп =

9) Рассчитываем число степеней свободы:

k = n1 + n2 – 2

10) По Таблице 9 приложения находятся критические значения t критерия для данного k, соответствующие уровням значимости 0, 05; 0, 01 и 0, 001.

11) Строится ось значимости, наносятся критические и эмпирическое значения критерия. Определяется зона попадания tэмп.

12) Формулируются выводы.

 

Пример 9. 1. Психолог проверял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в мс) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, не занимающихся спортом активно. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.

Решение: Результаты эксперимента представлены в виде таблицы.

 

Группы

Отклонения

от среднего

Квадраты

отклонений

X Y
- 22 - 58
- 106
- 174
- 2
- 77
- 36
- 8
- - 56 - -
Сумма Среднее

 

Формулировка гипотез:

Но: Средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в экспериментальной группе не выше, чем в контрольной.

Н1: Средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Алгоритм подсчёта критерия t:

1*) Мы должны убедиться, что переменные X и Y распределены нормально, или их распределение согласуется с нормальным. (Установление данного факта выходит за рамки данного пособия. При необходимости можно использовать учебник Е. В. Сидоренко).

2) Находим суммы и средние значения в экспериментальной и контрольной группах.

а) В экспериментальной группе среднее арифметическое:  = 526.

б) В контрольной группе среднее арифметическое:  = 638.

в) Разница по абсолютной величине между средними:

|  - | = |526 – 638| = 112.

3) Заполняем 4-ый столбец таблицы. Для этого от каждого значения X (второй столбец) вычитаем среднее значение (526). Результат записываем в соответствующую строку. Если расчёты проведены без ошибок, сумма всех значений 4-го столбца должна равняться нулю.

4) Аналогично заполняем 5-ый столбец, работая со значениями переменной Y (третий столбец) и соответствующим средним значением (638).

5) Заполняем 6-ой столбец таблицы. Для этого каждое значение 4-го столбца возводим в квадрат. Сумма всех значений 6-го столбца записывается в последней строке (28632).

6) Аналогично заполняется 7-ой столбец на основании данных пятого столбца. Сумма значений данного столбца составит 18174.

7) Подсчитывается значение величины Sd по формуле:

Sd= =  =  = 27, 14

8) Вычисляем t-критерий Стьюдента по формуле:

tэмп =   =  = 4, 1

9) Рассчитываем число степеней свободы:

k = 9 + 8 – 2 = 15

10) По Таблице 9 приложения находим критические значения t критерия для k = 15:

tкр = 2, 13 (для Р tкр = 2, 95 (для Р tкр = 4, 07 (для Р

11) Строим ось значимости, наносим критические и эмпирическое значения критерия. В нашем случае tэмп= 4, 1 попало в зону значимости правее tкр = 4, 07 (для Р  

Зона незначимости
Зона значимости 0, 001
2, 13                                  2. 95       4, 07   tэмп= 4, 1
0, 05                       0, 01

 

12) Делаем вывод. Гипотеза Н0 о сходстве отклоняется и на 0, 1% уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 о различии между экспериментальной и контрольной группами.

Таким образом, обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более, чем на 0, 1% уровне. Иначе говоря, средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно выше, чем в группе людей, не занимающихся спортом активно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...