Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.Сравнение двух экспериментальных выборок.




2. Сравнение двух экспериментальных выборок.

Пример 7. 2. В двух школах района выяснялась успешность знания алгебры учащимися десятых классов. Для этого в обеих школах были случайным образом отобраны 50 учащихся и с ними проведены контрольные работы. Проверялось предположение о том, что существенной разницы в уровне знаний учащимися алгебры в двух школах не существует.

Решение: Результаты контрольных работ представлены в таблице.

 

Школы

Оценки

Суммы

 
Школа 1 О11 = 3   О12= 19 О13 = 18 О14 = 10
Школа 2 О22 = 9 О22 = 24 О23 = 12 О24 = 5
Суммы О1121=12 О1222=43 О1323=30 О1424=15

Формулировка гипотез:

Н0: Существенной разницы в уровне знаний учащимися алгебры в двух школах не существует.

Н1: Существенная разница в уровне знаний учащимися алгебры в двух школах существует.

Алгоритм подсчёта критерия c2:

1) Заполняется восьмипольная таблица.

2) Подсчёт эмпирического значения проводится по формуле:

c2эмп =

            c2эмп =  = 6, 45

3) Число степеней свободы: n= (4 – 1)·(2 – 1) = 3

4)  По Таблице 5 находятся критические значения:

 c2кр 1 = 7, 815 (Р≤ 0, 05); c2кр 2 = 11, 345 (Р≤ 0, 01).

5) Строится ось значимости. c2эмп попадает в зону незначимости.

 

Зона незначимости
6, 45               7, 815                        11, 345
0, 05                               0, 01

6) Вывод: принимается гипотеза Н0 о сходстве. Уровни знаний учащимися алгебры в двух разных школах статистически значимо не отличаются.

7. 3. Критерий Фишера – φ.

Назначение и описание критерия

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол j, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные:

j = 2·arcsin  , где Р – процентная доля, выраженная в долях единицы.

Формулировка гипотез:

Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1  больше, чем в выборке 2.

 

Условия применения критерия Фишера - j

1) Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. В противном случае результат может оказаться неоправданно завышенным.

2) Верхний предел в критерии j отсутствует – выборки могут быть сколь угодно большими.

3) Нижний предел – 2 наблюдения в одной из выборок. Однако должны соблюдаться следующие соотношения в численности двух выборок:

а) если в одной из выборок всего 2 наблюдения, то во второй должно быть не менее 30;

б) если в одной всего 3 наблюдения, то во второй должно быть не меньше 7;

в) если в одной всего 4 наблюдения, то во второй – не менее 5;

г) при n1, n2 ≥ 5 возможны любые сопоставления.

Других ограничений у критерия j нет.

Алгоритм подсчёта критерия Фишера - j

1) Определить те значения признака, которые будут критерием для разделения испытуемых на тех, у кого «есть эффект» и тех, у кого «нет эффекта».

2) Подсчитать количества испытуемых, у которых «есть эффект» в первой и во второй группах.

3) Определить процентные доли испытуемых, у которых «есть эффект», путём отнесения их количества к общему числу испытуемых в данной группе (выборке).

4) Проверить, не равняется ли одна из сопоставляемых процентных долей нулю. Если это так, попробовать изменить это, сдвинув точку разделения групп в ту или иную сторону. Если это невозможно, отказаться от данного критерия и использовать критерий c2.

5) Определить по Таблице 6 величины углов j для каждой из сопоставленных процентных долей.

6) Подсчитать эмпирическое значение j по формуле:

jэмп = (j1 - j2) ·

где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;

j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;

n1 – количество наблюдений в выборке 1;

n2 – количество наблюдений в выборке 2.

7) Сопоставить полученное значение jэмп с критическими значениями, которые постоянны:

jкр = 1, 64 (Р≤ 0, 05); jкр = 2, 31 (Р≤ 0, 01),

построив ось значимости.

8) Сформулировать выводы.

 

Пример 7. 3. Психолог провёл эксперимент, в котором выяснилось, что из 23 учащихся математической спецшколы 15 справились с заданием, а из 28 обычной школы с тем же заданием справились 11 человек. Можно ли считать, что различия в успешности решения заданий учащимися спецшколы и обычной школы достоверны?

Решение: с помощью критерия Фишера φ.

Формулировка гипотез:

Н0: Различий в успешности решения заданий учащимися спецшколы и обычной школы нет.

 Н1: Различия в успешности решения заданий учащимися спецшколы и обычной школы существуют.

Алгоритм подсчёта критерия j:

1) Критерием для разделения групп является успешность в выполнении задания.

2) Показатели успешности выполнения заданий необходимо перевести в проценты:

 ·100% = 65, 2% для спецшколы;

 ·100% = 39, 3% для обычной школы.

3) По Таблице 6 находим величины φ 1 и φ 2, соответствующие процентным долям в каждой группе.

Для 65, 2% φ 1= 1, 880, а для 39, 3% φ 2 = 1, 355.

4) Подсчитываем эмпирическое значение φ эмп по формуле:

jэмп = (j1 - j2) ·

где n1 – количество наблюдений в выборке 1;

n2  - количество наблюдений в выборке 2.

В нашем случае φ эмп = (1, 880 – 1, 355)  = 1, 86

5) Критические значения имеют фиксированную величину и составляют:

jкр = 1, 64 (Р≤ 0, 05); jкр = 2, 31 (Р≤ 0, 01).

 

6) Строим ось значимости. φ эмп попало в зону неопределённости.

0, 05     Зона неопределённости    0, 01
1, 64                    1, 86                     2, 31

7) Вывод. На 5% уровне значимости можно говорить о различии между успешностью в решении заданий учениками сравниваемых школ, а на уровне в 1% этого утверждать нельзя. На основании сравнения процентных долей можно утверждать, что учащиеся спецшколы успешнее справились с заданием, чем учащиеся обычной школы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...