2.Сравнение двух экспериментальных выборок.
2. Сравнение двух экспериментальных выборок. Пример 7. 2. В двух школах района выяснялась успешность знания алгебры учащимися десятых классов. Для этого в обеих школах были случайным образом отобраны 50 учащихся и с ними проведены контрольные работы. Проверялось предположение о том, что существенной разницы в уровне знаний учащимися алгебры в двух школах не существует. Решение: Результаты контрольных работ представлены в таблице.
Формулировка гипотез: Н0: Существенной разницы в уровне знаний учащимися алгебры в двух школах не существует. Н1: Существенная разница в уровне знаний учащимися алгебры в двух школах существует. Алгоритм подсчёта критерия c2: 1) Заполняется восьмипольная таблица. 2) Подсчёт эмпирического значения проводится по формуле: c2эмп = c2эмп = = 6, 45 3) Число степеней свободы: n= (4 – 1)·(2 – 1) = 3 4) По Таблице 5 находятся критические значения: c2кр 1 = 7, 815 (Р≤ 0, 05); c2кр 2 = 11, 345 (Р≤ 0, 01). 5) Строится ось значимости. c2эмп попадает в зону незначимости.
6) Вывод: принимается гипотеза Н0 о сходстве. Уровни знаний учащимися алгебры в двух разных школах статистически значимо не отличаются. 7. 3. Критерий Фишера – φ. Назначение и описание критерия Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол j, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные: j = 2·arcsin , где Р – процентная доля, выраженная в долях единицы. Формулировка гипотез: Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2. Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Условия применения критерия Фишера - j 1) Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. В противном случае результат может оказаться неоправданно завышенным. 2) Верхний предел в критерии j отсутствует – выборки могут быть сколь угодно большими. 3) Нижний предел – 2 наблюдения в одной из выборок. Однако должны соблюдаться следующие соотношения в численности двух выборок: а) если в одной из выборок всего 2 наблюдения, то во второй должно быть не менее 30; б) если в одной всего 3 наблюдения, то во второй должно быть не меньше 7; в) если в одной всего 4 наблюдения, то во второй – не менее 5; г) при n1, n2 ≥ 5 возможны любые сопоставления. Других ограничений у критерия j нет. Алгоритм подсчёта критерия Фишера - j 1) Определить те значения признака, которые будут критерием для разделения испытуемых на тех, у кого «есть эффект» и тех, у кого «нет эффекта». 2) Подсчитать количества испытуемых, у которых «есть эффект» в первой и во второй группах. 3) Определить процентные доли испытуемых, у которых «есть эффект», путём отнесения их количества к общему числу испытуемых в данной группе (выборке).
4) Проверить, не равняется ли одна из сопоставляемых процентных долей нулю. Если это так, попробовать изменить это, сдвинув точку разделения групп в ту или иную сторону. Если это невозможно, отказаться от данного критерия и использовать критерий c2. 5) Определить по Таблице 6 величины углов j для каждой из сопоставленных процентных долей. 6) Подсчитать эмпирическое значение j по формуле: jэмп = (j1 - j2) · где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле; j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле; n1 – количество наблюдений в выборке 1; n2 – количество наблюдений в выборке 2. 7) Сопоставить полученное значение jэмп с критическими значениями, которые постоянны: jкр = 1, 64 (Р≤ 0, 05); jкр = 2, 31 (Р≤ 0, 01), построив ось значимости. 8) Сформулировать выводы.
Пример 7. 3. Психолог провёл эксперимент, в котором выяснилось, что из 23 учащихся математической спецшколы 15 справились с заданием, а из 28 обычной школы с тем же заданием справились 11 человек. Можно ли считать, что различия в успешности решения заданий учащимися спецшколы и обычной школы достоверны? Решение: с помощью критерия Фишера φ. Формулировка гипотез: Н0: Различий в успешности решения заданий учащимися спецшколы и обычной школы нет. Н1: Различия в успешности решения заданий учащимися спецшколы и обычной школы существуют. Алгоритм подсчёта критерия j: 1) Критерием для разделения групп является успешность в выполнении задания. 2) Показатели успешности выполнения заданий необходимо перевести в проценты: ·100% = 65, 2% для спецшколы; ·100% = 39, 3% для обычной школы. 3) По Таблице 6 находим величины φ 1 и φ 2, соответствующие процентным долям в каждой группе. Для 65, 2% φ 1= 1, 880, а для 39, 3% φ 2 = 1, 355. 4) Подсчитываем эмпирическое значение φ эмп по формуле: jэмп = (j1 - j2) · где n1 – количество наблюдений в выборке 1; n2 - количество наблюдений в выборке 2. В нашем случае φ эмп = (1, 880 – 1, 355) = 1, 86 5) Критические значения имеют фиксированную величину и составляют: jкр = 1, 64 (Р≤ 0, 05); jкр = 2, 31 (Р≤ 0, 01).
6) Строим ось значимости. φ эмп попало в зону неопределённости.
7) Вывод. На 5% уровне значимости можно говорить о различии между успешностью в решении заданий учениками сравниваемых школ, а на уровне в 1% этого утверждать нельзя. На основании сравнения процентных долей можно утверждать, что учащиеся спецшколы успешнее справились с заданием, чем учащиеся обычной школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|