Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Готовый» поэтический образ . Топосы и эмблемы. «Открытый» поэтический образ 




«Готовый» поэтический образ 

Несмотря на то, что античная риторика как наука изначально занималась «украшением» обыденного слова для конструирования научно-публицистической речи, поэтика, изучающая и описывающая поэтическое слово, также пользовалась ее результатами. Поэтическое слово, конечно, уже по своей природе отличалось высоким статусом, но для его поддержания, для удовлетворения стремления к совершенству, к прекрасному, поэтическое слово также стремились «украсить», и риторика здесь стала незаменимым источником. Относительно риторики следует понимать, что она всегда противопоставляла внешнюю форму внутреннему содержанию образа. Впоследствии это привело к тому, что поэтический язык попал в тиски риторических норм и правил, а в итоге – к разрушению классицистической нормативной системы. Тем не менее, наследием античной и классицистической риторики стали в литературе Нового времени так называемые «готовые» поэтические образы, которые предназначены были изначально для преобразование обыденной речи в публичную, затем стали неотъемлемым атрибутом речи поэтической, а впоследствии проникли и в прозаическую художественную речь. К «готовым» поэтическим образам относятся тропы, фигуры, топосы и эмблемы.

Впервые в теории литературы как самостоятельной науке тропы и фигуры были описаны Б. В. Томашевским. Тропы ученый связывал с лексическим уровнем поэтической речи и акцентировал изменение «основного значения слова» [60, с. 52]. «Приемы изменения основного значения слова именуются тропами. Когда мы имеем дело с тропом, то мы должны различать в нем прямое значение слова (его обычное употребительное значение) и переносное, определяемое общим смыслом всего данного контекста» К тропам он относит – метафору, эпитет, аллегорию, метонимию, синекдоху, перифраз.

«Уклонением от норм» [60, с. 70] на синтаксическом уровне называются фигуры речи. К ним ученый относит анаколуф, эллипсис, инверсию, риторический вопрос, восклицание, обращение.

 

Топосы и эмблемы

Эмблема в западно-европейской культурной традиции сформировалась в эпоху Барокко (XVI-XVIII вв. ) и состояла из изображения (картинки), надписи-названия и подписи-комментария. В основе ее лежит эйдетический принцип нераздельности-неслиянности, в данном случае – «аллегорически-спиритуальное» мышление, когда один и тот же предмет и его номинация могут обозначать разные понятия. Из вариативной аллегоричности названий выбирается одно значение, а выбор обосновывается надписью. В словесном творчестве эмблема эволюционирует. Она является самим словесным изображением, демонстрирует, как это изображается, и комментирует изображение. Если открытый комментарий отсутствует, читатель вынужден самостоятельно его интерпретировать. Примером может быть песня «Ад» из «Божественной комедии» Данте (с комментарием), или «В начале жизни школу помню я…» А. Пушкина (без комментария).

Топосы в риторике понимаются как «общие места». По Э. Р. Курциусу, это «твердые клише или схемы мысли и выражения». Такие «общие места» были весьма важны для публицистической речи. Актуализированы они были и поэтикой. В качестве топосов могут выступать отдельные слова (обращения), выражения (напр. вежливые формы), а также способы оформления словесных образов, связанных с «типическими ситуациями» (свидание, прощание, похвала, утешение) или с «типическими изобразительными функциями (идиллический ландшафт).

Необходимо помнить о том, что «готовые» поэтические образы возникли, как уже было сказано, в эйдетическую эпоху (тропеический художественный язык), и поэтому сохраняют устойчивые значения независимо от контекста произведения. То есть, их значения как бы застыли, они остаются неизменными и уже сложно выявить путь, в результате которого данный образ мог быть сформирован. Потому он и употребляется в «готовом» виде. Значения «готовых» образов напоминают словарные значения слов. Смысл слово обретает в контексте. Поэтому наряду с «готовыми» образами в поэтической речи обнаруживаются образы с «неотвердевшим семантическим ядром и неограниченным потенциалом». К ним относятся – параллелизм, метафора (не как риторический «прием», а как форма прелогического мышления), образ-символ и «простое» (нестилевое, непоэтическое) слово. Данные виды словесного образа не имеют «готового» значения, оно формируется в самом произведении из множественности смыслов.

 

«Открытый» поэтический образ 

«Открытым» называют такой поэтический образ, который имманентно присущий тому произведению, в котором он обнаружен, его структура «изоморфна структуре произведения» [58, с. 151]. Данный поэтический образ тоже называют тропом, но нериторическим. К нериторическим тропам относят параллелизм, метафору, символ.

Понятия нериторического тропа, «открытого» поэтического образа стали возможны после утверждения в литературоведении концепции В. Н. Веселовского о стадиальности художественных языков. Ученый в «Исторической поэтике» описал параллелизм как первый художественный язык, построенный на принципе синкретизма. Впоследствии, когда принцип синкретизма сменил эйдос, стали формироваться тропы, засвидетельствовавшие выход сознания человека на новый уровень – дифференциации образа и идеи. Из параллелизма, основанного на тождестве, сформировалось сравнение. Но из параллелизма, на основании не тождества, а метаморфозы, рождалось новое тождество – метафора.

Изучением природы символа занимались, в первую очередь, В. Соловьев и Вяч. Иванов и обнаруживали ее в «различенном тождестве» и многозначности. Вяч. Иванов подчеркивал универсальность символа, поскольку он является «отображением природы всего бытия» [цит. по 58, с. 157], «в равной мере моделью любой вещи и любого ее отражения» [цит. по 58, с. 158].  

Изучая историческую и семантическую природу тропов, С. Н. Бройтман доказывает происхождение сравнения из отрицательного параллелизма, а ранней метафоры – из символа, который был, в свою очередь, формой одночленного параллелизма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...