Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 2.1. Автор и авторское сознание. Литература. 3. Концепция автора в работах М. Бахтина. Словесный образ




Практическое занятие 2. 1.

Автор и авторское сознание.

1. Корреляция понятий «автор», «образ автора», «эмпирический автор» в современном литературоведении.

2. Лингвистическая трактовка «образа автора» (В. Виноградов).

3. Концепция автора в работах М. Бахтина.

4. Трактовка понятия «автор» в работах Б. О. Кормана.

5. Соотношение понятий «авторское сознание» и «автор-творец» в литературоведении.

 

Литература

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.

3. Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературоведении // Известия АН. Серия литературы и языка. – 1998. – Т. 57. – № 5. – С. 15-24.

4. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. Учебное пособие / С. Н. Бройтман. – М.: РГГУ, 2001. – 320 с.

5. Виноградов В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.

6. Виноградов В. В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Виноградов В. В. О языке художественной прозы: Избр. тр. / В. В. Виноградов; [Послесл. А. П. Чудакова, [с. 285-315]. – М. : Наука, 1980. – С. 3-41.

7. Кальной И. И. Философия: учебник / И. И. Кальной. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2004. – 448 с.

8. Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б. О. Корман. – Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. – 236 с.

9. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. – М.: Просвещение, 1972. – 110 с.

10. Літературознавчий словник-довідник / [упоряд.: Р. Т. Гром’як, Ю. І. Ковалів та ін. ]. – К. : Академія, 1997. – 752 с.

11. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

12. Степанова И. А. Проблемы поэтики И. Л. Сельвинского: лирический субъект, портрет, пейзаж: дис... канд. филол. наук: 10. 01. 02 / Таврический национальный ун-т им. В. И. Вернадского. – Симф., 2007. — 229 с.

13. Фаустов А. А. К вопросу о концепции автора в работах М. М. Бахтина // http: //dustyattic. ru/culture/aafaustov_aa

14. Хайдеггер М. Время картины мира / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика 1993. – С. 41-63.

15. Мирошниченко Н. М. Эволюция авторского сознания в ранней лирике М. Волошина: Дис. ... канд. филол. наук: 10. 01. 02 / Н. М. Мирошниченко. – Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского. – Симферополь, 2014. – 233 с.

Практическое занятие 2. 2.

Словесный образ

(К каждому словесному образу – поэтическому и прозаическому – подобрать пример и объяснить его художественную природу)

1. Дифференциация понятий «поэзия» и «проза».

2. Понятие словесного художественного образа.

3. «Готовые» поэтические образы.

4. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, перифраз, олицетворение, гипербола, литота.

5. Фигуры речи: анаколуф, эллипсис, инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение, антитеза, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, градация.

6. Топосы.

7. Эмблема.

8. Семантически «открытый» поэтический образ.

9. Концепция параллелизма у В. Н. Веселовского.

10. Концепция метафоры по В. Н. Веселовскому.

11. Трактовка символа у В. Н. Веселовского.

12. «Простое» или «нестилевое» слово в поэзии.

13. Понятие прозаического словесного образа.

14. Прямое авторское слово.

15. «Чужое» или «объектное» слово.

16. «Двуголосое» слово.

17. Сказ.

18. Стилизация и пародия.

19. «Отраженное чужое слово» в реплике диалога.

20. Несобственно-прямая речь.

 

Литература

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

2. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.

4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н. Д. Тамарченко; Комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 334 с.

 

Лекция 3.

Структура произведения.

Со-бытие автора и читателя в эстетическом объекте.

Литературное произведение как продукт эстетической деятельности автора является виртуальной реальностью – вымышленной, художественной действительностью. Но каким бы фантастическим ни выглядел созданный автором мир, он всегда в той или иной степени коррелирует с миром, которому принадлежит сам автор в его эмпирическом аспекте – для удобства назовем его физическим. И в силу такой соотнесенности художественный мир выстроен по тем же законам, что и мир реальной действительности. Мир, как уже упоминалось, – это космос, порядок, то есть, у него есть некая структура, оформляющая его целостность. В физическом измерении – это пространство и время. Осмысление этой целостности возможно лишь в том случае, если ее кто-то может осознать. То есть, мир невозможен без человека, как и человек в существующем порядке вещей невозможен без мира. Эта диада – «я – мир» – является основополагающей для всех философий и религий, хотя отношения в ней выстраиваются по-разному в различных ценностных системах. Сохраняет она свою значимость и в художественном мире – виртуальном, созданном автором.

Художественный мир соотнесен с миром эмпирическим не только структурно, но и онтологически. Онтология, как известно, изучает бытие как существование сущего. Сущее – субъект или предмет, причастный к существованию. В бытии художественного мира субъект, несмотря на свою виртуальность, также является сущим, существующим и реализующим себя в тех или иных аспектах бытия. Но бытийность художественного мира раскрывается не только и не столько в произведении как эстетическом объекте, результате деятельности автора, сколько в самом процессе эстетической деятельности, в которую вовлечены креативный, референтный и рецептивный субъекты, отношения между которыми имеют дискурсивный характер. Эстетическую деятельность, как уже отмечалось, организует автор как креативный субъект. Но возможной она стала в результате духовного запроса воспринимающего сознания, ищущего ответ на некий экзистенциальный (связанный с существованием) вопрос. То есть, авторское сознание из своего бытия вступает в коммуникацию с читательским сознанием, находящимся в собственной бытийной сфере. В результате этой встречи – сближения бытийности двух субъектов или их «со-бытия» (совместного бытия) – рождается третий субъект – герой как ценностный центр эстетического объекта, художественного мира, результата креативной деятельности автора в ответ на духовный запрос читателя. Поэтому художественное произведение имеет событийную природу, оно является местом встречи двух субъектов (креативного и рецептивного) в третьем – референтном субъекте (герое).

Автор-творец организует эстетическое событие в соответствии со своим представлением о мироустройстве, он выражает в произведении собственную концепцию мира и роли в нем героя. Такого автора называют концепированным (Б. О. Корман). Читателю в процессе восприятия необходимо эту авторскую концепцию постигнуть и принять. В противном случае встреча двух сознаний не состоится. Такого читателя, так же, как и автора, называют концепированным, а кроме того – идеальным, потому что не каждый читающий может стать таким читателем. Каждый элемент художественного произведения авторское сознание формирует в соответствии с тем заданием, которое задано воспринимающим сознанием. То есть, в каждом моменте художественного мира автор встречается со своим «невидимым» адресатом, которого называют имплицитным (М. М. Бахтин) читателем. Высшей целью эстетической деятельности является задача формирования такого читателя, который вместе с автором проходит весь путь конструирования героя и его завершения. Но не только для того, чтобы сопереживая, «узнать себя в герое», читателю необходимо воспринять его эстетически – жизненный опыт героя трансформировать в собственный духовный опыт уже в реальности своей жизни, а не литературного произведения.

Ранее уже упоминалось, что читатель в процессе восприятия художественного произведения занимает двустороннюю позицию –сопереживания и сотворчества. Чтобы занять позицию сопереживания, читатель должен принять произведение как реальный мир, в котором живет реальный герой и с ним происходят реальные события. Без такого «вживания» в мир героя невозможно искреннее переживание за него. «Мир героя» таким образом становится литературоведческой категорией, которая презентует героя в его взаимодействии с художественным миром.

Если же читатель, понимая виртуальность героя и мира, сосредоточивает свое внимание на том, как именно автору удается тем или иным способом создать впечатление «реальности» художественного мира, он наблюдает за произведением как за текстом, состоящим из различных высказываний, которые повествуют о том, что происходит в художественном мире. Таким образом, «со-бытие» авторского и читательского сознаний формирует художественное произведение (эстетический объект), в котором, в свою очередь, «со-бытийствуют» два аспекта – внутренний (мир героя) и внешний (текст), но и они также являются самостоятельными событиями.

«Мир героя» представляет собой «событие, о котором рассказывается» в произведении, читатель вступает с ним в «со-бытие» через со-переживание. Это событие связано со структурой изображенного в произведении мира – пространством и временем, а также сюжетом и его аспектами (ситуация, коллизия, событие сюжетное, мотив), его изучает наука сюжетология. Напомним, герой, находясь во внутреннем мире произведения, не подозревает о том, что он является предметом изображения для автора и восприятия для читателя. Он живет в своем мире и не знает о существовании ни автора, ни героя.

Второе событие формируется из контакта авторского сознания с читательским. В произведении это происходит на уровне текста. Посредниками между креативным и рецептивным сознанием, которые непосредственно сами в произведении присутствовать не могут, являются повествующие субъекты. Их высказывания формируют «событие самого рассказывания», осуществляемого через повествующих, или рассказывающих субъектов. В структуру «события рассказывания» входят субъекты рассказывания – повествователь, рассказчик, образ автора; точка зрения, композиция, композиционные формы речи, повествование, их изучением занимается наука нарратология.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...