Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификации форм времени-пространства




Классификации форм времени-пространства

Модели, создающие границы между автором и героем (время)

Если за основу дифференциации взять разные художественные действительности – изображенную (событие, о котором рассказывается) и изображающую (событие самого рассказывания) – то время можно рассматривать как «объективное» (данное в восприятии повествователя) и «субъективно-переживаемое» (восприятие героя: сон, временная смерть, «поток сознания»).

Противопоставление времен возможно и из одной и той же точки зрения: «биографическое» время и «время испытаний», «авантюрное» (Бальзак, «Шагреневая кожа»); обычное (историческое или биографическое) время и кризисное (Л. Толстой, «Отец Сергий». «Хаджи-Мурат»).

 

Модели, создающие внутренние границы в мире героя

Наиболее полно данная проблема рассмотрена в статье Ю. М. Лотмана «Художественное пространство в прозе Гоголя».

Пространственные оппозиции формируют внутренние границы, то есть, границы во «внутреннем мире произведения», в «мире героя»: «верх-низ», «свое-чужое», «право-лево», «центр-периферия», «замкнутость-разомкнутости». Временные оппозиции: «настоящее-прошлое», противопоставление возрастных стадий.

 

«Точечное» пространство-время

Наиболее наглядно внутренние границы представлены точечным пространством-временем (Гоголь, «Заколдованное место»; тропинка, порог, лестница)

 

Категория события

Взаимодействие героя со своим миром, или «со-бытие» героя и мира осуществляется в момент перехода героем границ пространственных или временных. Такой переход во внутреннем мире произведения называется событием. Ю. М. Лотман дает такое определения события, но касается оно лирического произведения: «Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля» [38, с. 282]. Под «семантическим полем» ученый, видимо, понимал «тематическое поле» (значения, общие для определенной группы слов). В эпическом и драматическом произведении «семантика» составных частей представляется через «частные хронотопы», которые формируют пространственно-временное измерение художественного мира. Здесь событие будет формироваться в результате пересечения героем пространственных или временных границ.

Гегель в «Лекциях по эстетике» обосновывал понятие события на основании его отличия от происшествия. И событие, и происшествие представляют собой некие действия героя, но происшествие не требует реализации какой-либо конкретной цели, это может быть лишь внешнее изменение облика или явления. Событие же как переход внутренней границы мира осуществляется обязательно с целеполаганием, следовательно, связано с кругозором героя, его ценностной системой. Таким образом, «событие – переход персонажа через границу, разделяющую «семантические поля» в тексте (с точки зрения автора и читателя) или части (сферы) пространства-времени в мире (с точки зрения героя, связанной с его представлениями о цели и о препятствиях к ее достижению). Цепь событий во внутреннем мире произведения формируют его сюжет.

Виды событий

Внутренние границы в мире героя могут быть различными в зависимости от позиции воспринимающего – автора или героя, они могут быть смысловыми (если переход беспроблемный) или же автор создает специальные трудности для перехода, и герою приходится преодолевать препятствие.

В событии, в зависимости от значимости границы, может акцентироваться предметное значение или ценностное (волшебная сказка, предметы на пути героя «туда» и «оттуда»). Относительно персонажа события могут быть внешними (поступки, жесты) и внутренними (мысли и чувства).

События всегда либо ведут к цели, либо препятствуют ее достижению, отчего и зависит их оценка. Но цели героя (оценка изнутри) и автора (оценка извне) во внутреннем мире произведения могут не совпадать (А. Пушкин, «Метель»).

События могут динамизировать сюжет (сюжетное событие) и наоборот, замедлять его. Одни события совершенно необходимы по ходу развития сюжета, иные кажутся избыточными, лишними («внесюжетное» происшествие). Понять значимость событий возможно лишь в контексте всего произведения (Базаров поранил палец). Кроме того, события оцениваются с точки зрения героя, и с точки зрения автора. Для автора любое событие имеет смысл, поскольку оно либо направлено на развертывание сюжета, либо на его замедление, чтобы усилить рефлексивную сферу, или «испытать» героя, дать ему возможность себя всесторонне проявить.

 

Последовательности событий: разграничение сюжета и фабулы

Последовательность событий можно оценивать с внутренней точки зрения, изнутри мира героя, тогда она будет «естественной», «логической», «причинно-временной» (биографический роман). С точки зрения авторской позиции последовательность событий может быть «сконструированной» (временные перестановки, нарушение логических связей) (Л. Толстой, «Смерть Ивана Ильича»). В любом случае, если речь идет о сюжете, последовательность событий имеет важное значение. Осмысление сюжета произведения возможно при его пересказе. Как правило, события в пересказе извлекаются с «внутренней точки зрения», изнутри мира героя, поскольку герой воспринимается читателем как живой человек и с ним происходят события так же, как и в реальной жизни. Пересказ может воспроизвести сюжет полно, но избыточно, или выбрать основное, тогда он будет неполным. Так возникают понятия фабулы и сюжета.

Существует три способа разграничения сюжета и фабулы.

1. Произведения, в основе которых фольклорный или литературный источник. Фабула – последовательность событий, как в традиционном тексте, сюжет – нарушенная последовательность.

2. Фабула является событийной основой действия, это «краткая схема», собственно, сам краткий пересказ. Сюжетом в таком случае будет динамический аспект произведения, все действия, включая происшествия и внутренние события.

3. Третий способ предложен М. Бахтиным в книге «Формальный метод в литературоведении». Фабула: «в направлении к полюсу тематического единства завершаемой действительности», сюжет: «в направлении к полюсу завершающей реальной действительности произведения» [58, с. 189]. Ученый исходит из того, что вымышленная действительность героя «завершается» автором, который находится в иной – реальной для него и читателя действительности. Фабула и сюжет в таком подходе будут характеризовать разные стороны одного и того же событийного ряда. Цепь событий жизни героя (независимо от порядка изображения) М. Бахтин считает фабулой. Если же посмотреть на этот событийный ряд извне как выстроенный автором – он предстанет сюжетом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...