Ситуация и конфликт (коллизия)
Ситуация и конфликт (коллизия) Как установлено, сюжет представляет собой цепь событий, которые, в свою очередь формируются в результате действия героя – перехода внутренних границ с определенной целью. Но такой подход слишком упрощает понятие сюжета и всего художественного произведения. Как и сама жизнь, с которой коррелирует художественный мир, не состоит из одних динамических событий, так и сюжет представляется образованием более сложным. Нарду с динамичным событием, в нем присутствуют временные статические положения действующих лиц, которые называют ситуациями (положением). Ситуация содержит в себе «некую предпосылку перемен», некое, нуждающееся в разрешении, внутреннее противоречие. Выявление, нагнетание или обострение противоречия свидетельствует о том, что ситуация перешла в коллизию, что неминуемо приведет к «перешагиванию» границы – к событию. Наряду с частными ситуациями существует общая ситуация произведения – она является источником, интенцией движения и развития всего сюжета произведения. В ней, по Гегелю, заложено всеобщее «состояния мира». К примеру, в эпической ситуации сходятся два полюса – хаос и мир, добро и зло. В драматической – человек и мир «других», в лирической – состояние сознания, требующее новых знаний о мире. Как ситуация складывается общая для всего произведения, так и коллизия или конфликт. При этом, коллизия всегда разрешается, а породившая ее ситуация остается. По мнения Гегеля, «коллизия – такое нарушение, «которое не может сохраняться в качестве нарушения, а должно быть устранено. Коллизия является таким изменением гармонического состояния, которое, в свою очередь, должно быть изменено» [58, с. 193].
Сюжет и мотив Чаще всего мотив трактуют как любой повторяющийся смысловой элемент сюжета или фабулы (ситуация, коллизия, событие). Мотивы дифференцируют по родовой природе произведения или жанровой, или выделяют в пределах творчества автора, и даже одного произведения. Как элемент сюжета любая повторяющаяся его единица, т. е. мотив, связана и по содержанию, и по своей функции (роли в развитии сюжета) со всеми другими. Поэтому сюжет представляет собой в этом смысле некий комплекс взаимосвязанных мотивов. Вопрос соотношения мотива и сюжета в русской науке впервые был поставлен А. Н. Веселовским. В его трактовке, сюжет представляет собой «цепь мотивов, разрабатывающих, развертывающих исходную ситуацию» [58, с. 201]. С другой стороны, он трактует сюжет как «сложную схему» с единым содержанием. Постепенно в науке о сюжете сформировалось представление об устойчивых сюжетных схемах и об их содержательности, о «языках» сюжетных схем, которые носят универсальный характер. Одна из них демонстрирует циклический инвариант сюжетных схем (столкновение и уравновешивание мира и хаоса в эпопее, возврат в финале к начальной ситуации в драме, кольцевая композиция в лирике). Такая схема имеет трехчастную структуру: отправка в чужой мир, пребывание в нем, возврат (преодоление кризиса и возрождение). Второй тип сюжетных схем – кумулятивный (от лат. cumulare – накоплять, нагромождать, усиливать), который представляет собой «нанизывание» однородных событий и/или персонажей вплоть до катастрофы (в архаике она, как правило, комическая). Предполагается, что данные типы сюжетных схем коррелируют с двумя архаическими типами героев – «культурный» герой и трикстер. Существует и иное объяснение. Циклическая схема связана с «высоким» космогоническим мифом о созидании мира путем расчленения тела первого существа. Кумулятивная схема травестирует мир творения, что обнаруживается в сказочном сюжете соединения разнообразными способами многих тел в одно. Такое соединение всегда оказывается временным и неустойчивым, в итоге приводит к катастрофе распада.
В литературе обе сюжетные схемы могут сочетаться в пределах одного произведения.
«Событие рассказывания»: текст и повествование Событийная природа художественного произведения, как уже отмечалось, обеспечивается «со-бытием» двух аспектов – «события о котором рассказывается, и «событием самого рассказывания». Остановимся на втором аспекте. «Событие рассказывание» формируется в процессе реализации авторской коммуникативной интенции, направленной к воспринимающему субъекту – читателю. В эстетическую деятельность вовлечены два субъекта – автор и читатель, но ни один из них не присутствует в самом эстетическом объекте – художественном произведении. Следовательно, автору как организатору коммуникативного события следует так оформить свой объект, чтобы читатель смог не только «увидеть» «мир героя» и воспринять его непосредственно, но и получить определенные сведения об этом мире, которые самому герою изнутри его мира недоступны. То есть, автор должен дать информацию читателю о художественном мире и скорректировать его восприятие из внехудожественной действительности, в которой они оба находятся. «Событие рассказывания» представляет собой целостное авторское высказывание об изображенном мире, которое адресовано читателю. Поскольку автор как субъект творящий не может находиться в пределах изображаемого объекта, ему приходится свое высказывание о мире и герое делегировать субъекту (или субъектам), способным к функционированию в художественной реальности. Субъекты высказывания, или речи, принимают участие в изображении художественного мира, В то же время они сами могут быть изображенными субъектами. В данном случае речь идет о рассказчике, который одновременно и находится в изображенном мире, и принимает участие в его изображении. С одной стороны, он является изображенным субъектом и входит в геройный план, с другой стороны – он является посредником между авторским и читательским планами, поскольку информацию о «мире героя» передает читателю. Таким образом, рассказчик является и субъектом речи, и субъектом изображения, и еще при этом может быть изображенным субъектом.
Герой также наделен способностью говорить. Но его высказывание направлено не читателю, а обращено к собственному миру, поскольку герой не знает о существовании читателя. Следовательно, герой является субъектом изображенным, но в то же время и субъектом речи. В любом произведении, независимо от его родовой природы, существует еще один тип субъекта, который обладает способностью направлять высказывание непосредственно читателю. Этот субъект является изображающим, но не изображенным. Он способен к говорению, но не имеет лица. Понятия субъекта речи и изображения обосновал в своих работах Б. О. Корман. Таким образом, в произведении обнаруживает целая система говорящих и изображающих субъектов, которые своими высказываниями и формируют «событие рассказывание», реализованное на текстовом уровне. По определению Н. Д. Тамарченко, «”событие рассказывания” – такое общение между субъектом высказывания в художественном произведении и его адресатом-читателем, в ходе которого или посредством которого произведение изображает и оценивает свой предмет» [58, с. 206].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|