Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физические характеристики одаренности




Существуют два соперничающих стереотипа физи-ческих характеристик одаренных детей. Первый—это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же — выдвинутый Терменом в его монумен-тальной работе «Изучение гения» в 1925 году — говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Термен проводил свое исследование среди белых семей среднего и высшего класса: эта группа населения действительно отличается более высоким ростом, физической силой, здоровьем. Существует мнение, что ее представители более при-влекательны, чем представители других групп амери-канцев. Но если мы расширим диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренно-сти и избежать социальных и культурных предубежде-ний стандартного тестирования, мы увидим, что физи-ческие характеристики одаренных детей столь же раз-нообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла де-лать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием.

Замечено, что талантливых взрослых людей отли-чает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжителъностъ сна. Но только ли талант-ливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк, что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный ребенок должен спать 20 часов в сутки. Измученным мамам и папам кажется, что ребенок 20 часов бодрствует! Это, конеч-но, преувеличение, но болынинство опрошенных роди-телей утверждает, что их одаренные дети в младенче-стве спали меньше и слишком рано отказались от днев-ного сна. Такие рассказы настолько обычны, что ро-ждают гипотезу о генетическом, метаболическом обос-новании такого поведения. Свойство, которое может способствовать высокопродуктивной работе взросло-го, в детстве порой доставляет немало неприятностей родителям.

Тонкая моторная координация, навыки ручной ра-боты и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе воз-можностей попрактиковаться в том или ином деле. Ре-зать или клеить может быть гораздо труднее, чем вы-читать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравне-нии с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составле- нии ранних программ обучения для одаредных детей требуется точная индивидуализация, с тем чтобы не до-пустить отвращения к основным навыкам, которое мо-жет остаться у ребенка на всю жизнь.

Один профессиональный воспитатель рассказы-вал мне о своем 5-летнем сыне: «У мальчика пре-красно развита речь, и интеллект его явно заме-чателен, но в отношении психомоторики ребенок от-стает». Дальнейшая наша беседа показала, что психо-моторное развитие ребенка нормально для его возра-ста и, хотя оно может считаться менее продвинутым, чем его навыки восприятия, оно ни в коем случае не за-медленное. Это лишь один пример возможных нега-тивных последствий «эффекта ореола», подстерегаю-щего даже опытного родителя или профессионального воспитателя.

Все вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследо-ватели и родители, характеризуя одаренных детей, с ко-торыми они сталкиваются. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые остались за рам-ками вышеизложенного, но придают ребенку особую привлекательность. Описание всех этих свойств заняло бы слишком много места. Они равно необходимые компоненты в нашем открытии и в радости, которую приносит каждый ребенок.

 

 

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда лег-ко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности—каждый ребенок проявляет свои способ-ности по-своему.

Чаще всего одаренность ребенка остается не заме-ченной в семьях, где этот ребенок является первым или е динственным.

Это же наблюдается и в семьях, где все дети отли-чаются способностями, родители, как правило, воспри-нимают их как обычных детей. Особенно часто не заме-чается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и с четвертого класса могут обучать-ся по программе для одаренных детей, это вызывает удивление.

Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Прославление «простого человека» и не всегда адекватное применение демократических ценностей много сделали для прошлого и настоящего антиинтеллектуализма в Америке (НоМаёег, 1963).

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нор-мальным, счастливым ребенком— таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать ода-ренного ребенка?» — они отвечают, что все было пре-красно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятиеего изменилось; родители начинают нервничать, зада-ваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обя-занности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных от-ношений. Существует также вероятность, что самовос-приятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности. (Этому мы уделим особое внимание в главе 7.)

Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез пола-гают, что быть одаренным — значит быть ненормаль-ным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие сте-реотипы необходимо развенчивать и уничтожать. От-рицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком слу-чае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.

Идеальная родительская реакция радостного при-ятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ре-бенка.

Возвращаясь к изначальному заявлению о том; что первооткрывателями одаренных детей являются роди-тели, уместно вспомнить, каковы же основные поведен-ческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями (УаП, 1979; Магйпзоп, 1974). Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие ха-рактеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память («Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием («Она все на лету схватывает») и воображением («Он играет с воображаемыми друзья-ми» или «Она рассказывает мне такие фантастические истории»), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать. Разного рода телепрограммы, разви-вающие игры, а также общение с родителями или стар-шими братьями и сестрами могут помочь вполне обыч-ному ребенку справиться с теми или иными задачами.

В 1936 году Термен и Майлз отметюш явление, ха-рактерное для белых американских семей среднего до-статка. В центре внимания их исследования оказались 1200 одаренных детей и их семьи, причем родители ни-чего не подозревали об одаренности своих отпрысков. Как раз это им и предстояло определить. Только 3/4 родителей сумели обнаружить интеллектуальную ода-ренность своих детей: у девочек до 3,5 года, у маль-чиков несколько позже (по наблюдениям ученых, это объясняется тем, что матери болыпе разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями) (Мо88, 1967). То есть мерилом одаренности, согласно результатам этого исследования, служит речь и словарный запас.

Несмотря на всю важность исследования Термена и Майлза для понимания феномена одаренности, сле-дует отметить, что оно проводилось лишь среди белого населения среднего достатка. В то время как родители, принадлежащие к другим культурным традициям, в воспитании детей делают акцент на иных чертах поведе-ния, так что характеристики, предложенные Терменом и Майлзом для раннего выявления одаренности, при-годны для разных культурных и социальных слоев да-леко не всегда.

Как мы уже говорили, одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия. Одна моя знакомая, молодая женщина, до 3 лет не говорила вообще, а потом начала говорить целыми предложени-ями. Первые годы пребывания в школе она также отка-зывалась говорить, потому что учителя обращались к ней не по тому имени, которое она предпочитала. Ни мать, ни учитель не замечали каких-то особых способ- ностей у девочки. В колледже ее средний балл был 3: получала пятерки по математике и другим точным нау-кам, которые ей нравились, и двойки по нелюбимым предметам. Сейчас она успешно работает в области компьютерной техники.

Преподавая в начальных классах, я сама не раз за-мечала, что мальчики из бедных негритянских семей по сравнению с девочками отличаются лучшей речью, опровергая, таким образом, общее представление о том, что девочки в начальной школе имеют в этом преимущество. Аналогичный опыт привел многих уче-ных к необходимости пересмотреть общепринятые критерии в определении детской одаренности и тща-тельно изучать среду, в которой развивается тот или иной ребенок.

Упоминание о том, как важно обращаться к ребенку по имени, приводит на ум один пример, характерный для одаренных детей.

Мама отправила Харди в садик, заранее радуясь то-му, как много хорошего и интересного мальчик там увидит и узнает. Спустя всего три недели она была не-мало удивлена и насторожена звонком от воспитатель-ницы-учительшщы. Та начала разговор с того, что она пытается приучить детей обращаться к ней не «учитель-ница», а миссис Джонсон. Все дети это быстро усвоили, но Харди, несмотря на постоянные напоминания, про-должал называть ее «учителышцей». Однажды она в отчаянии отрезала: «Молодой человек, сколько раз я тебе говорила не называть меня «учительницей»? Меня зовут миссис Джонсон!» На это Харди тихо отве-тил: «Я знаю. Извините, но я об этом забываю каждый раз, когда вы называете меня молодой человек». К сча-стью, учительница оказалась достаточно деликатным человеком и позвонила не с тем, чтобы отчитать роди-телей, а просто рассказать об этом опыте и поговорить о собственном возросшем понимании того, как важно Уважать детей и их право называться тем именем, которое они предпочитают.

Родительское открытие одаренности собственного Ребенка должно рождать радостное ожйдание и готов ность решать связанные с этим проблемы, а не обезору-живающую озабоченность, которая стреноживает жи-вость самой важной для растущего человека связи — связи между родителями и детьми. Говорится это не для того, чтобы приуменьшить проблемы воспитания ребенка, который меньше спит, больше изучает и вос-принимает, больше говорит, но для того, чтобы по-мочь читателю разобраться в этих проблемах.

 

 

ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКА

Ребенок делает открытие собственной одаренности. То, как это происходит, представляет громадный интерес и для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми.

Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание.

Одно дело—умом понимать, но совсем иное — чувствовать это. Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом.

Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.

Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих одаренных детей приводят к тому, что родители и учителя делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного общения.

Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта. Слова—не главный канал для маленьких детей. Родителям необходимо не только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы укрепить в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия.

Как складывается в человеке представление о самом себе? Психологи (Мussen, 1970) утверждают, что этот процесс представляет собой кристаллизацию того, как на нас реагируют другие люди. В ходе своих исследований окружающего мира ребенок узнает, что он может или не может сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему, насколько эти достижения ценны. Поведение личности в большой степени определяется конечным результатом. Результат этот может быть внутренним или внешним, первичным или вторичным, материальным или духовным, а также кратковременным или долговременным — в зависимости от моделей, предлагаемых сторонниками разных психологических теорий. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.

Для маленького ребенка желаемые результаты напрямую связаны с приобретением механических навыков и изучением значения окружающих предметов и явлений. Также важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям сравнительно несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные «почему». Труднее соблюсти баланс между выражением родительской заботы и предупреждением чрезмерного внимания ребенка (иногда неосознанно) к какой-то одной области, которой малыш особенно преуспевает: это может со-здать у ребенка превратное представление о том, что родители действительно ценят.

Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так как стиль поведения, способ-ствующий этому, часто болезненно сказывается как на самом ребенке, так и на окружающих.

Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум (1982), который возглавлял исследования выдающихся дости-жений детей в плавании, теннисе, музыке, математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков признания в будущем. Он утверждает, что это стремление рождается и поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях (Bloom and Sosniak, 1981) были бы весьма интересны для родителей, которые пытаются определить свою си-стему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с будущим ребенка.

Особое место в этих исследованиях отводится сооб-щениям родителей некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем возрасте та-кие же или даже большие способности, но никогда не проявляли такого стремления преуопеть, как «звезд-ные» дети.

Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребен-ка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? Что в его поведении вызывает родительскую улыбку, одобрителышй взгляд, внимательный поворот головы? О каких ребя-чьх достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малы-ши? Какие события пересказываются бабушкам и деду-шкам? А как легкомысленны могут быть дедушки и бабушки, из добрых побуждений балуя детей и тем принося им серьезный вред. Способность бабушек и дедушек баловать внуков общеизвестна, но, сами того не созна- вая, они могут многое в воспитании поставить с ног на голову. Представьте себе, как гордый дедушка во время семейного выхода в ресторан произносит поверх свет-лой курчавой головки 3-летней внучки, сидящей у не-го на коленях: «Сейчас Джанет нам меню прочитает. Вот послушайте, сейчас Джанет нам расскажет, что там написано, что мы можем заказать. Ну, почитай нам, Джанет». И тут же все глаза обращаются в ожидании на Джанет—и семья, и официанты, и другие посетите-ли глядят на 3-летнее чудо. Далее следует само пред-ставление. Все в восторге, раздаются ахи и охи, а Джа-нет, вероятно, понимает это так: более всего окружаю-щих впечатляет ее умение читать. То, что она строит песочные замки и куличики, может сама одеваться, по-могает маме или терпеливо дожидается своей очереди, не вызывает таких восторженных похвал и соответ-ственно не может быть столь же стоящим.

Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет других полезных навыков и достижений.

Когда внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, са-мовосприятие малыша может стать совсем не таким, какого желают гордые родители. Одаренные подрост-ки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители ни-когда не воспринимали их как личность, что они видели в них только способности и достижения. Похоже, очень часто блеск таланта ослепляет родителей. Такое случа-лось и в семьях одаренных музыкантов, спортсменов и интеллектуально талантливых людей. Блум пола-гает, что некоторые родители склонны выискивать„ в ребенке признаки какого-то таланта и эти признаки переоценивать, Родители, сами наделенные каким-то; талантом или имеющие интересное увлечение, обычно, уделяют ему слишком много внимания и ожидают от ребенка таких же способностей и проявления интереса к своему увлечению. Личностные факторы и разно-образие семейных интересов и увлечений приводят к тому, что дети в одной семье часто реагируют ио-разному—и положителыю, и отрицателыю—на роди-тельские приоритеты.

Родители могут плодотворно думать и взаимодей-ствовать в определении их собственных человеческих и социальных ценностей. Что самое важное в жизни? Что хотят они дать ребенку? Все согласны, что на пер-вом месте стоят здоровье и счастье—здоровье как фи-зическое, так и моральное. В свете этих вселенских при-оритетов какие же добродетели они воспитывают, ка-кие слабые стороны получают развитие в их семейной жизни каждый день и каждый час? Какие награды даю-тся за готовность помочь, за терпение, упорство, ответ-ственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность, когда все эти черты проявляются в малень-ких делах маленького человека? Действительно, если подумать—эти свойства никак не менее ценны, чем Вы-дающиеся умственные способности или абсолютный слух. Для родителей, задающихся этими вопросами, положительные результаты—это, скорее всего, верное соотношение того, на что они обращают внимание, чему довольно улыбаются, что хвалят и что выделяют, рассказывая о поведении ребенка. Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия чи самооценки.

Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тог-да система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать ода-ренного ребенка во всей его многогранности. Тогда ре-бенок не будет видеть себя как в комнате смеха, где какой-то его талант акцентируется вне всяких пропор-ций.

Приводя в качестве примера такую крайнюю ситуацию, автор рискует «промахнуться»: отец или мать ска-жут: «Ну, с нами-то такого не бывает. Хотя у знакомых мы это встречали». К счастью, такие примеры нечасты, но существует определенная неравномерность в том, какие стили поведения поддерживаются родителями, а какие — нет. Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не допускать нездоро-вых искажений в семейной системе поддержки и разви-тия одаренного ребешса.

Итак, родители играют главную роль в том откры-тии, которое делает одаренный ребенок. Помимо того, чего родителям следовало бы избегать, надо сказать и о том, что им делать, когда ребенок начинает задава-ться вопросами о своей исключительности. Что и как должен сказать взрослый, чтобы ребенок его понял? Какие детские опыты вызовут у него вопросы?

Следующая, вероятно апокрифическая, история мо-жет служить хорошим «правилом буравчика» для ро-дительских объяснений. Однажды 5-летний Брайан пришел домой из садика и попросил маму рассказать ему про Марс. «Спроси у папы, когда он придет,— ответила она.— Он ведь астроном». На это Брайан от-ветил: «Да, но я не хочу столько знать». Все дети в этой семье с тех пор произносят слово «Марс», когда ответ на какой-либо вопрос грозит гораздо болыпей инфор-мацией, чем спрашивающий хотел бы получить.

При разговоре с ребенком родители обязательно должны приниматъ во внимание и ситуацию, вызвав-шую то или иное поведение ребенка. Нередко одарен-ный ребенок быстрее и лучше делает что-то, чем стар-шие брат или сестра. Это вызывает их раздражение. Объясните малышу, что каждый человек осваивает раз-ные вещи по-своему, что он обладает счастливой спо-собностью быстрее понимать, чем другие, и что любовь и доброта должны помочь ему быть терпеливым к дру-гим. Познакомьте его с другими детьми, которые столь же быстры, как и он. Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалан-сировано пониманием того, что его сверстники и това-рищи обладают другими, столь же уникальными каче-ствами.

Более интеллектуально развитой одаренный ребе-нок часто склонен командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Один из приемов, подхо-дящих в таких ситуациях,— это ролевая игра. Посколь-ку ребенок 3—5 лет обычно не может принять точку зрения другого человека, а обучается естественным пу-тем, возьмите на себя роль такого же одаренного ре-бенка: поставьте перед малышом задачу с недостаточ-ными условиями, скажите ему ответ прежде, чем он су-меет найти его сам, и пожурите за неправильную или слишком медленную реакцию.

Такие еитуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни, и ему трудно понять, как его со-бственное поведение влияет на других детей. Фразы вроде: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» — часто не оказывают серьезного воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реак-ции сопереживания, так как не подкреплены собствен-ным опытом ребенка. Обычный для детей такого воз-раста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт близко к сердцу. В этом случае взрослые, окру-жающие ребенка, должны найти иной способ помочь ему воспринять все так, как следует.

Игра «по ролям» представляется лучшим замените-лем обычного опыта и инструментом, с помощью ко-торого родители и учителя могут добиться впечатляю-щих результатов. Восприимчивые родители, уделяю-щие внимание игровому обучению, интуитивно улавли-вают преимущества, которые дает ролевая игра в срав-нении с обычной родительской беседой,—и это несмо-тря на то, что их 3—5-летний ребенок превосходно вла-деет искусством речевой коммуникации.

На другом же конце спектра изучавшихся Блумом семей находятся родители, которые почитают за луч-шее не уделять внимания детским талантам. Широко распространенные антиэлитарные настроения в Амери-ке заставляют многих родителей в средних и низших слоях весьма настороженно относиться к тому, чтобы их дети считались интеллектуально одаренными. Такие родители игнорируют ранние проявления понимания своей исключительности у детей и избегают вслух обсу-ждать их замечательные способности. Главное, чтобы их дети были «нормальными».

Такое отношение родителей может оказать нежела тельное воздействие на одаренного ребенка. Особые та-ланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для ребенка эти его способности являются норма-лъными, они — неотьемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социа-льных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Цену своей неординарности ребенок познает на со-бственном опыте, но в этом случае он будет лишен воз-можности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете,— с мамой и папой.

Специалисты, занимающиеся изучением человече-ского поведения, замечают, что под игнорированием нельзя понимать нейтралыюе отношение. Это сильно выраженное негативное чувство, которое бихевиорист-ски настроенные психотерапевты часто используют для того, чтобы погасить в ребенке нежелательные пове-денческие модели. Родители, предпочитающие не уде-лять никакого внимания особым талантам ребенка, на самом деле не менее красноречивы, чем любящий деду-шка в ресторане: «Твои способности нас не радуют, и этот аспект твоей личности нас не интересует».

В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на свете — быть таким, как все. Тогда он начинает скрывать свои способности, из-за которых вынужден воспринимать себя «белой вороной». Детей сбивает с толку само обладание способностями и воз-можность (или невозможность) их использовать. Та-ким образом, открытие собственной личности омра-чается и тормозится невозможностью свободно в себе разобраться и получить поддержку умных и тактичных родителей.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в классной комнате, уже научились вести себя как все и не выказывать свои таланты. Мо-жет быть, ребенку в этом случае легче сходиться со сверстниками, да и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка такое пове-дение является ложным. Поскольку то, чему он таким образом научился,— это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а постоянная фальсификация собственного «Я». Удобная обыденность — не сли-шком ли болыная цена за потерю в потенциальном развитии личности?

Равенство возможностей доджно предполагать наи-более полное раскрытие всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать равные результаты.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способно-стей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями—это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко все-му миру.

Ниже мы приводим ряд советов родителям. Сле-дуйте им в обращении с ребенком, который открывает себя.

1. Проанализируйте вашу собственную систе-му ценностей в отношении воспитания детей. Спо-собствует ли она реализации личности и одарен-ности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувстви-тельны ко лжи, а к одаренным детям это относи-тся в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Рече-вой обмен даже с очень развитым ребенком до-школьного возраста не является наиболее эффек-тивным путем к пониманию.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ре-бенке. Они могут выражаться в неординарных во-просах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные ин-тересы и увлечения.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Это характер-но не только для семей, где растут одаренные дети. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к ин-тересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает труд-ным, и приходится прибегать к решению спорных во-просов по старшинству.

Иногда один из детей в семье более одарен интел-лектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родите-лй должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого семейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там, где все отно-сятся к таланту одного ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чем бы они ни проявлялись.

Родители, с которыми приходилось мне работать, рассказывали, насколько трогательными и благотвор-ными бывают семейные собрания, когда каждый пишет о том, что ему нравится в других, и затем все обмени-ваются этими записками — прямо общество взаимного обожания.

Почему-то мы чаще замечаем недостатки других людей, нежели отмечаем их достоинства. Может быть, это наследие пуританства или кальвинизма, но амери-канцы более склонны концентрироваться на негатив-ном, чем на позитивном, и чаще критиковать, чем хва-лить.

Некоторые семьи действительно собираются вместе для того, чтобы решить какие-то семейные проблемы. Вероятно, дети к таким обсуждениям относились бы ше, если бы они порой не сопровождались конфлик-тами. Многие родители считают, что детям не надо го-ворить о том, как папа и мама любят и ценят каждого них. Однако сами взрослые хотят слышать это, им почему-то необходимо об этом напоминать. Так поче-му же мы так скупы на похвалы и выражения своих чувств к детям?

Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны взять на себя роль своего рода «буфера», по-скольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные прояв-ления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые спосо-бы общения. Делайте упор на взаимном уважении, со-переживашш и понимании, что важно для социоэмо-ционального развития каждого ребенка.

Родители должны здраво оценивать и собственные способности. Беседуя с родителями одаренных детей, я часто спрашиваю, были ли они сами вундеркиндами. Обычно слышу в ответ: «Нет». Хотя затем многие на-чинают рассказывать о своих детских опытах, которые указывают на неординарные способйости. Наш урав-нительный социальный климат мешает им, особенно женщинам, осознать их собственные таланты. В той же мере, как родители помогают детям открывать себя и радоваться этому открытию, они должны трезво оце-нивать самих себя и свои таланты, свой неповторимый вклад в семейное взаимодействие.

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щед-рость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора и т. д. Родители должны способствовать развитию в ребенке таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Близкой аналогией, которая поможет детям научиться понимать и ценить различия в людях, является сад. Садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, а другие стре мятся ввысь, но все вместе они составляют гармо-нию целого. Тюльпаны вовсе не розы, шиповник—не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цве-ток хорош по-своему. Или другой пример — опре-деленный сорт духов. Для кого-то это любимые духи, а кому-то они могут и не нравиться. Это говорит о том, что личные пристрастия и интересы, как и сами лич-ности, весьма разнообразны.

Мне довелось познакомиться с семьей, где концеп-ция семейной синергии оказалась продуктивной и даже доходной формой сотрудничества братьев и сестер. Трое детей в семье Лэйтин — Кен, Стив и Линди — написали «Первый в мире бестселлер по футболу» — книгу, предлагающую «рецепты» в организации массо-вой игры. Кен и Стив составили текст, а Линди сделала иллюстрации. Книжка предлагает ответы на такие серьезные вопросы, как: 1) Что делать с воображением? 2) Как играть с тем, кто вдвое больше тебя? 3) Что де-лать, когда другие играют грубо?

Каждый из детей унаствовал в создании книги в со-ответствии со своими способностями, и конечный ре-зультат представляется более значительным, чем инди-видуальная работа любого из них.

 

Часть II

ТАЛАНТ ТРЕБУЕТ ЗАБОТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...