Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие творческих способностей




Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то что самые большие надежды на улуч-щение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и про-явить свою индивидуальность. Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека, ни для об-щества в целом. Например, знаменитый Эдисон полу-чил домашнее образование. Это свидетельствует о том, что семья может быть лучшим стимулятором интере-сов и занятий, чем обычная школа.

Черты характера, способствующие творческой про-дуктивности, можно обнаружить достаточно рано. Ро-дителям следует обратить внимание на их развитие.

Мы уже говорили о том, что творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей не-редко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергич-но и нетрадиционно поведение ребенка, тем более ве-роятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает (Khatena, 1978), что наследст-венный потенциал не является важнейшим показа-телем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния ро-дителей и других взрослых дома и в школе. Семья спо-собна развить или уничтожить творческий потенциал Ребенка еще в дошкольном возрасте.

Задача родителей в этой ситуадаи—воспринять будто бы эксцентрические идеи и поступки как интерес-ные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители—как и учителя—склонны рассма-тривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют пода-вить, а не развить творческие наклонности ребенка, ко-торому придется непросто в развитии личностной и со-циальной сторон Я-концепции.

Творчески одаренный ребенок часто вынужден про-тивостоять значительной социальной грутше, не при-емлющей отклонений. И учителя и родители стремятся к формированию «разносторонней» личности, но неко-торые творчески одаренные дети склонны настолысо увлекаться своими особыми интересами и способностя-ми, что поведение их действителыго эксцентрично. Многие творчески одаренные, талантливые взрослые, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними лич-ностями. Возможно, родители и учителя преувеличи-вают значение разносторонности. применительно к творчески одаренным детям. Бремя приспособления ложится прежде всего на одаренного ребенка, а не раз-деляется социальной группой, к которой ребенок при-надлежит. Выглядит это не очень справедливо.

Восприятие и ценности творчески одаренного ре-бенка значительно отличаются от тех, что присущи со-циальной группе, членом которой он является. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке родите-лей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребенка, но могут помочь ему преодолеть их.

Особый интерес представляет изучение взаимоотно-шений творчески одарешюго ребенка с родителем про-тивоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитий творческих способностей ребенка (Lynn, 1974; Wallinga and Crase, 1979; Domino, 1979). Результаты их работ по- казывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери — на творчество мальчиков.

У отцов, проявляющих активный интерес к заня-тяям своих одаренных дочерей, расширяющих гори-зонты их будущей карьеры и укрепляющих их незави-сямость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведе-ния в дочерях.

Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыно-вьях большую независимость мысли и смелость.

Лучшее описание результатов вышеупомянутых ис-следований семейных корней творчества у одаренных детей заключается в уже упомянутой концепции андро-гинии, ломке общественных стереотипов мужских и женских качеств, позволяющей людям любого пола проявлять лучшие свойства и того и другого. Это тре-бует действительно творческого подхода к воспита-нию.

Традиционно отцы воспринимаются как кормиль-цы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной под-держки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.

Те, кто исследрвал связь между отношениями роди-телей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери — больше «мужско-го», инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.

Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие Детям, и матери, воспитывающие независимость, лю-бознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.

Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени не добивались заметных успехов. По всей видимости желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами. Вспомним список утверждений Льюиса, с помощью ко-торого родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Если отец или мать соглашаются болыпе чем с 30 из 40 утверждений, это означает, что они слишком сильно концентрируются на ребенке, ко-торому стоит, вероятно, предоставить несколько боль-ший простор для маневра.

Когда я училась в колледже, мне пришлось немало потрудиться над проблемой социальной приспособлен-ности применительно и к студентам, и к профессорам. Мне повезло в том, что один опытный педагог впервые познакомил меня с понятием «творческий конфор-мизм». Понятие это является частью того, что психоло-ги называют «поведенческим разумом». Оно включает умение воспринять приоритеты других индивидов и групп, чьи реакции и отношение могут оказать влия-ние на ваше нынешнее и будущее благополучие. Оно также включает анализ собственных приоритетов и определение наиболее удачных сфер приложения со-бственной энергии. Для того чтобы сохранить возмо-жность выбора и достижения поставленных перед со-бой индивидуальных задач, можно прийти к сознатель-ному конформизму в отношении к социуму, таким образом обретая связи и строя отношения, позволяю-щие открыть шлюзы на избранном вами пути,

Решение в какой-то степени подавить собственное «Я» и приспособиться к школьному или иному социа-льному окружению является непростым для одаренно-го ребенка с его повышенной воспрнимчивостью и обо-стренным чувством справедливости. Но такое «приспо-собленчество» в вещах непринципиальных даст ему сво-боду в сферах более значимых. Это может быть не вы-нужденным, а сознательным решением, чтобы сохра-нить энергию для действительно важных вещей.

Если ребенок быстро и удовлетворительно справ-ляется с заданиями, которые важны для учителей и родителей, и.те и другие с гораздо большей степени вероятности позволят ему—и- даже помогут — заниматься вещами, истинно для него важными.

Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях — это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне применимой и к родителям. Родители, стремя-щиеся развить в ребенке творческие способности и про-дуктивность, должны дать место творчеству и в со-бственной жизни. Компетентный родитель — прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

В этом отношении личностные характеристики творчески одаренных людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной андрогинии. То есть творче-ски одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися «женскими»,— интро-спектйвностью, чувствительностью, ярко выражен-ным эстетическим началом и т. д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют многие тра-диционно мужские качества—-иезависимость, самоут-верждение, честолюбие.

В этом несложно обнаружить влияние родителя противоподожного пола, чье общение с сыном или до-черью перерастает стереотипные представления о «мужском» и «женском» и помогает формированию в ребенке сильной Я-концешщи как действенной лич-ности, а не «способного» мальчика или «хорошей» де-вочки.

Одним сопутствующим элементом нынешней пере-оценки сексролей в современном обществе может быть пробуждающееся позигивное отношение к более андрогинному развитию личности, когда человек прояв-ляет лучшие качества обоих стереотипов. Хорошо при-способленный мужчина может быть заботливым, чув-ствителъным и экспрессивным — и одновременно ответственным, честолюбивым и смелым. А хорошо при-способленная жещина — соединять в себе независи-, компетентность, честолюбие с добротой, трудо- любием и готовностью помочь. В нынешней ситуации вы вправе ожидать дальнейшего прогресса в этом на-правлении (Hollinger, 1983). Необходимость большей широты взгляда на проблему в школе явствует из ут-верждения, что учителя и другие работники школы ча-сто ассоциируют одаренность с рядом «странностей», таких, как социальная изоляция, феминизация у маль-чиков, агрессивность у девочек и вообще нервозность и гиперчувствительность (Altman, 1933).

Очень много сейчас говорится о значении полушар-ной организации мозга для развития творческих функ-ций. В обсуждении творчества я не могу обойти внима-нием растущее увлечение проблемами правого полуша-рия. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной асимметрии мозга, которая в широ-ком смысле сводится к тому, что левое полушарие от-вечает за рационально-логические процессы, а пра-вое—за интуитивные. Думаю, следует более трезво подходить к результатам медицинских и неврологиче-ских исследований. Тем не менее за этим увлечением всем новым можно обнаружить ряд важных факторов, подтверждаемых результатами исследований. Их сле-дует принимать во внимание учителям и родителям при планировании школьных или внешкольных заня-тий.

Существует общее мнение (Torrance, 1980), что ле-вое полушарие мозга обрабатывает информацию по-следовательно и линейно, аналитически и логически.

Правое полушарие, напротив,—глобально, реля-тивно, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.

В школьных занятиях главенствующая роль, без-условно, принадлежит коре левого полушария мозга.

Восприятие же структур, связей, чувство прекрасного—это функции правого полушария, осуществляю-щие целостное восприятие. Американцы не имеют адекватных возможностей для их выражения.

В попытках изменить видимый дисбаланс в учебном процессе некоторые крестоносцы от творчества доби-ваются отмены программ, ориентированных на левое полушарие, и концентрации всецело на правом. Но сле-дует помнить, что оба полушария являются связанны-ми между собой частями одного рабочего органа, и са-мые болыпие достижения, наиболыпая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полу-шарий.

Взятые отдельно, процессы правого полушария мо-гут быть удивительно тонкими, неопределимыми: резу-льтат невозможно предугадать. Но вдохновение и ин-туиция, которыми правое полушарие сопровождает конкретную деятельность, продуцируют совершенно новый результат, вырастающий из богатой интеграции конвергентного и дивергентного мышления.

Мне довелось присутствовать на лекции одного из самых болыиих авторитетов в области изучения ода-ренности и творчества Джона Гауэна, в которой он убе-дительно доказывал необходимость комплексного по-нимания творчества. Хотя акцент в его сообщении был сделан на подсознательном опыте вдохновения, он от-метил, что облечение этого вдохновения в форму худо-жественного или научного достижения зависит от зна-ний и навыков, накопленных в «опыте левого полуша-рия». Гауэн сравнил подсознание (правое полушарие) творческой личности со стереоприемником, а сознание (левое полушарие) с тюнером. Он не проецировал этого сравнения на полушария мозга, но аналогия мне каж-ется весьма убедительным доводом в пользу интегра-ции соответствующих процессов познания. Логическое, последовательное, линейное мышление (по Гилфор-Ду—конвергентное мышление) не должно обесценива-ться в погоне за целостным, интуитивным, релятивным мышлением (по Гилфорду — дивергентное мышление). И в школе и дома в детях нужно развивать оба пути по-знания и помогать им находить удовлетворение в инте-грации обоих измерений мозговой деятельности. Тома-су Эдисону приписывают фразу: «Изобретение — это 99% пота и 1% вдохновения». Наиболее творчески про-Дуктивные люди отдают много сил изучению именно прагматики своего искусства, так что в те редкие мгно-вения вселенских озарений они могут облечь свое вдохновение в земные, осязаемые формы: Моцарт—-в музыку, Элиот — в поэзию, Кекуле — в циклическую фор-мулу бензола.

Известный писатель Сол Беллоу прекрасно выразил мысль о необходимости облечь зародыш идеи в сло-ва—с тем чтобы и автор лучше ее воспринял: «Как че-ловек может знать, что он думает, пока не знает, что может по этому поводу сказать — вслух или на бума-ге?» Речь помогает болынинству людей организоватъ собственную мысль. Неязыковые средства выраже-ния — изобразительные, музыкальные или пластиче-ские—сообщают мысли и чувства более непосред-ственно, они более личиостны и интимны. Значение их сообщается на менее рационалыюм, хотя и высоко це-нимом уровне.

Ранее в этой главе приводились рекомендации роди-телям, призванные помочь' одаренному ребенку с ярко выраженными индивидуалистическими тенденциями поддерживать нормальные отношения в обществе. По-лин Пегашски (1960) предложила ряд очень полезных приемов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в кол-лективе.

1. Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они восприняли твой вклад как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).

2. Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь,

3. Давай понять, что в основном ты поддер-живаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

4. Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранять собствен-ное достоинство, выслушивай их внимательно.

5. Заработай собственный «кредит» для боль-шей личной свободы в течение какого-то периода времени, не бойся изначально воспринять господ-ствующие требования, когда они не вступают всерьезный конфликт с твоими основными прин-ципами.

6. Концентрируйся на задании, которое необ-ходимо выполнить, а не на «личностях», не на до-стижении статуса.

7. Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить от-вет, а также избрать способ действий.

Эти приемы призваны помочь одаренной лично-сти — ребенку или взрослому—разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересадм. Такой творческий конформизм позволит ему сочетать продуктивный неконформизм с личным равновесием.

В своей собственной работе я сталкивалась со слу-чаями, аналогичными тем, что описаны в работах дру-гих специалистов по проблемам воспитания творчески одаренных детей (Gowan, 1955; Torrance, 1962; Khatena, 1978). Продолжительное насильственное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей твор-чески одаренного ребенка может привести к эмоциональ-ным сложностям, неврозу и даже психозу. Неврозы могут вызываться продолжительными периодами си-льной подавленности, когда ребенок не в состоянии по-нять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений (Dirkes, 1983). Когда его творческая энергия серьезно блокируется, мышле-ние может оказаться парализованным. Бегство в во-ображение может стереть границу реальности и фанта-зии. Такой ребенок может принимать оборонительные Модели поведения, сходные с психопатическими. Столь крайние формы неприспособленности редки, но в той или иной степени все плохо приспособленные к окру-жающему дети подвержены стрессам.

Для того чтобы быть творческой личностью, необя-зательно страдать. Но почему-то страдание всегда со-провождает творчество. Семья может дать ребенку психологическую защиту, способную оборонить ребенка от воинствующего конформизма и укрепить самопонимание нимание и самоприятие ребенка, «танцующего под кому не слышную мелодию».

В свое время Джон Гауэн (Gowan and Torrance,1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей. С помощью этих советов родителям доставляется возможность сдать своего рода автоэкзамен. Формулировки я изменила в свете более поз, работ Гауэна, а некоторые сопроводила собственн комментариями (в скобках).

1. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддерживайте способности ребе: к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...» В этом случае, как бы ни стар; ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Оставляйте ребенка одного и позволяя ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение ниц» личности. Даже очень маленькие одарен: дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)

5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их но-сителями. Таким образом, он в свою очередь бу-дет и сам ценим другими.

6. Помогайте ребенку в удовлетворении ос-новных человеческих потребностей (чувство без-опасности, любовь, уважение к себе и окружагб-щим), поскольку человек, энергия которого скова-на основными потребностями, менее способен до-стичь высот самовыражения.

7. Помогайте ему справляться с разочарова-нием и сомнением, когда он остается один в про-цессе непонятного сверстникам творческого пои-ска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет. (В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение ве-ликих творцов.)

8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ре-бенок должен научиться жить в иителлектуаль-ном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Помогайте ребенку ценить в себе творче-скую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словес-ная карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной—но и очень недоброй.)

10. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознатель-ную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею сло-вами и сделать ее понятной для окружающих.

(Есть некоторые основания полагать, что такие предсознательные фантазии являются полу-оформившимся, нестройным истоком интимно-го творческого вдохновения.

11. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте крити-ковать первые опыты — как бы ни были они не-удачны. Относитесь к ним с симпатией и тепло-той: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

12. Помогайте ребенку стать «разумным аван-тюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

13. Поддерживайте необходимую для творче-ства атмосферу, помогая ребенку избежать обще-ственного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Таким образом, он сможет стать конструктивным, скорее чем неконструктивным неконформистом. Чем шире мы открываем воз-можности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного твор-ческого выхода, может направить свою творче-скую энергию в совершенно нежелательном на-правлении.

14. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же спо-собностей. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчи-ком — проблемы не кончаются, поскольку незы-блемым правилом пжольных и дворовых площа-док является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит онакак 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, позволить ребенку погрузиться в одиночёство и избегать общения.

Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных (Gowan and Torrance, 1971).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...