Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опережающее познавательное развитие




1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны ак-тивно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соот- ветствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языко-вым развитием и способностью к классификации и ка-тегоризированию помогают такому ребенку накапли-вать большой объем информации и интенсивно исполь-зовать ее.

4. Одаренные дети обладают болышш словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают со-бственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысло-вые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием зани-маться сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Некоторые одаренные дети обладают повышен-ными математическими способностями в плане вычи-слений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

7. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и болыпим упорством в ре-шении той или иной задачи.

8. Характерная для одаренного ребенка увлечен-ность заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в помощи и поддержке, но не в слепой опеке.

Психосоциальная чувствительность

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чув-ство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.,

2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3- Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, лю-бят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Вос-приятие смешного у них нередко отличается от восприя-тия сверстников.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные стра-хи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чув-ствительны к неречевым сигналам окружающих.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негатив-ное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

 

Физические характеристики

1. Одаренных детей отличает высокий энергетиче-ский уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками ча-сто отстают от познавательных способностей. Им не-обходима практика. Разница в интеллектуальном и фи-зическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) ча-сто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Внимание к тому, чем одаренный ребенок отличае-тся от сверстников, поможет учителям и родителям в понимании и стймулировании всех аспектов его раз-вития.

Хочу дать родителям некоторые советы.

Внимательно прислушивайтесь к вопросам ребенка, отмечайте, чем ребенок предпочитает заниматься, сле-дите за его естественными интересами. Если 5-летний ребенок с IQ — 200 не проявляет никакого интереса к чтению, но с легкостью перемножает в уме трехзнач-ные цифры, не пытайтесь учить его алфавиту. Родите-лям с ярко выраженными способностями и интересами порой трудно позволить ребенку их не разделять. Сде-лайте так, чтобы ребенок рассказал вам о своих со-бственных интересах, поделился сомнениями, задал во-просы. Даже если сами вы не являетесь в этом вопросе специалистами, ваши советы, возможно, помогут ему. Когда же ваши знания будут исчерпаны, следует под-сказать ребенку обратиться к специалистам. Постарай-тесь выявить такие интересы, которые у вас с ребенком могут совпадать, с тем чтобы в этой сфере вы сотруд-ничали постоянно, может быть, вы и сами чему-то нау-читесь.

Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-летнем возрасте очень любопытны и гото-вы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для то-го, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим.иссле-дованиям и опытам. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!» Мама одного 4-летнего вундеркинда, встречая его из садика, задавала следующий вопрос: «Ну, что ты сегодня выучил?»

Не делайте излишнего упора на школьных заня-тиях, так как учебные программы делают акцент на конвергентном, а не дивергентном мышлении и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные школьные занятия уделяют непропорцио-нально большое внимание логическим, цифровым и ли-неиным процессам, ассоциируемым в основном с деятельностью левого полушария мозга. Мышление же ин-туитивное, ассоциативное, которое, по мнению Пиаже (1962), естественно в ребенке дошкольного возраста, может подавляться ранними интенсивными занятиями использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, японские дошкольники активно вовлекаются в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д. Это, пожалуй, более со-ответствует теории Пиаже о необходимости опыта как основы для построения взрослого механизма познания (Torrance, 1979).

Выделите ребенку место для его коллекций, экспе-риментов и любимых занятий. Классифицирование, ка-тегоризация, поиск системности и связей приносят ода-ренному ребенку интеллектуальное удовлетворение. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения раз-ных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющи-ми цветы, могут заинтересовать его биологией и энто-мологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

Родителям таких детей нелишне было бы объедини-ться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным язы-ком, так как в дошкольном возрасте «языковые» цен-тры мозга впитывают информацию наиболее эффек-тивно.

Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

Родителям и учителям очень трудно понять, что большинство одаренных детей имеют негативную Я-концепцию (Rowlands, 1974). В какой-то мере это следствие перфекционизма, характерного для многйХ одаренных детей. Почему они предъявляют к себе столь высокие требования? Как они воспринимают бования — или ожидания—родителей? Нужно ли быть олько первым во всем, чтобы заслужить родительское яимание? Неосуществленные амбиции и надежды родителей—не проецируются ли они вольно или неволь-на детей? И родители и учителя должны избегать со-здания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необ-ходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в ко- торых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от за-нятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не вовсем. Неудача — вещь нормальная, слу-чающаяся со всеми.

Если ребенок отказывается спать днем, родители мо-гут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям не-обходима передышка.

Главное внимание в этой главе было уделено ответ-ственности и одновременно радости родителей, воспи-тывающих одаренных детей. В настоящее время не су-ществует оптимальных программ для одаренных до-школьников или младших школьников. Надо надея-ться, что соответствующие программы будут разрабо-таны, но даже и тогда родители останутся главной опо-рой одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

 

Часть III

ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...