Развитие интересов и постановка задач
От родителей мне нередко приходится слышать: «я не хочу, чтобы он был гением. Пусть будет нормаль-ным, счастливым, приспособленным к жизни ребен-ком». Подобные заявления вызывают мыожество во-просов. В основе такого отношения к одаренному ре-бенку в семье лежит комплекс отрицательных стереоти-пов. На самом деле именно такие высказывания роди-телей и побудили меня взяться за эту неболыпую книж-ку в надежде, что в конечном счете она поможет детям. Давайте прежде всего остановимся на вопросах, воз-никающих в ответ на подобные высказывания родите-лей. Что значит «нормальный» применительно к одарен-ному ребенку? В генах ребенка заключаются биохими-ческие основы его замечательных способностей и та-лантов. Для одаренного малыша вполне нормально быть любознательным, энергичным, чувствительным, сообразительным, все помнить, хорошо говорить и быть весьма самостоятельным. Для его обычного сверстника это не столь характерно, но еще раз повто-ряю — абсолютно нормалъно для одаренного. Неужели родители хотят, чтобы в детях глушились их естествен-ные реакции на окружающий мир, чтобы замедлился темп развития, запрограммированный их ДНК? Многйе скажут, что желают ребенку избежать переживаний и отчуждения, характерных для одаренных людей в со-временном обществе. Но эта логика вырастает из того же стереотипа: быть одаренным—значит быть ненормальным и чуждым. Как же должен чувствовать себяребенок, который слышит подобное от родителей или улавливает такое отношение — пусть и не высказанное вслух? «Мои родители не очень рады видеть меня таким, какой я на самом деле. Они хотят, чтобы я был попроще», чтобы я скрывал свое "Я"». Для одаренного ребенка эта ситуация тяжела, она вредит формированию здорового образа-Я и углубляет чувство отчуждения.
Насколько же лучше вместе с ребенком радоваться всем сторонам его развивающейся личности, его уника-льный талантам, основы которых заложены самими родителями. Такое отношение может уменьшить влия-ние негативных общественных стереотипов на ребен-ка—да и вообще ослабить стереотипы как таковые. Однажды в присутствии одного из самых одаренных мальчиков, которых я когда-либо видела, его дядя ска-зал: «Не хотел бы я быть таким умным, как Том: всю жизнь гнуться под тяжестью такого мозга». Когда близкие ребенку люди так говорят, они лишь увеличи-вают эту тяжесть. Но почему даже родные должны уси-ливать негативный стереотип (особенно если и сами они одаренные люди), привычно утверждая американский антиинтеллектуализм * и чуть ли не превращая в идола «простого человека»? Лишь на словах мы ценим личность и «неограничен-ные возможности». Давайте лучше проявлять действи-тельную заботу о гармоническом развитии личности, развивать и адекватно реагировать на таланты, вместо того чтобы приглушать и нивелировать их неуместным выпячиванием ординарного. Таким образом, нетрудно усмотреть противоречие в высказываниях родителей, желающих, чтобы ребенок был счастливым и хорошо приспособленным к жизни в обществе. Очень сложно приспособиться, если вся забота об этом ложится целиком на плечи самого ребенка- «Не говори таких ученых слов», «Не задавай столько вопросов», «Не спорь со взрослыми», «Не воображай», «Девочки не должны драться с мальчиками» «Подожди, пока другие справятся с заданием», «Не забегай вперед», «Не вздумай поправлять учителя» — вот лишь несколько высказываний из обширного родитель-ского набора запрещений, лишающего ребенка ини-циативы. Этот набор должен казаться азбукой воспита-ния одаренного ребенка, призванной помочь ему адап-тироваться. Разумеется, в каких-то дозах это необходц-мо, и родители с тактом и пониманием могут пользо-ваться такого рода советами, чтобы помочь ребенку в установлении отношений с людьми самых разных способностей. Но разве адаптироваться должен только ребенок? Неужели школа да и все общество не должны проявлять болыпе понимания и меньше неприязни? Се-мья не должна являться передаточным звеном в про-цессе взаимной адаптации. Дом — единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную лю-бовь к себе такому, каков он есть, а родители— незаменимый источник этой любви. В силах родителей вырастить ребенка счастливым и хорошо приспо-собленным, если они чутко воспринимают все аспекты его личности и делят с ним и беды и радости. Здесь не-обходимо подчеркнуть, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни лучше, чем он сам. Мы уже касались того, как ребенок открывает в себе талан-ты и способности. Обрести здоровое самовосприятие гораздо легче, если окружающие по-доброму тебя вос-принимают и дают тебе понять, что ты уважаем и це-ним как цельная личность.
Одна из статей об одаренных детях начиналась фра-зой: «Одаренных детей порой трудно учить, с ними не просто жить, но воспитывать их совершенно невозмо-жно» (Johnson and Roth, 1985). Как в капле воды, в этой фразе отражаются чувства и социальные стерео-типы, которые эта книжка призвана если не изжить, то по крайней мере ослабить. Почему многие родители придерживаются именно такой точки зрения? Каковы корни такого мнения, кроющиеся во внутрисемейных отношениях? Что в формировании этого мнения привносится обществом системой образования? Давайте но пробуем спроецировать параллельное утверждение на систему социальных стереотипов: «Детей порой трудно учить, с ними непросто жить, но воспитывать их совершенно невозможно». Мы можем согласиться с первыми двумя частями этого заявления, но и как не с третьей. Так не является ли третья часть этого утверждения просто гипербрлой? Возможно ли в принципе сказать, что некоторую категорию детей воспитывать невозмо-окно, если речь идет о таком важном для формирова-ния личности процессе? Даже если подобное заявленйе не должно восприниматься буквально, как оно влияет на других родителей, а также и на тех, для чьих ушей оно не предназначено,— самих детей? Родителям такая точка зрения может сослужить лишь дурную службу, подрывая их уверенность в себе и оиравдывая их со-бственные ошибки: и то и другое одинаково плохо для воспитания в ребенке здорового самовосприятия.
Я надеюсь, что слово «невозможно» мы заменим на, «удивителъно», «интересно», «увлекателъно» и «восхи-тительно». Для этого полезно рассмотреть возможные корни такого стереотипного утверждения. Каковы проблемы, вызывающие раздражение и разочарование в некото-рых семьях? Подростковый возраст, возраст переломный — это время большой напряженности в отношении родителей к одаренному ребенку. Описанное выше состояние асинхронности, дисбаланса между различными аспек-тами развития личности (например, интеллектуально-го, физического, социального, эмоционального, нрав-ственного) применимо к нашей ситуации. Что касается одаренных детей младшего возраста, об этом мы уже говорили, то их интеллектуальное развитие может быть ускоренным, а эмоциональное и физиологическое — более соответствовать возрасту. Развитие нравственное, в силу его связи с интеллектуальным восцриятием и, повышенной чувствительностью, зачастую бывает более высоким, нежели у сверстников. Таким образом, нетрудно предположить, что в плане социальной приспособленности одаренный ре-бенок будет испытывать проблемы — при том что в ин-теллектуальном и нравственном развитии он опере-жает сверстников и идет вровень с ними в эмоциональ-ном и физиологическом. Первой родительской реакцией на подобные про-блемы у ребенка должно быть использование некото-рых приемов, описанных ранее в главе, посвященной проблемам поведения. Многие из этих проблем стано-вятся явными прежде всего в отношениях одаренного ребенка с другими детьми в семье, если способности их весьма различны. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда ребенок поступает в школу: сравнение со сверстниками становится неизбежным, а отношение учителя имеет огромное значение. Следует отметить, что напряженность приводит к повышенным интересам и в подростковом возрасте. Для американцев тради-ционно считать процесс «взросления» затяжным, веду-щим к искусственному сдерживанию развития незави-симости у молодежи.
Полезно было бы подумать и о том, что делает ода-ренного ребенка счастливым. Наверное, то же, что де-лает счастливым всех детей,— новые задачи и цели, но-вые объекты исследования, новые чувства и пережива-ния, то есть развитие интереса и постановка новых за-дач. Американские школы в этом плане могут удовлет-ворять потребности большинства детей с нормальным умственным, социальным и физическим развитием. В соответствии с требованиями родителей и законода-телей разработаны соответствующие условия и требо-вания для обыкновенных детей. Но в отношении наибо-лее талантливых детей школы располагают и меньши-ми средствами, и меныними обязательствами по созда-нию оптимальных учебных условий. На сегодняшний день родителям приходится нести болыпую долю от-ветственности за создание необходимых условий для умственного и социалыюго развития своего одаренно-го ребенка. Собственно, именно сознанием этой ответ-ственности вызвано чувство неадекватности, напряжен- яости и раздражения самими собой у родителей, обращающихся за советом к специалистам. Родителей часто пугает процедура формальной идентификации и града-пия детей в школе по способностям. И в этом случае — как и тогда, когда они еще в дошкольном возрасте ви-дят в ребенке выдающиеся способности,— родители бывают озадачены, даже сломлены грузом ответствен-ности за воспитание одаренного ребенка. Озабоченность их обоснована тем, что они в на-стоящее время и в течение многих лет будут играть главную роль в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии ребенка. Но озабоченность должна быть источником радости и вдохновения для решения такой сложной проблемы, а не боязни потер-петь неудачу. Никто не знает ребешса лучше, чем члены его семьи. В поиске занятий, призванных дополнить школьное образование, родителям следует прежде всего обра-тить внимание на интересы и увлечения самого ребен-ка. Стоит также проследить, чем вообще предпочитают заниматься дети этого возраста. Тот факт, что дошко-льник способен освоить и чтение, и письмо, и арифме-тику, не означает, что родители должны немедленно окружить его всякого рода пособиями и учебниками: ему это и так предстоит весьма скоро и в более чем до-статочном объеме. Побуждайте ребенка заниматься и участвуйте сами, если возможно, в чем-то, что способно расширить опыт во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не только весело и интересно, но и закладывает бо-лее надежный фундамент для будущих учебных и науч-ных занятий.
Многие из одаренных детей очень много читают. Однако выбор литературы определяется больше возрастом, нежели способностями. Но по теме, составляющей предмет особого интереса, они выискивают и чи-тают весьма серьезные книги. В этом плане помощь би-блиотеки важна и для ребенка и для родителей. Компьютерные терминалы и межбиблиотечные обмены заметно улучшили положение маленьких библиотек в США. В чтении, в общении с природой, в кружках по инте-ресам одаренные дети должны иметь возможность для исследования, эксперимента и одновременно для раз-вития' рабочих навыков. Им нужна практика и под-держка для того, чтобы завершать однажды начатое и проявлять избирательность в том или ином пред-приятии. Взрослым следует быть гибкими, если они хо-тят помочь ребенку развить трезвую оценку своих сид и практичность. Для одаренного ребеика не так уж необычно одновременно читать десять-двенадцать книг. Множество вещей, которые их йнтересуют, ме-шают им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые у них в данный момент хватит времени и сил. Верно, что их энергия и степень интереса гораздо выше, чем у многих других детей, не стоит рас-ходовать их попусту, замахиваясь на то, что пока со-вершенно не под силу, и тем самым обрекать себя на разочарование. Высокоодаренные дети нуждаются в развитии неза-висимости, сйльного самоуправления и самодисципли-ны: школа, как правило, не ставит перед ними серье-зных задач, поэтому они должны опираться на со-бственные силы и сами ставить себе цели в достижении совершенства. В школах, где не уделяется никакого — или мизер-ное — внимания исключительным талантам, одарен-ные дети функционируют с большим или меньшим успехом на одном из четырех уровней, описанных Ма-слоу (1954). На первом уровне — выживания— ребенок лишь физически присутствует и отчаянно борется за самосох-ранение. Громадная психологическая энергия у него уходит на сохранение своего «Я» во внешне враждеб-ном окружении. На втором уровне — обороны — ребенок сохраняет сомовосприятие, найдя собственную «нишу безопасно-сти», тратя массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как угроза. На третьем уровне — уверенности — одаренный ребенок находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, развитие и учебу и лишь незначительную ее долю — на лриспособление. Четвертый уровень—процветание—конечная цель пля одаренных детей и их родителей. В таком психоло-гическом климате одаренный ребенок может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным за-нятиям. Дэвид Льюис (1979) составил для родителей список утверждений, вытекающих из обширного мате-риала по изучению опыта тысяч семей, где имеются одаренные дети. Эти утверждения типизируют удач-ный подход к стимулированию позитивного умствен-ного развития. 1. Я отвечаю на все вопросы ребенка наско-лько возможно терпеливо и честно. 2. Серьезные вопросы и высказывания ребен-ка я воспринимаю всерьез. 3. Я поставил стенд, на котором ребенок мо-жет демонстрировать свои работы. 4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творче-ским занятием и работа еще не закончена. 5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключителыю для его занятий. 6. Я показываю ребенку, что он любим та-ким, какой он есть, а не за его достижения. 7. Я поручаю ребенку посильные заботы, 8. Я помогаю ребенку строить его собствен-ные планы и принимать решения. 9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам. 10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы. 11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев. 12. Я устанавливаю разумный поведенческцй стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал 13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей. 14. Я никогда не наказываю ребенка униясе-нием. 15. Я снабжаю ребенка книгами и материала-ми для его любимых занятий. 16. Я приучаю ребенка мыслить самостояте-льно. 17. Я регулярно читаю ребенку. 18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет 19. Я побуждаю ребенка придумывать исто-рии, фантазировать. 20. Я внимательно отношусь к индивидуаль-ным потребностям ребенка. 21. Я нахожу время каждый день, чтобы по-быть с ребенком наедине. 22. Я позволяю ребенку принимать учасгие в планировании семейных дел и путешествий. 23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки. 24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рас-сказы и песни. 25. Я учу ребенка свободно общаться со взро-слыми любого возраста. 26. Я разрабатываю практические экспери-менты, чтобы помочь ребенку больше узнать. 27. Я позволяю ребенку играть со всяким хла-мом. 28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их. 29. В занятиях ребенка я нахожу достойное по-хвалы. 30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне. 31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку. 32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком. 33. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения. 34. Я помогаю ребенку быть личностью. 35. Я помогаю ребенку находить заслуживаю-щ0е внимания телепрограммы. 36. Я развиваю в ребенке позитивное восприя-тие его способностей. 37. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ре-бенка, говоря: «Я этого тоже не умею». 38. Я поощряю в ребенке максимальную неза-висимость от взрослых. 39. Я верю в здравый смысл ребенка и дове-ряю ему. 40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятелыю, даже если я не уверен в позигив-ном конечном результате. Я полагаю, родителям полезно познакомиться с этими утверждениями. Если вы согласны с 20% из них, то, вероятно, над остальными стоит еще поду-мать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку. Нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одаренные дети—прежде всего дети. Я твердо верю, что родители, учителя и дети стремятся к тому, что кажется им лучше. А неудачи продиктова-ны не плохими намерениями, а отсутствием понимания или опыта. Чтобы уменьшить ваши родительские тревоги и по-мочь вам черпать радость в воспитании своих одарен-ных детей, позвольте дать несколько советов. Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед новые, увлекательные задачи. Во-вторых, вам следует уделить специальное внимание к проблеме развития и воспитания и искать ин-формацию как в литературе, так и в общении с другими Родителями и специалистами. В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщате-наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определитьнаправления, в которые лучше всего вкладывать и силы. Пусть любознательность ребенка помсшет определить, какие интересы вы должны развивать и какие задачи ставить. Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить и перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размьь шление или импровизированные предприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего ребенок хочет радовать вас и быть любимым вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить вам удовольствие. С этих по-зиций следует подумать о том, что ребенку необходимо действителыю свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа. В-четвертых, в качестве общих установок для разви-тия интереса и постановки задач вам следует рассмот-реть три фактора, способствующих отличным дости-жениям: способности, возможности и индивидуаль-ностъ. Способности к острому, живому восприятию, аб-страктному и сложному мышлению, речевой или мате-матической легкости или к художественному творче-ству являются одним из параметров одаренности. Вы-дающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми. Возможности должны включать ранние опыты, рас-полагающие ребенка быть интеллектуально активным и заинтересованным, самому решать собственные проб-лемы, воспринимать все лучшее в окружающих, гар-монизировать соотношение собственных интересов и личных отношений и воспринимать себя как человека уверенного и компетентного. Индивидуальность может как способствовать рас-крытию двух первых качеств, так и затруднять их раз-витие. Индивидуальность утверждается в ребенке с довольно раннего возраста и находит свое отражение в его характере. Однако детский характер может пре-терпевать определенные изменения под воздействием окружающего мира, который является благоприятным леблагоприятным фоном для его становления. Например, такое индивидуальное качество, как медлительность, благодаря определенным условиям может быть ослаблено, хотя и не изжито вовсе. Стеснительность можно до некоторой степени преодолетъ, но она никогда не уступит место повышенной общителыгости и балагурству. Родители и дети могут обладать очень разными ха-рактерами, но это не должно мешать радости их обще-ния. В то же время необходимо помнить, что хотя инте-ресы и реакции ребенка резко отличаются от родитель-ских, они отнюдь не менее ценны. Во многих случаях дети оказали серьезное влияние на развитие личности и характер родителей. Отсюда следует вывод, что от-ношения между детьми и родителями должны обла-дать двусторонним действием. Нужно признать, что некоторые виды занятий, на-пример выполнение домашних заданий, ые стимули-руют в одаренном ребенке большого интереса и не ста-вят перед ним больших задач. Тем не менее задания та-кого рода необходимы, так как оии укрепляют чувство ответственности. Родители часто спрашивают, как за-ставить ребенка не растягивать школьные уроки. Во-прос этот рождает множество других, которые недо-статочно обсудить на коротком родительском собра-нии. Применительно к этой проблеме, я полагаю, роди-телям следует рассмотреть несколько факторов. Во-первых, не являются ли школьные уроки основ-ным предметом общения между вами и ребенком? Мо-жет быть, ребенок копается с уроками 'только для того, чтобы получить необходимую дозу родительского вни-мания? Во-вторых, уточнили ли вы программу домашних занятий с учителями? Может быть, ребенок излишне перегружен? В-третьих, не подвержен ли ребенок перфекционистским тенденциям, которые могут чрезвычайно осложнить выполнение домашних заданий? Если же вы рассмотрели все эти возможности и не нашли удовлетворительного объяснения, подумайте может быть, проблема в естественном человеческом нежелании заниматься неприятным делом? В таком случае подайте ребенку пример, занявшись чем-то нужным, но далеко не интересным. Помните—пример и рождает некое чувство солидарности. Существует очень много общего между воспитате-льными приемами в отношении всех детей, и одарен-ных в частности: установление ограничений, воспита-ние ответственности, сохранение постоянного контак-та, следование тем нормам, которые вы хотите привить ребенку. Особое внимание следует уделить остроте вос-приятия и чувству справедливости в одаренных детях, а также помнить о недопустимости фальши. Родителей волнует вопрос о том, как заговорить с ребенком и ка-кой совет дать по поводу просыпающейся в нем сексуа-льности. Необходимо найти баланс между правом каж-дого человека на суверенитет, абсолютной честностью в самовыражении и пониманием того, что ребенку ну-жен мудрый и тактичный совет в период, столь важный в его физическом и эмоциональном развитии. Может быть, мама, разрывающаяся между тем, что она пред-писывает дочери, и своим поведением в ее возрасте, по-думает, как могло бы происходить ее собственное раз-витие, если бы у нее была возможность откровенно и по-доброму обсудить с родителями этот аспект своей личности. Она могла бы избрать другой путь—или повторить свой собственный. Но в любом случае— может ли она вспомнить то, что теперь скрывает от до-чери, не желая, чтобы дочь тоже имела добрачные от-ношения с будущим супругом? Сказать, что это оказа-ло отрицательное влияние на ее последующую жизнь, на супружество и семью? Мы говорили о многих аспектах дифференцирован-ного подхода к воспитанию детей по признаку пола. В популярной литературе немного говорится о разнице между тем, что сообщают отцы мальчикам, а мате-ри—девочкам и мальчикам о просыпающейся в них сексуальности. Привычный двойной стандарт существует и, может быть, во многих семьях и не собираются отказываться. Если так, одаренным детям необхо-объяснить причину такого дифференцированного подхода, иначе разность информации они воспримут еще один пример бессмысленной или злонамеренной лжи со стороны взрослых. Однако для родителей часто является проблемой. Тем не менее провести беседу с детьми необходимо. Тогда вся семья может вместе заняться решением проблемы (Feldhusen and Treffinger, 1977) или поиском рационального решения (Applegate and Evans, 1985). Поскольку в воспитательной философии приоритет остается за семейной системой ценностей, было бы не-правильно рекомендовать конкретные решения или от-веты на часто задаваемые вопросы. Что можно реко-мендовать — так это продуктивные общие подходы к решению проблемных ситуаций и максимально воз-можную информированность в любой проблемной сфере, что означает знакомство со многими источника-ми и их выбор с точки зрения применимости к конкрет-ной ситуации или личности. В понимании того, насколько удачны развитие ин-тереса и постановка задач, родителям поможет про-стой вопрос, обращенный к ребенку: «Как ты думаешь, чем мы болыие всего тебе помогли?» В ответ ребенок может нарисовать картину, написать рассказ или сти-хотворение. Вариантом такого вопроса может быть: «Что мы сделали для того, чтобы тебе было интереснее учиться?» Исследования Фримана (1979) в Англии и Уорда (1971) в Соединенных Штатах дают пищу для невесе-лых размышлений о влиянии социальных факторов на взаимодействие между детьми и родителями в области Развития интереса и постановки задач. Так, английские матери в рабочих семьях — в отличие от матерей в семьях среднего класса — не воспринимали ребенка как развивающуюся личностъ, росту которои они могли бы помочь. Они чувствовали себя сравнителъно беспомощными и не стимулировали познавательного развития в ребенке. Проведенные Уордом исследования в бедном негритянском районе Луизианы, похожем на все бедные негритянские районы США, также выявили, что матери нечувствовали не демонстрировали никакой ответственности за предоставление ребенку чего-либо, помимо пищи, одежды и дисциплинарных установок. Ребенок не воспринимался как человек, с которым можно разговаривать, на которого нужно обращать виимание. По их мнению, «хороший» ребенок – тот который, молчит или гуляет во дворе. Не могут ли столь ранние различия в окружении объяснить чрезвычайно высокую долю детей из семей среднего и высшего классов среди тех, кого мы определяем как одаренных? Сами поведенческие модели, которые более образованные родители научились распознавать как проявление одаренности, - ненасытное любопытство, опережающее языковое развитие и высокий энергетический уровень – во многих семьях «низшего слоя» считаются негативными и подавляются наказанием или неприятием. Если вы пытаетесь наверстать упущенное и начинаете воспитывать своего 3-4 – летного ребенка, уделяя ему несколько часов в день, помните – вы опоздали. Воспитывать ребенка нужно с первых дней его жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|