Стимулирование интересов и способностей
Очень важно верить в способности ребенка. Из по-зитивного окружения, которое вы создаете, он возьмет то, что ему необходимо. Для него ваша вера в его си-лы—достойная уважения предпосылка. Взрослый дол-жен помогать, но не тянуть или толкать (81гап§, 1960). Для ребенка должна быть создана благоприятная обстановка, способствующая развитию его талантов, Вы, естественно, зададитесь вопросом: «Что для этого нужно сделать, как обеспечить оптимальные условия для полного развития ребенка?» Особенно часто и тре-вожно вопрос этот звучит, когда ребенок только что прошел школьное тестирование и был классифициро-ван как «одаренный». Для некоторых родителей это не является новостью, но перед многими ставит нелегкий вопрос: «А все ли мы делаем так, как надо?» Я хочу успокоить встревоженных родителей. Само по себе тестирование не может изменить вашего ребен-ка. Однако в какой-то степени это оценка вашего уча-стия в ребенке. Иногда, исходя из самых лучших побу-ждений, родители могут перестараться. Например, в ответ на вопрос, что бы он хотел изменить, если бы мог, 10-летний мальчик из весьма благополучной семьи сказал: «Я бы хотел, чтобы вся семья почаще со-биралась вместе». В этой семье дети школьного возра-ста были столь загружены всякого рода внешкольными занятиями, а родители так активно занимались своимй, безусловно, важными делами, что у ребенка сложилось впечатление, что практически никогда они не собирак»' тся дома всей семьей. Семейное общение является, пожалуй, самым благотворным и при необходимости должно специально включаться в распорядок дня. Родители нередко совершают характерную ошибку, пытаясь навязать уже достаточно взрослому ребенку то занятие, которое когда-то увлекало их самих. Им йногда и в голову не приходит, что ребенку это может быть не только не интересно, но и неприятно. «Если мне так нравились занятия борьбой, неужели моему сыну может быть неинтересно? Он просто пока не во-шел во вкус. Но он очень способный. Постепенно при-выкнет, а потом ему, может быть, и понравится. Он же не отказывается ходить на тренировки!» Это высказы-вание любящего, умного и спортивно ориентированно-го отца стоит сравнить с тем, что говорит мать в част-ной беседе: «Да, он очень старателыго тренируется и участвует во всех турнирах, потому что знает, как много это значит для отца. Он очень хочет, чтобы отец гордился им». На самом же деле ребенок в этой семье проявлял наибольший интерес к научным исследова-ниям, где поддержка отца была гораздо менее актив-ной.
Одаренный ребенок, как правило, может развива-ться в обоих направлениях, но в вышеупомянутой се-мье отсутствует истинное уважение к личности и инте-ресам ребенка. Одаренные дети, обладающие разносторонними способностями, часто сталкиваются с трудностями в выборе будущей профессии, поскольку избрание од-ного пути, естественно, исключает все остальные. Но так или иначе, ребенок должен делать выбор сам. Роди-телям не следует быть чрезмерно активными в направ-лении такого выбора. Биографии одаренных людей не-редко дают нам примеры того, как, будучи взрослыми, они неоднократно брались за новое для себя дело, на-чиная свою карьеру с нуля. Возможно, что, делая самостоятельный выбор, ребенок впоследствии приблизи-тся к сфере интересов родителей. Но это будет уже его собственный выбор. Как правило, отложенное решение не рождает больших проблем, но есть сферы, где дости- жение вершин требует раннего етарта и узкой специа-лизации. Довольно часто высокоодаренные дети сопротив-ляются «всестороннему» развитию, с малых лет прояв-ляя большой интерес к какому-то одному занятию (на-пример, музыке, математике, снорту), добровольно от-давая этому почти все свое свободное время. Вероятно, их талант сочетается со способностью находитъ в зтом занятии полное удовлетворение, что характерно для очень немногих людей.
На основе данных, полученных в результате обсле-дований выдающихся людей, Блум (Bloom and Sosniak, 1981) описал модель воспитательных и образователь-ных приемов, которые помогли полному развитию их талантов. Наиболее интересное открытие, которое он сделал в результате многочисленных интервью с известными музыкантами, математиками и пловца-ми-олимпийцами, заключалось в весьма активной по-мощи и тюддержке семьи. Он утверждает, что никто из йих не добился бы выдающихся результатов самостоя-тельно! Блум писал: «Вопрос о том, кто из них гений, 'можно долго обсуждать, но выражение «гений себя проявит независимо от обстоятельств» не нашло подт-верждения в данном конкретном исследовании. Како-вы бы'ни были таланты всех этих людей, каковы бы ни были их способности, навыки и достижения в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных мето-дов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, поко-рив которые они и попали в сферу нашего исследова-ния» (Bloom, 1982). В большинсхве случаев, описанных Блумом в его работе, один или оба родителя (или близкий родствен-ник) сами имели отношение к сфере, в которой ребенок проявлял особые шособности, и активно поддержива-ли их дальнейшее развитие. Часто это делалось в надежде, что ребенок достигнет тех высот, к которым стремились отец или мать. В особенной степени это относй-тся к матерям, чьи личные цели и устремления и в свое время подчинены нуждам дома и семьи. В льных главах я говорила уже о родительском стремлении «воссиять» самим в своем одаренном ребенке. Та-кое самовозвеличивание редко бывает осознанным, но цорой именно оно лежит в основе предельной семейной сосредоточенности на развитии и достижениях наибо-лее перспективного ребенка (Feldman,R.D., 1982). Причины возникновения ранней мотивации устано-вить сложно: исходила она от ребенка или от родите-лей. Но как бы то ни было, все вундеркинды с самого раннего возраста получали постоянную родительскую поддержку. В некоторых семьях родительская предан-ность избранной сфере—музыке, спорту и т.д.— была настолько сильна, что участие в занятиях ребенка при-нимала вся семья. Родительское влияние на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет — это особенно важный фак-тор. По наблюдениям Блума, в большинстве семей счи-талось, что желание ребенка приобщиться к той сфе-ре, которой преданы родители, должно быть столь же естественно, как желание научиться говорить. Са-мих детей почти никогда не спрашивали об их планах и не предлагали выбора.
На ранних стадиях развития способный родитель исполняет роль и учителя, и наставника, являясь при-мером для подражания, в то время как ребенок пока лишь играет со своим талантом. На следующей стадии, когда ребенок становится школьником и поступает в секцию или кружок, у него появляются индивидуальные учителя и наставники, ко-торые рассматривают каждого ученика как индивидуа-льность, а темпы и уровень обучения, как и награды за успехи, определяются самим развитием ребенка, нахо-Дящимся под пристальным вниманием педагогов. Для всего этого процесса характерно постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант — в отличие от обычной практики, когда Ребенок должен сам постоянно приспосабливаться к темпу и уровню одноклассников. Когда же под руководством педагога или тренера ребенок не делает заметных успехов, родители склонны усматривать причину в наставнике и пытаются его заменитъ. Таким образом, индивидуальный преподаватель играет централь- ную роль на второй стадии развития таланта, а семья осуществляет контроль за вьшолнением заданий и вне-школьным развйтием. Нередко наставники подчиняют распорядок всей семьи урокам и занятиям вундеркин-да. (Так, сестре одной способной фигуристки вменя-лось в обязанность, следить за ее костюмами.) Методы преподавателей весьма тесно увязываются с родитель-ской стимуляцией. На этой, второй стадии ребенок, как правило, уже проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
На третьей стадии, когда ребенок достиг определен-ных результатов, он нуждается в более квалифициро-ванном преподавателе. Сотрудничество родителей и нового наставника в развитии таланта приобретает менее равноправный характер. Преподаватель или тре-нер становится единственным арбитром в процессе обучения, а роль родителей сводится к моральной и ма-териальной поддержке. На третьей стадии всякого рода общественные со-бытия—конкурсы, концерты, соревнования—яв-ляются важными компонентами развития таланта, наиболее торжественные события происходят вне до-ма. Таким образом, родители оказываются в роли зри-телей. На первой стадии ребенок тянется за родителем. На второй—родители находятся в раноправном партнер-стве с избранным ими учителем. На третьей стадии ро-дители подчинены главному наставнику, который ча-сто сам отбирает себе учеников и является для них единственным примером. На четвертой стадии подросток, обладающий действительно выдающимися способностями, обгоняет лучших учителей и равняется лишь на немногих корифеев в избранной сфере. Но этих заоблачных вершин достигают очень не-многие: мы все испытываем восхищение и уважение, наблюдая за ними. В связи с этим родителям следует подумать и о преимуществах, и о проблемах как для самого ребенка, так и для всей семьи. Создавая благоприятную обстановку, родители должны быть внимательны к интересам ребенка, помо-гая ему в исследовании всех возможностей интеллектуального и творческого развития. Но и здесь необходимо чувство меры: не стремитесь сразу покупать ребенку дорогой инвентарь или оборудование, не спешите вносить деньги за обучение до тех пор, пока ребенок не приобрел устойчивого вкуса к тому или иному заня-тию. Одаренных детей интересует практически все, но первоначальное очарование может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Чувствуя себя обязанным сделать все для удовлетворения потребностей ребенка в его самовыражении, родители часто не жалеют ни времени, ни денег. Нередко их ждет разочарование и раздражение, когда энтузиазм ребенка увядает, а дорогой инвентарь пылится в углу. Проявляйте благоразумие, не торопитесь бросаться в омут расходов, прежде чем ребенок действительно почувствует вкус к новому зянятию. Этим вы избавите и себя и ребенка от сожаления и неловкости за напрасные траты. Другая ситуация, обратная той, когда папа или мама за уши тянут ребенка в сферу своего особого интереса,— готовность родителей заняться новым делом вместе с ребенком. Однако иногда ребенок в силу своей разносторонней одаренности проявляет интерес ко многим вещам. Понятно родительское желание не обойти вниманием ни одну из сфер потенциального интереса ребенка, не лишить его шанса на истинно всестороннее развитие. И они начинают перегружать его различными занятиями.
У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место и каждый из детей был бы рад достойному вкладу другого. Нужно ли стремиться к возможно более раннему Развитию ребенка для того, чтобы в возрасте 14—15 лет он поступил в колледж? Вопрос этот вызывает множество новых вопросов: придется ли ему жить вне дома? Каков возраст его нынешних друзей? Могут ли местные школы предложить приемлемую альтернати-ву раннему поступлению в колледж, если это означает переезд в другой город? Может быть, общение с равно одаренными сверстниками в летнем лагере будет более приемлемым выходом? Почему в семье вообще возник вопрос о раннем поступлении в колледж? Кому перво-му пришла в голову эта мысль: самому ребенку, шко-льному учителю, родителям? Или пример был подан кем-то из его знакомых? Изучила ли семья всю возмо-жную информацию по этому поводу, взвесила ли все «за» и «против»? Если раннее поступление в колледж означает отрыв от дома и друзей, необходимо особенно серьезно подумать над иными решениями, где бы развитие способностей ребенка не сопровождалось преждевременным отлучением от безопасного (в психосоциальном смысле) домашнего окружения. Как уже отмечалось, возможности для учебы существуют помимо школы и помимо семьи, но только дома ребенок может найти поддержку и опору, столь необходимую для здорового развития личности. Возможности для академического прогресса останутся и спустя несколько лет, но возраст критического развития перенести нельзя. Конечно, в каждом случае необходим индивидуальный подход: в каком-то — эмоциональное и социальное состояние одаренного подростка может быть таким, что радика-льные перемены необходимы. Скажу лишь, что обычно сами подростки предпочитают оставаться с родными и друзьями. Важность дружбы для развития Я-концепции молодого человека невозможно переоценить — как и положительного отношения авторитетных для него взрослых, в том числе родителей и учителей. Нужно отметить, что в некоторых колледжах есть опыт работы с юными студентами. Обучение ведется по специальным программам. Тем не менее проблема эта весьма сложна и должна рассматриваться во всех аспектах. Каждый случай уникален, и все перечис-ленные вопросы должны быть проработаны—как с абитуриентом, так и с представителями колледжа. Во многих случаях эмоциональный климат в школе оказывает на ребенка негативное влияние и создает большие проблемы. Поступление в колледж может видеться родителям как лучший выход. Обсудите все еще раз на семейном совете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|