Равные возможности в семье
Общаясь в течение многих лет с детьми, я наблюда-ла, как дети играют роли, приличествующие им по при-знаку пола. Удивителыю, как рано проявляются в дет-ских играх половые стереотипы поведения. Несом-ненно, такие стереотипы развиваются — может быть, и неосознанно — в семье (Мо88, 1967). Некоторые педагоги приемлют и даже развивают эти стереотипы; учи-теля не раз говорили мне, что родители бывают недо-вольны, когда педагог пытается сломать стереотипиза-цию по признаку пола, в соответствии с которой маль-чики должны играть в кубики и машинки, а двигаться под звуки маршей, в то время как девочкам пристало нянчить кукол, заниматься уборкой, а танцевать под «прозрачную», легкую музыку. Хотя мы немало читаем о болыном прогрессе в преодолении традиционных барьеров для мужчин и женщин при выборе профессии и стиля жизни, старые представления чрезвычайно сильны. Стереотипизация по половому признаку особенно вредна для одаренных детей. Они в гораздо большей степени, чем менее способные сверстники, соединяют в себе свойства, характерные как для их собственного пола, так и для противоположного. Эта концепция по-лучила название психологической андрогинии * (Вет, 1974* Концепция психологической андрогинии была выдвинута аме-риканским психологом С. Бем. Согласно этой концепции люди соче-тают в себе психологические качества обоих полов.— Прим. ред.). Однако подобное синтезирование никогда не приветствовалосъ обществом. Традиционное определение «мужского» характера включает такие качества, как независимость и самоут-верждение. Аналогичное определение «женского» бази пуется на чувствительности в межличностном обще-и, зависимости и заботливости.
Те, кто занимается изучением творчески продуктив-личностей, обнаруживают, что обладающие таки- свойствами мужчины порой выглядят «женственны-и чувствительными, в то время как для женщин, относящихся к этой группе, могут быть характерны «мужествеыность» и независимость. Эти качества оце-ниваются по шкале, являющейся продолжением тради-ционного представления о делении на «мужское» и «женское». В то же самое время развитие в мужчинах и женщи-нах качеств, присущих противоположному полу, рас-ширяет для них диапазон общечеловеческого, раздви-гает рамки стереотипов. Взрослые обоих полов, сумевшие соединить оба этих аспекта, отличаются и довольно высоким уровнем самооценки, ощущением своей индивидуальности, что дает больше возможностей для реализации себя как, личности. Их характеру свойственны такие черты, как открытость, гибкость, расчет на собственные силы. В 1949 году известный антрополог Маргарет Мид шсала о так называемой «двойной цепи ожиданий», связывающих и мальчиков, и девочек. Мальчика учат добиваться успеха, а девочку—демонстрировать, что она ничего не добивается и никогда не добьется. По мнению Маргарет Мид, мальчик-неудачник и удачли-вая девочка рискуют одним и тем же: они никогда не будут избраны представителем противоположного пола. Несмотря на перемены, которые произошли в системе образования и законодательстве США, ситуация применительно к межличностным отношениям остается во многом такой же. Примером тому многочисленные публикации, рассказывающие о неудачных браках, где супруга занимала более высокий пост и соответственно больше зарабатывала. Во многих случаях это оказывало чрезвычайно болезненное влияние на мужчину и его самооценку. Эта информация очень важна для одаренных юношей и девушек, избирающих нетра диционные жизненные пути. Им следует помнить, что разрушение семьи можно предотвратить, опираясь на здоровое самоощущение и собственную систему ценно-стей. Лучше всего эти качества могут быть развиты за-ботливыми и тактичными родителями, которые избе-гают стереотипов в своих ожиданиях — независимо от пола ребенка.
На протяжении своей истории американское обще-ство ставило немало препон на пути одаренных дево-чек, стремящихся избрать мужскую карьеру. Одарен-ные молодые жешцины порой и сейчас оказываются в безвыходной ситуации, пытаясь соедшшть свои спо-собности и уровень образования с общественно при-емлемыми для женщин сферами приложения сил. Тра-диционные «женские» достоинства нередко и всерьез сталкиваются с практикой продвижения по работе. От женщин все еще ожидают покорности. Во всяком случае, она не должна самоутверждаться, и бо-же упаси, если оказывается агрессивной. В то же время амбициозное, агрессивное поведение у мужчин рас-ценивается положительно и ведет к продвижению по службе. В женщинах ценится физическая привлекательность и известная доля эротики. Молодых девушек часто подвигают именно к развитию этих черт. В то же время данные свойства в жешцине считаются несовместимы-ми с профессиональными качествами. С мужчинами этого не происходит, для них не существует таких пре-пятствий. Женские руки предназначены качать колыбель, жен-щина должна растить детей и ставить домашние дела выше работы. У мужчины, который проявляет подоб-ную систему ценностей, немного шансов преуспеть в карьере. Женщина же, отдающая предпочтение про-фессиональной, а не семейной жизни, воспринимается как малоприятное исключение из правил. Но правда и то, что все большее число просвещенных работодате-лей предоставляют женпщнам гибкий рабочий график, позволяющий сочетать работу с интересами семьи. Жешцине в современном мире все еще приходится боротъся с традиционным к себе отношением. Если она преуспевает и как жена, и как мать, и как профессионал, то по мнению многих, в чем-то одном она непременно «недорабатывать». И вместо того чтобы радо- ваться своей многогранности и полноте жизни, ей при-ходится постоянно бороться против стереотипов обще-ственного восприятия. Молодые женщины, добившиеся успеха в такой «хо-дьбе по канату», обычно говорят, что силы и упорство они черпали в поддержке отцов, которые помогали им стать самими собой и часто повторяли, что дети дол-жны быть такими, какими хотят.
Родительская поддержка в борьбе против давления социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, но, по мнению некоторых ученых, особенно для девочек. Часто из таких детей делают «одаренных учеников» и «девочек». Одаренные ученики должны, по общему мнению, наиболее полно развить свои способности, а девочкам «полагается» быть заботливьми и самоотверженными. Одаренных учеников должна отличать активность, страсть к познанию и самоутверждение. В девочках же культивируются пассивность и зависимость. Одаренных учеников готовят к полноценной, пол-ной испытаний карьере. А девочки должны уметь вести хозяйство. От одаренных учеников ожидают реализации их по-тенциала. А девочек учат на первое место ставить ка-рьеру мужа, Примерами такого отношения для них ча-сто являются собственные матери, а отцы очень редко словом или делом это опровергают. Всех нас формирует общество, в котором мы живем, и многие родители в той или иной мере повинны в том, что их одаренные дочери играют, в сущности, чужие роли. Родителям тоже нужна твердость, чтобы не быть конформистами, чтобы дети их могли свободно расти и преуспевать — как мальчики, так и девочки. многочисленных своих исследованиях, посвященному вопросу американский психолог Хорнер, опираясь на высказывания самих женщин, говорил о присущей одаренным женщинам боязни преуспеть. Родителям, особенно отцам, эта информация может многое прояснить в том, почему одаренные де. вочки далеко не всегда достигают своих вершин. Наиболее частой составляющей женской боязни преуспеть является опасение, что мужчины не при-емлют превосходства и лидерства женщины. Прояв-ляется это с особой яркостью в том, что девочки вдруг останавливаются в своем прогрессе и даже «возвра-щаются» назад. Это происходит в том возрасте, когда дети начинают проявлять интерес к противоположно-му полу. Существенный регресс в достижениях девочек замечен в возрасте 11—14 лет.
Второй фактор, отмеченный Хорнер,— это домаш-ние обязанности. (Всякий работающий человек нуждае-тся в том, чтобы кто-то за него занимался и хозяй-ством.) Родителям следует проследить, как в семье распре-деляются домашние обязанности. Зачастую от дочерей ожидается гораздо болыпий вклад, чем от их братьев. Вся семья рассматривает школьные и внешкольные за-нятия сына, а также и его работу, если он устраивается подзаработать карманных денег, как безусловный приоритет, а его домашние обязанности сводятся к ми-нимуму. От девочки же родители обычно требуют вы-полнения значительной части домашних дел, которые следуют по важности за школьными занятиями, а то выдвигаются и на первое место. Таким образом, у де-вочек в подростковом возрасте гораздо меньше шансов подработать, чем у мальчиков. Но по роду занятий и по времени, проведенному в домашних хлопотах, дети должны быть истинно рав-ны. Девочки, например, могут прекрасно сгрести граб-лями опавшие листья с лужайки, так же как мальчи-ки — вымыть пол на кухне. Такое равенство для де-тей должно подкрепляться и равенством родителей. Де-тей гораздо больше впечатляет то, что мы делаем, а не то, что говорим. Здесь уместно сказать несколько слов о всякого рода добровольчестве. Среди бесплатных волонтеров зличных организаций женщины находятся в подавляющем большинстве. Немногие мужчины имеют склонность или время для таких похвальных занятий. А вывод из этого следует такой: время мужчин несравненно более важно, чем женщин. Третьим фактором женской боязни преуспеть является, по мнению Хорнер, неуверенность в себе. Этот вывод подтверждается и исследованиями Флеминга и Холлинджер (1979), где содержались результа-ты опроса группы одаренных девочек из различных содиальных и культурных слоев. Несмотря на боль-шие способности, многие из девочек показали неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний в профессиональной сфере. Семья играет главную роль в формировании образа-Я ребенка. Важен ее вклад и в представление ребенка о будущей профессии. Зная, как много одаренные девочки могут потерять из-за неуверенности в себе, родители должны помочь им при-вести самооценку в соответствие с одаренностью и сформировать адекватные представления об избран-ной ребенком профессии. Четвертым препятствием на профессиональном пу-ти одаренных девушек является отсутствие примера. Во многих областях девочкам брать пример не с кого. По мере продвижения по профессионалыюй лестнице женщина редко встречает наставников-женщин. Обыч-но, чем выше она поднимается по служебной лестнице, тем чаще находится в компании мужчин. В традицион-но неженских сферах она зачастую оказывается одино-кой. Розалин Йалоу, женщина-физик, лауреат Нобелев-ской премии, которая вела серию передач на телевиде-нии о Мари Жолио-Кюри — ее коллеге и также лауреате Нобелевской премии,— очень точно отметила имен-но этрт аспект жизни Мари после смерти ее мужа. Роза-ЛИн йалоу описала и свое собственное ощущение одиночества, возникшее из-за нехватки ежедневного обще-Ия и обмена идеями. Еще одна представительница слабого пола, Розалинд Франклин, внесла большой лад в известное открытие Уотсоном и Криком двойной спирали ДНК.
Однако ее роль в открытии практически игнорировалась, что серьезно сказалось на ее здоровье и привед0 к ранней смерти. Есть еще и пример Джоселин Белд чьи работы о космических «черных дырах», похоже, попали в одну из них. Так что перспективы для девочек мечтающих о карьере ученого, не очень радужны. Чтобы в таком начинании выйти победителем, необходимо очень большое желание, упорство и сила собственного «Я». В 1979 году Флеминг и Холлинджер выступили с программой под названием „Project Choice ", предла-гающей конкретные меры по развитию способностей одаренных девочек, она принесла неожиданный успех: целый ряд удачливых в карьере женщин согласились участвовать в программе вместе с одаренными девоч-ками в качестве их наставниц. Собравшись вместе, жен-щины с удовольствием восприняли возможность по-мочь одаренным школьницам в поиске профессиональ-ных альтернатив. Представляется, что родителям ода-ренных девочек и мальчиков тоже не мешало бы попро-бовать себя в роли живого примера. Последний фактор в формировании боязни успе-ха — это отсутствие достаточного образования. Члены школьного совета — и мужчины и женщины,— находясь в плену стереотипов (из добрых, разумеется, побуж-дений), практически никогда не составят необходимо-го одаренной девочке расписания занятий. Помня об этом, родители могут немало сделать для расшире-ния возможностей одаренной девочки. Педагоги дол-жны утверждать равенство психологических возможно-стей наряду с равенством в доступности образования. А родителям следует на таком равенстве настаивать — особенно в раннем возрасте, в период формирования личности, когда закладывается основа надежд и устре-млений будущего взрослого. Удачливые в карьере женщины в числе положитель-ных факторов отмечали следующие: а) сильную поддержку родителей, особеняо отцов, б) громадное желание принять вызов должна знать и уметь в два раза болыпе муж-чины, чтобы добиться половины того, чего доби-вается он), в) пример женщин, добившихся успеха, г) собственный опыт в том, что профессиона-льный успех женщины совсем не обязательно означает крах в общении и личной жизни. Одаренный мальчик, проявляющий такие, считаю-тиеся женскими черты, как заботливость, чувствитель-ность, пассивность, также наказывается тем, что эти черты отвергаются его окружением, в том числе и ро-дителями. Отца, безусловно, радует сын, желающий стать инженером-конструктором. Но мальчик, кото-рый хочет быть писателем, вызовет у отца сомнение и разочарование. Нежная мать воспримет интерес ма-льчика к балету и приготовит ему трико и туфли для просмотра в балетной студии. В то же время отец, ве-роятнее всего, будет недоволен такими устремлениями сына, что сообщит мальчику мощный негативный им-пульс. Правда, сломать такой стереотип помог в какой-то мере сын президента Рейгана, который выступал в балетной труппе. Кстати, и внимание прессы к добрачной жизни Рейгана-младшего тоже сыграло свою роль в разрушении викторианских представле-шй. Взрослые мужчины, чьи воспитательские или арти-стические склонности подавлялись семьей и обще-ством, теперь могут находить поддержку в группах развития мужского сознания. Их меньше, чем соответ-ствующих групп для женщин, но они уже существуют во многих местах. Необходимость таких групп показы-вает, что стереотипизация качеств и моделей поведения оказывает тяжелое влияние как на женщин, так и на мужчин. Резкий рост феминистского движения и еще более жгучая необходимость устранить социоэкономический дисоаланс вызвали к жизни гораздо большее количетво литературы об отрицательных воздействиях на одаренных людей женского пола. Аналогичное изучение экспрессивных характеристик и мужской психики могло бы, вероятно, немад(р помочь и в понимании, и воспитании одаренных мадъ-чиков. Безусловно то, что мальчики испытывают бодь-шее давление со стороны родителей (мальчик должен преуспеть), а простор при выборе профессии, хотя и бо-лее широк, чем у девочек, тем не менее тоже подчиняе-тся стереотипам. Я вспоминаю собственное удивление, когда в на-шем якобы просвещенном доме дочери-подростки выразили озабоченность по поводу интереса, который их младший брат стал проявлять к вышиванию и вяза-нию. Мне удалось заставить их воздержаться от насме-шливых замечаний в адрес сына, но его сверстники очень скоро отучили его от «девчачьих» занятий. А мне на память осталось несколько его рукодельных вещиц. Наряду с этим дочери не задерживались с замеча-ниями, если их брат проводил меньше, чем они, време-ни у мойки или плиты. Неужели равенство предпола-гается только в нежелательных занятиях и не распро-страняется на приятные? Мамы и папы могут дать детям прекрасный пример непредвзятого отношения к вопросам пола, деля по-ровну домашние заботы и уважая профессиональные амбиции друг друга. Изучив множество семей одаренных детей в Ан-глии, д-р Фриман (1979) обнаружила, что матери наи-более благополучных детей школьного возраста рабо-тали и уделяли детям довольно мало времени. Другое исследование, проведенное в 1976 году Ферри и посвя-щенное изучению детей в неполных семьях, выявило, что матери, обремененные заботами, практический вообще не имеют времени на занятия с ребенком, что поведенческие и академические проблемы чаще возникают у детей из-за плохих материальных и жилищных условий или этнической дискриминации — а не из-за отсутствия родительской модели матери или отца. Стимулирование желательных черт — как «мужских», так и «женских» — в одном человеке поможет ему достичь болыпей полноты в жизни, сочетая независимость с чувствительностью, а самоутверждение с пониманием. Такой разносторонний ребенок в современ-Н0м обществе, находящемся в плену стереотипов «по половому признаку», нуждается в родительской под-держке, чтобы остаться открытым, гибким, не боя-щимся неоднозначности, не смущающимся «светских» условностей и твердо рассчитывающим на свои силы.
9. РАННЕЕ ДЕТСТВО Менее 10% американских школ имеют программы для одаренных детей. Но специалыюе обучение начи-нается лишь с третьего или даже четвертого класса. Опрос преподавателей на отделении, готовящем учите-лей одаренных детей в одном из штатов, показал, что программ для талантливых дошкольников и младших школьников практически не существует. Все это вызывает глубокое беспокойство педагогов и психологов, занимающихся развитием и воспитанием маленьких детей и знающих, к каким неблагоприятным психологическим последствиям приводит отсутствие интеллектуальной стимуляции и психолого-педа-гогической поддержки одаренных малышей в этот очень важный период их жизни (Whitmore, 1980). Роди-тели исключительно способных детей постоянно стал-киваются с проблемами такого рода и обращаются за помощью к специалистам. Многие родители в таких случаях прибегают к своему собственному опыту. В качестве руководителя практики будуших педаго-гов в детских садах и начальных классах школы я по-стоянно сталкивалась с присутствием детей, стремя-щихся быть в центре внимания, нарушающих «учебный процесс». В большинстве случаев учителя говорят о та-ких детях: «Просто не знаю, что с ним делать, я уже по-всякому пробовала. По документам у него IQ— 130, но здесь он ничего подобного не показывает: должно быть, ошибка». Стандартность такой ситуации привела меня к необходимости предложить новый подход к раннему распознаванию способностей ребенка. В та-ких ситуациях и детям и их родителям можно посочувствовать. Непросто и учителям—было бы гораздо лучше, если бы они имели некий «рецепт». Широко распространенное мнение о том, что дети обладают большими способностями м справляться с различными ситуациями и со-тветственно могут добиваться всего сами, особенно бедно в отношении детей в возрасте интенсивного раз-вития и формирования личности. Многие исследовате-ли обращают внимание на особую важность возраст-ного периода от 2 до 7 лет в психосоциальном и поз-навательном развитии. Хант (1961), Пиаже (1955, 1962), Блум (1964) и Шэффер (1980) отмечают важность ок-ружения в создании необходимого фона для оптима-льного развития ребенка. Маккарти (1980) в сборнике о воспитании детей самого раннего возраста указы-вает, что время поступления в школу может быть пери-одом наибольших стрессов для одаренного ребенка, периодом наибольшей асинхронности стадий развития (Регег, 1980). А Дэвид Фелдман (1979) отмечает, что вы-сокоодаренные дети не показывают замечательных до-стижений при отсутствии интенсивной и длительной пе-дагогической поддержки. В возрасте от 2 до 7 лет ребенок проходит не-сколько стадий развития — от той, что Эриксон (1963) называет «личностной автономией», через период лич-ной предприимчивости к стадии систематического по-знания и труда. При этом в ребенке укрепляется пони-мание собственной индивидуальности и того, какие стороны личности—помимо стремления к позна-нию — оказывают влияние на сферу познания. К числу таких сторон личности относятся пол, цвет кожи, мане-ра речи, одежда и проявление тех или иных способно-стей. Этот период жизни ребенка можно обозначить как переход от детской зависимости к детской само-стоятельности и компетентности. В некотором смысле Реорганизация растущей личности аналогична более знакомому нам понятию «кризис личности» в подростковом возрасте. Для маленького ребенка это период раздвоения между инстинктивной, необузданной Радостью роста и пока еще не осознанным зовом пробуждающегося «сверх-Я», взрослого который поддерживает и развивает самонаблюдение, самонаправление самонаказание. Именно в эти годы может утверди ться перфекционизм, который так ограничивает спо-собности одаренного ребенка (White, 1980). В этом случае понимание и поддержка родителей и учителя не-заменимы. Именно в этом возрасте, для которого характерны предприимчивость и старательность, ребенок готов учиться легко, с желанием, быстро «взрослея» в плане участия в совместных занятиях, в плане ответственно-сти. Ребенок хочет и может действовать сообща с дру. гими, придумывая новые игры, строя какие-то соору-жения и таким образом обретая ощущение собствен-ных возможностей (\УЫ1е, 1959). Ребенок готов пользо-ваться опытом своего учителя и следовать примеру своего «кумира». Именно сейчас влияние таких «куми-ров», с которыми одаренный ребенок себя идентифици-рует, может быть очень велико. Эриксон указывает, что эти ранние стадии (пред-приимчивость и трудолюбие) определяют направление возможного и реального, которое должно связать меч-ты и фантазии детства с целями активной и продуктив-ной взрослой жизни. В предыдущих главах мы уже говорили об этих от-личительных чертах одаренных детей, заключающихся во взаимно пересекающихся категориях познаватель-ного развития, психосоциальной чувствительности и физических характеристик. Здесь мы лишь вкратце по-вторим суть вышесказанного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|