Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20.5 Упражнение «Комиксы». 20.6 Упражнение на релаксацию «Избавление от тревоги». 20.7 Подведение итогов. 20.8 Ритуал: « Прощание»




20. 5 Упражнение «Комиксы»

 

Цель: вербализация негативных переживаний, связанных с травмой. Повышение групповой сплоченности.

Участники распределяются в 2 подгруппы.

 

Шаг 1. Каждая подгруппа получает задание изобразить на листе ватмана конфликтную ситуацию (ситуацию насилия) – так, чтобы смысл рисунка был ясен зрителям. Возле каждого персонажа как в комиксах оставить специальное незаполненное место для его 1) мыслей (чувств) и 2) слов.

 

Шаг 2. После этого группы обмениваются рисунками и записывают мысли и слова персонажей, которые им кажутся подходящими в данной ситуации. Распределяются роли для «озвучки»: каждый персонаж должен быть «озвучен» перед другой группой.

 

Шаг 3. Демонстрация рисунков с «озвучкой».

 

Шаг 4. Обсуждение.

- Что было изображено? Верно ли были поняты рисунки?

- Соответствуют ли мысли и слова персонажей ситуации?

- Чья «озвучка» показалась особенно выразительной?

 

Шаг 5. Доработать рисунки, усилив противодействие насильнику (изменить слова жертвы, возможно – добавить что-то в рисунок).

 

Шаг 6. Продемонстрировать рисунок с новой озвучкой (желательно поменяться ролями).

 

Шаг 7. Обсуждение способов и результатов противостояния насилию.

45 мин.

 

20. 6 Упражнение на релаксацию «Избавление от тревоги»

 

Цель: оптимизация эмоционального состояния.

Инструкция: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

10 мин.

 

20. 7 Подведение итогов

5 мин.

 

20. 8 Ритуал: « Прощание»

Приложение ко II этапу:

 

Возможные сюжеты игр для выявления и коррекции травматического опыта.

 

Ролевая игра «Гадкий утенок»

 

Цель: отреагирование эмоциональных переживаний, связанных с травмой. Коррекция негативных когнитивных установок.

Для детской группы (школьное насилие, домашнее насилие) возможен следующий сюжет:

Гадкий утенок.

Гадкий утенок не похож на своих братьев. Все на птичьем дворе дразнят его, обзывают и гонят от себя. Мама, с одной стороны, жалеет утенка. С другой стороны, ее раздражает, что он такой уродливый и не может делать все, как другие дети.

1. Разыгрывание ситуации (желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли утенка и в роли агрессора)

2. Обсуждение:

- Почему Гадкого утенка бьют и прогоняют?

- Кто виноват в этой ситуации?

- Почему с тем, кого бьют, не хотят дружить?

- Что делал и что чувствовал Гадкий утенок?

- У кого он может найти помощь?

Ведущему: при наличии времени возможны такие варианты обсуждения:

· В центр круга ставится игрушка утенка. Дети делятся на три группы – обвиняющие, защищающие и нейтральные. Каждая группа после пятиминутного совещания высказывает свои соображения по поводу ситуации.

· В центре игрушка, пустой стул или ведущий в роли Гадкого утенка. Половина детей высказывается от имени жителей птичьего двора, другая половина – от имени прохожих, наблюдающих ситуацию со стороны.

 Вопросы для обсуждения см. выше.

 

 

Ролевая игра « Зайчонок и Муха»

 

Цель: Цель: отреагирование эмоциональных переживаний, связанных с травмой. Коррекция негативных когнитивных установок.

 

Для детской группы возможен следующий сюжет игры:

Предыстория:

Зайчонок живет вдвоем с мамой-Зайчихой. Он плохо кушает, и мама часто расстраивается по этому поводу. Зайчонок не хочет расстраивать маму и начинает тайно выкидывать еду за окно, когда мама не видит, делая вид, что съел. Мама радуется, что сын стал хорошо кушать и хвалит его. Выброшенную еду поедает Мух (муха-дядя). Зайчонок не против. Но Мух растет от еды, становится все больше и больше, и Зайчонок начинает его бояться. Мух начинает требовать от Зайчонка, чтобы тот просил маму готовить больше еды, особенно такой, которая нравится Муху, и отбирает у Зайчонка уже всю еду. Зайчонок голодает. Если Зайчонок отказывается отдавать еду, Мух грозится съесть его маму. Зайчонок хочет признаться во всем маме, но почему-то не делает этого. Мама-Зайчиха замечает, что Зайчонок в последнее время стал каким-то не таким, с ним что-то происходит.

Для разыгрывания:

Мух кричит на Зайчонка, ругает его, что тот принес мало еды. Требует еще, грозится съесть маму. Зайчонок идет к маме, просит еще еды. Мама удивляется – она дает Зайчонку так много еды, а он худой и грустный.

Мама – хочет узнать правду. Зайчонок – боится рассказывать.

 

1. Разыгрывание.

2. Обсуждение:

- Кто виноват в этой ситуации?

- Что думает и что чувствует Зайчонок?

- Что думает и что чувствует мама?

- Почему Зайчонок не рассказал (долго не рассказывал) маме про проблему?

- Кто ему может помочь в этой ситуации?

3. Проигрывание с другим концом (Зайчонок признается маме, реакция мамы).

4. Обсуждение возможных последствий признания (в игре и в жизни).

 

Вариант ролевой игры для подростковой группы:

 

Шаг 1. Группа делится на 2 подгруппы. Каждая подгруппа продумывает ситуацию, в которой ребенок страдает от насилия (фантазийную или реальную). Обязательные роли: ребенок, над которым совершается насилие, агрессор. Желательно, чтобы были роли у всех членов группы. Ситуация проигрывается перед второй подгруппой. Аналогично вторая подгруппа представляет свою ситуацию.

 

Шаг 2. Дальше подгруппы меняются местами и разыгрывают предложенную другой подгруппой ситуацию несколько раз так, чтобы каждый ребенок побывал в роли ребенка и агрессора. Задача игрока в роли ребенка-жертвы – избежать насилия или противостоять ему.

 

Обсуждение:

- что чувствовал в роли ребенка?

- что чувствовал в роли агрессора?

- что было самым трудным?

- чем разыгранное похоже на собственную ситуацию?

- какие ходы (ребенка) оказались наиболее эффективными? Почему?

 

Шаг 3. Кто хочет попробовать применить эффективные способы выхода/противостояния? (2-3 проигрывания).

 

Круг обратной связи: что было трудно, что кажется важным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...