перформанс — это живое действие, которое происходит в каждый момент человеческой жизни. Это его теория, связанная с антропологией.
Искусство перформанса — это относительно новый термин, который ввела американский теоретик РозЛи Голдберг (RoseLee Goldberg) в начале 1970-х. Перформативные искусства отличаются от искусства перформанса. И те, и другие суть “живые” искусства (which happens live). Но перформативные виды искусств связаны с историей театра и музыки. Это искусство, которое происходит и показывается на публике. Американский театральный режиссер Ричард Шехнер (Richard Schechner) под термином перформанс подразумевал любое человеческое действие в повседневной жизни, т. е. определял перформанс как повседневное представление (every day performance). Он понимал искусство перформанса как новый тип антропологической теории и практики. Его идея заключалась в том, что перформанс — это живое действие, которое происходит в каждый момент человеческой жизни. Это его теория, связанная с антропологией. Одновременно искусство перформанса является исключительной практикой искусства, возникшей из экспериментов художников в области художественных практик в конце 1960-х в Соединенных Штатах и частично в России, которые хотели выйти за пределы объекта в визуальном искусстве, т. е. включить реальные человеческие тела в реальное присутствие. И главное отличие перформативных искусств от искусства перформанса заключается в том, что субъектом искусства перформанса является сам автор перформанса. В перформативных искусствах автор — это только сочинитель (composer) представления, он сочиняет или ставит перформанс. В искусстве перформанса автор является автором концепции, которую сам же и реализует. Он — одновременно тот, кто представляет идею и исполняет ее (introduce the idea and introduce the act).
Далее я хотел бы представить термин перформативность (performative) и различные концепты, связанные с этим термином. Термин перформативность был введен в конце 1950-х британским аналитическим философом Джоном Остином (John Austin) для описания специфических понятий в сфере лингвистики. В языке существует два вида высказываний: денотативное или относительное (denotative) и перформативное. Это значит, например, если я говорю, что за окном весна, вы смотрите за окно и видите, прав я или нет. Но если я уроню эти бумаги на пол и скажу вам: “Простите” — вы не сможете увидеть правдивость моих слов. Мое слово “простите” имеет значение только в конкретном культурном контексте. То же самое происходит когда вы, например, женитесь и стоите перед священником, который спрашивает: “Берете вы эту девушку в жены (или этого мужчину в мужья)? ” Вы можете ответить только “да” или “нет”. Вы не можете ответить “может быть”. Слова “да” или “нет” не отсылают к какому-либо конкретному предмету. Да или нет — это акт, или действие. И у этих действий есть последствия. Перформативность означает акт, или действие через слово. Следующее поколение теоретиков, особенно теоретики нового авангардного экспериментального театра ранних 1960-х, использовали термин перформативность для специфического обозначения театрального действия через тело. В классическом театре актер всегда представляет кого-то другого. Так, актер, который представляет Гамлета, представляет шекспировский текст. Но в экспериментальном театре человек, который стоит на сцене или улице, уже не представляет кого-то другого. Он представляет самого себя перед другими людьми. Если я скажу “быть или не быть” — это не мой вопрос, это вопрос Шекспира. Я только представляю эти слова вам. Но если я сделаю так (Мишко кусает себя за руку), то я окажу воздействие на свое тело перед вами. Это мое действие и моя боль. Это не представление шекспировской боли или идеи.
Идея перформативности соединена с такими видами действий. В середине 1960-х американский театральный режиссер Ричард Шехнер попытался основать новую науку, науку в искусстве. Он сказал, что хочет описать наши повседневные действия как действия перформанса. Он попытался развить антропологические идеи британского антрополога Виктора Тёрнера (Viktor Turner) и основать дисциплину, которая сможет объяснить все мотивы перформанса. Сейчас я представлю схему, в которой показаны теоретические и практические модели, которые использовал Шехнер. Из лингвистики он взял термин лингвистический акт (linguistic act), из французского постструктурализма он взял понятие ошибки (failure), из новой антропологии — понятие формы жизни (models of life). А из собственных performing studies использовал понятие модели поведения (models of behavior). Оно включает, например, то, как я пью воду, как произношу слова Шекспира, как смотрю в окно, на тебя, на то, что происходит между нами в этот момент, какое значение имеет наша встреча для меня, для вас, этого города, для всей планеты. Для Шехнера было важным восприятие лингвистического акта как перформативного. Через перформативный акт он показывает, что ошибка или провал — это часть нашей жизни. Он утверждает, что через перформативность формы жизни становятся материальными, мы можем увидеть их в реальных формах жизни. В этом смысле перформативные учения берут виды поведения, чтобы присвоить перформативное и сконструировать перформанс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|