Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мерс Каннингем и Ричард Фуллер




Мерс Каннингем и Ричард Фуллер

Вторая важная фотография — это шахматная партия между Марселем Дюшаном и Джоном Кейджем. Существует одна шутка, я предполагаю, что она придумана Кейджем. Но всё же я ее расскажу. В нью-йоркском центральном парке есть специальная шахматная зона, где стоят столы с шахматными полями. И в этом парке играют в шахматы как чемпионы по шахматам, так и бездомные. И одним воскресным утром два человека начали играть в шахматы. Один из них был пожилым человеком, а второй — молодой Джон Кейдж. Они не был знакомы и говорили на очень плохом английском. Один из них произносил на славянский манер свое имя Душан. Они играли в шахматы весь день, и целый день шел дождь. В какой-то момент Кейдж сказал: “Ты чемпион”. Пожилой человек ответил на плохом английском: “Да, я чемпион” — и начал смеяться. Кейдж сказал: ты похож на одного знаменитого старого французского художника, который умер много лет назад. На что пожилой человек ответил: “Ты заблуждаешься, ты провел весь день с этим французским художником. Я Марсель Дюшан”. И в этот момент началась эпоха неоавангарда.

 

Марсель Дюшан и Джон Кейдж

Кейдж взял основной принцип Дюшана — “всё есть искусство”,

это значит, что можно превратить всю свою жизнь, различные объекты, человеческие ситуации в искусство.

Кейдж показал, что когда, как на этой фотографии, он делает хлеб, когда он играет на пианино, в шахматы или читает лекцию, то он делает одно и то же — он исполняет музыку. Музыка — это всё.

После этого перформанс стал кристаллизоваться в новый вид искусства. Кейдж начинает преподавать в Новой школе (The New School for Social Research). И первое поколение его студентов, которые имели разное образование, создали новое художественное течение “Флюксус”, главной идеей которого стало “всё, что случается в жизни, — это искусство. Если вы спите, целуетесь, смотрите в окно, слушаете скучные лекции, сочиняете музыку — это искусство. Всё искусство. Искусство — это что-то, что меняет нашу жизнь. Это не только производство эстетических объектов или событий.

Это реальная трансформация человечества. Эта мысль — последняя художественная утопия ХХ века.

Я приведу вам два примера — художники Джордж Брехт ( George Brecht) и Генри Флинт (Henry Flint). Флинт по образованию был экономистом и хотел использовать искусство, чтобы изменить экономическую картину мира. Брехт — это типичный неоавангардистский дадаист, который из всего делал искусство. Он лил воду на горячую поверхность, капли падали, шипели и испарялись в воздух. Этот звук Брехт записал и затем превратил в музыку.

Одновременно в Европе также начинается неоавангард, который активно поддерживается французским правительством. Это должно было стать французской культурной революцией в противовес культурной революции в США. Перформативные неоавангардные эксперименты происходили как в частных студиях, так и в публичных городских пространствах. Но если, например, в США в таких акциях участвовало 30–40 человек, то во Франции благодаря поддержке правительства такие акции носили более масштабный характер. Например, знаменитая “Монотонная симфония” Ива Кляйна, когда он покрывал синей краской обнаженные тела моделей, которые затем оставляли отпечатки на белых листах бумаги. Наблюдать эту акцию собралось 25 тысяч человек.

Ив Кляйн

Также очень важна для истории перформативных искусств 1960–1970-х фигура польского художника и театрального режиссера Тадеуша Кантора (Tadeusz Kantor), который создавал перформансы и сам в них также участвовал. Другая фигура — итальянский художник Пьеро Мандзони (Piero Manzoni), который занимался перформансами, например, оставлял следы на своем теле, но никогда не показывал эти перформансы публично.

В 1960-х появился новый термин для живых искусств — event art, или искусство, которое случается, впоследствии названное хэппенингом (happening). Многие художники работали в этом направлении. Например, Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg) создал балет, для которого он полностью сочинил хореографию. Но, и это важно отметить, он не стал хореографом, т. е. не сменил свой статус художника на хореографа. Он выступал именно в роли художника, который сочиняет хореографию. Аллан Капроу (Allan Kaprow), один из учеников Кейджа, ввел термин хэппенинг арт, суть которого заключалась в интерактивности между художником и публикой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...